Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.
учебно-методический материал
Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу, то ему будет сложно усваивать и дифференцировать оптически сходные буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_i_korrektsiya_zerkalnogo_pisma.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция «зеркального письма» у будущих первоклассников.
Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр.
Причины: несформированность зрительно-пространственных представлений; нарушение зрительного восприятия; нарушение зрения; скрытая или явная леворукость.
Последствия: затруднения в обучении грамоте, снижение качества чтения и письма. Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать оптически сходные буквы.
Подготовительный этап помогает развивать у детей ориентировку на себе, в пространстве и на листе бумаги: - дифференциация правой и левой руки -ориентировка в собственном теле - ориентировка в окружающем пространстве с учётом расположения предмета справа или слева от ребёнка - определение местонахождения предметов по отношению друг к другу -ориентировка на листе бумаги: написание графических диктантов
Этап коррекции "зеркального» письма" -развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином -развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв, выкладывания различных фигур, орнаментов -воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков -сопровождение пальчиком по букве -обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием) -развитие тактильных ощущений (узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.) -поиск букв, наложенных друг на друга. -выделение букв, написанных одна на фоне другой
Заключительный этап работы -письменные упражнения: -письмо смешиваемых букв под диктовку в неопределенной последовательности. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит». -после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, слов, предложений Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В процессе выполнения письменных упражнений нужно внимательно следить как за направлением письма в целом ( слева направо), так и за способом написания каждой буквы.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко. Для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками, а в дальнейшем научить соблюдать единый орфографический режим.
Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания педагогов и родителей. Коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе!
Литература (практические пособия):
Гаврина С.Е., Кутявина Н.А. и др. Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Изд.Академия развития Ярославль 2002г.
Журнал "Смекалочка" № 3 (67) 2013г. Рисуем по клеточкам. Подготовка к школе.
Татаринкова Л.Ю. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. Для детей 5-6 лет. Издательский Дом "Литера" С-П 2011 ч.1 и ч.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....
Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."
Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...
Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.
По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...
Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)
Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Рекомендации логопеда...
Консультация "Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи"
Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....