Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.
учебно-методический материал

паукова светлана яковлевна

Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине  и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу, то ему будет сложно усваивать и дифференцировать оптически сходные буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_i_korrektsiya_zerkalnogo_pisma.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

                     Профилактика и коррекция «зеркального письма» у будущих первоклассников.    

                                                                                                                                                                                                                                                                       Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр.                                                                                                 

Причины: несформированность зрительно-пространственных представлений; нарушение зрительного восприятия; нарушение зрения; скрытая или явная леворукость.                                                                                                                                                                                       

Последствия: затруднения в обучении грамоте, снижение качества чтения и письма.                                                                                                                                 Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать оптически сходные буквы.                                                                                                                                                                        

Подготовительный этап помогает развивать у детей ориентировку на себе, в пространстве и на листе бумаги:                                                                                                                              - дифференциация правой и левой руки                                                                                                                                                                                                        -ориентировка в собственном теле                                                                                                                                                                                                                     - ориентировка в окружающем пространстве с учётом расположения предмета справа  или слева  от ребёнка                                                                                                                                                   - определение местонахождения предметов по отношению друг к другу                                                                                                                                                                -ориентировка  на листе бумаги: написание графических диктантов                                                                                                                                                                                                  

Этап коррекции "зеркального» письма"                                                                                                                                                                                                       -развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином                                                                                                                                                                                                                                                  -развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв, выкладывания различных фигур, орнаментов   -воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков                                                                        -сопровождение пальчиком по букве                                                                                                                                                                                                          -обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)                                                                                                                                           -развитие тактильных ощущений (узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                -поиск букв, наложенных друг на друга.                                                                                                                                                                                                            -выделение букв, написанных одна на фоне другой                                                                                                                                                                                                                

Заключительный этап работы -письменные упражнения:                                                                                                                                                                     -письмо смешиваемых букв под диктовку в неопределенной последовательности. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».                                                                                                                                                       -после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, слов, предложений                                                                                                                Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В процессе выполнения письменных упражнений нужно  внимательно следить как за направлением письма в целом ( слева направо), так и за способом написания каждой буквы.                                                                                                                                                                                                                          

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко. Для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками, а в дальнейшем научить соблюдать единый орфографический режим.                                                                                                                                                          

Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания педагогов и  родителей. Коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе!

                                                                   Литература (практические пособия):  

Гаврина С.Е., Кутявина Н.А. и др.  Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Изд.Академия развития  Ярославль 2002г.

Журнал "Смекалочка" № 3 (67)   2013г.  Рисуем по клеточкам. Подготовка к школе.

Татаринкова Л.Ю. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. Для детей 5-6 лет. Издательский Дом "Литера" С-П 2011 ч.1 и ч.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."

Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...

Консультация "Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи"

Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....