Программа по профилактике и коррекции письма
рабочая программа на тему

Ляпкова Елена Хайдяровна

Программа по профилактике и коррекции письма 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrektsii_pisma_red.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая программа по профилактике и коррекции письма

Пояснительная записка

Настоящая программа посвящена предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся младших классов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость данной программы обусловлена тем, что в последнее время среди детей  увеличилось количество учеников, имеющих нарушения письменной речи, характеризующиеся наличием всех видов ошибок дисграфического характера. Среди которых преобладают ошибки, связанные с недостаточно выработанной связью между звуком и буквой, его обозначающей.

Программа опирается на психофизиологические особенности усвоения навыка письма и чтения детьми со сложной структурой дефекта.

Цель программы - комплексное воздействие на все стороны устной и письменной речи в процессе логопедической работы.

Адресат программы: дети с дисграфией и дислексией«смешанного типа», обусловленной СНР различного уровня речевого развития.

Логопедическая работа по данной программе направлена на решение следующих задач:

1. Развитие у учащихся слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем.

4. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.

5. Развитие процессов фонематического анализа и синтеза.

6. Развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).

7. Развитие процессов зрительногогнозиса, дифференциация оптически сходных фонем.

8. Обогащение лексического запаса.

9. Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие связной речи.

11. Развитие мелкой и ручной моторики.

12. Развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.

Программа рассчитана на учебный год.

С 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая – диагностика речевого нарушения. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.

В конце каждой четверти со 2 по 4 класс исследуется техника чтения учащихся.

Содержание

1 класс

1 этап – диагностический.

Проводится полное логопедическое обследование учащихся.

2 этап – подготовительный.

Направления работы:

1. формирование учебной деятельности;

2. развитие пространственной ориентировки;

3. развитие зрительного восприятия;

4. развитие внимания;

5. развитие памяти;

6. развитие мелкой моторики рук;

7. развитие артикуляционной моторики;

8. развитие слухового восприятия;

9. развитие словесно-логического мышления.

3 этап – основной.

Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с различными речевыми нарушениями. При этом логопед уделяет больше внимания детям, страдающим дизартрией.

В программу включена также работа над всеми звуко-буквами (в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте). Эта работа направлена на развитие фонематического восприятия. Ребенок должен «увидеть» звук, то есть увидеть характерные особенности положения губ, языка при его произношении, научиться

1. дифференцировать каждый звук от других звуков;

2. выделять звук из ряда звуков, слогов, слов;

3. определять место звука в звуковом ряду, слоге, слове;

4. подбирать слова на заданный звук;

5. анализировать звуковой состав слогов, слов;

6. читать, записывать слоги, слова;

7. работать с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.

Еще одно направление работы в первом классе это работа по увеличению словаря учащихся, формированию лексико-грамматических категорий, связной речи.  Эта работа проводится по основным лексическим темам.

2  класс

Коррекционно-логопедическая работа условно делится на этапы:

1 этап – основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия и дифференциации гласных и согласных фонем. По мере усвоения этого навыка дети обучаются выделять звук из слова в различных фонетических позициях с опорой на акустическое восприятие и по представлению. Данный этап завершается обучением детей вычленению всех фонем в заданном слове.

2 этап – учащиеся знакомятся со слоговой структурой слова и слогообразующей функцией гласных звуков. Вся дальнейшая деятельность на этом этапе направлена на формирование у учащихся навыков слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Практическим результатом данного этапа работы является коррекция у детей дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова, что проявляется в преодолении пропусков букв, слогов, перестановок в словах.

Затем начинается работа над слогоритмическим анализом слов, в ходе которой дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласных звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного гласного звука из слов различной слогоритмической структуры.

3 этап – завершается сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах.

3 класс

1 этап – продолжение работы над звуко-слоговым и звуко-буквенным анализом и синтезом слова.

2 этап – основная работа проводится над дифференциацией твердых и мягких согласных звуков. Уточняются знания об образовании гласных второго ряда. Проводится работа по обозначению мягкости согласных гласными буквами я, е, ё, и, ю, дифференциация твердых и мягких согласных. Ь как показатель мягкости, разделительный ь.

3 этап – дифференциация гласных звуков и букв, имеющих акустико-артикуляционное, оптическое и кинетическое сходство.

4 этап – дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустико-артикуляционным, оптическим и кинетическим признакам.

На всех этапах работа над дифференциацией звуков строится в следующей последовательности:

- каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);

- затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, предложении и связном тексте.

3 дополнительный класс:

1 этап – дифференциация понятий «звук», «буква». Фонетико-фонематический анализ слов. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Гласные второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных. Слогоритмическая организация слова.

2 этап – основная работа проводится по развитию морфемного анализа и синтеза слова. Корень слова (однокоренные родственные слова), суффикс (суффиксальный способ образования слов), приставка (приставочный способ, разделительный твердый знак), окончание. Сложные слова (основной способ их образования, морфемный состав).

3 этап – формирование и совершенствование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов.

4 этап – коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне. Развитие лексической стороны речи (уточнение лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, глагол, предлог), слов-антонимов, синонимов. Понятие о предлоге как о самостоятельном слове. Формирование навыка практического использования предлогов. Дифференциация предлога и приставки.

4 класс

Коррекционно-логопедическая работа ведется на синтаксическом уровне.

1 этап – формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры словосочетания, предложения. Дифференциация понятий текст – предложение – слово. Формирование умения определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи.

2 этап – слова, обозначающие предметы. Работа проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, род имени существительного, склонение имен существительных.Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.

3 этап – слова, обозначающие действие предмета. Изменение глаголов по временам, числам, родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с именами существительными в числе, роде.Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.

4 этап – слова, обозначающие признаки предметы. Род имени прилагательного, изменение имен прилагательных по числам. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.

5 этап – формирование связной речи, расширение и обогащение словарного запаса. Разные виды пересказа (подробный, выборочный). Составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по плану. Работа с текстом. Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Система коррекционных занятий составлена с учетом программы обучения русскому языку в 4 классе и способствует подготовке школьника к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений.

Логопеды оставляют за собой право изменять количество часов, переставлять, пропускать или добавлять темы в зависимости от потребностей учащихся.

При подготовке программыиспользовались методические пособия следующих авторов: Л.Н.Ефименковой, В.В. и С.В.Коноваленко, В.И.Городиловой,М.З.Кудрявцевой, И.А.Тихоновой, Р.И.Лалаевой, Л.Т.Милостивенко, Л.Г.Парамоновой.

Материалы, заимствованные из книг данных авторов, адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программу составила учитель-логопед Ляпкова Е.Х.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Важнейшее направление реабилитационной работы – развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа Я. Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им ...

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников

В материале представлена программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Материал может быть использован в работе психолога, социального педагога , воспитателя....

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.

Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине  и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе...

«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».

Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...