Коррекционно-развивающая программа по профилактики и коррекции деструктивного поведения у подростков
рабочая программа по психологии
Программа разработана для работы с подростками 5-11 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛО «Сиверская школа-интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол №1 от «27» августа 2024г. | «Принято» решением педагогического совета протокол №1 от «28» августа 2024 г. | «Утверждена» приказом ВРИО директора школы Чинчирик В.С. №13 от 30 августа 2024 г. |
Рабочая коррекционно-развивающая программа
«Профилактика и коррекция деструктивного поведения у подростков»
для обучающихся 5-10 классов
на 2024 - 2025 учебный год.
Разработала педагог-психолог:
Земцовская Илона Владимировна
п. Сиверский
2024г.
1.Пояснительная записка
Рабочая коррекционно-развивающая программа по коррекционному курсу по профилактики и коррекции деструктивного поведения для обучающихся 5-10 классов (далее - программа) является частью Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Сиверская школа-интернат», которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599.
Программа разработана на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Профилактика и коррекция деструктивного поведения подростков» для обучающихся 5-10 класов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Левитова Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева,Семенюк Л.М., Петров В.Г., Павлова Н.Н.
При разработке программы также учитывались требования следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.2023 N 223-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
- Устав ГБОУ ЛО «Сиверская школа-интернат».
Актуальность программы.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.
Актуальность проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних для современной России связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в систематизированной педагогической поддержке и помощи. Для таких подростков могут быть характерными ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности, неприязни по отношению к взрослым, нормам и правилам поведения в обществе, моральным устоям общества, потеря веры в справедливость окружающего мира, замещение духовных ценностей материальными, желание выразить себя через нарушение принятых норм поведения или противоправные действия. Среди причин описываемого явления можно назвать ненадлежащее исполнение взрослыми своих родительских обязанностей, нарушение прав ребенка, невнимательное и равнодушное отношение к детям как дома, так и в образовательном учреждении, психологический климат в школе, неспособность части населения приспособиться к динамически меняющимся условиям жизни, постоянная занятость родителей, мешающая им проводить необходимое количество времени с детьми, низкий уровень жизни семьи, не позволяющий должным образом обеспечить досуг обучающихся.
Последствиями безнадзорности может становиться увеличение числа правонарушений несовершеннолетними, девиантное поведение, дезадаптация подростков в социальной среде, вредные привычки, включая табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Перед образовательными учреждениями встает задача организации эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию поддержки в развитии личности и формировании социально приемлемого поведения подростка, помощи в социализации личности
Цель: Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся.
Задачи:
1. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, либо ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
2. Способствовать формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.
3. Повышать самосознание обучающихся через разнообразные формы работы.
4. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.
5. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
7. Обеспечение внеурочной занятости обучающихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы коррекционно- развивающего курса
« Профилактика и коррекция деструктивного поведения подростков »
- создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
- снижение тенденции роста противоправных деяний,
- сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательной организации
- формирование у подростков нравственных качеств и представлений об общечеловеческих ценностях,
- формирование устойчивых ценностей здорового образа жизни,
- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими,
- внедрение норм толерантного сознания в социальную практику учащихся, неприятия экстремизма, нетерпимости к любому проявлению жестокости и агрессивности к людям различных национальностей, разных вероисповеданий,
- реализация государственных гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования.
Описание места коррекционно- развивающего курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часа (2 ч в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Срок реализации программы 1 учебный год.
Содержание программы.
1 этап - Диагностический
Цель: диагностическое исследование подростка.
- Наблюдение за воспитанниками в разных ситуациях.
- Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
- Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
- Исследование (обследование) эмоциональной сферы ребенка.
- Диагностика тревожности и депрессии.
Входная диагностика
- Цветовой тест Люшера – измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков.
- Проектная методика «Человек под дождем» – измерение готовности человека справляться с трудностями, а так же применяемые защитные механизмы.
- Методика «Барашек в бутылке» – выявление уровня тревожности и готовности к сепарации.
- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) – выявление уровня сформированности суицидальных намерений.
2 этап – Теоретически- практический.
Цель: Познакомить с видами деструктивного поведения и способами устранение недостатков в развитии личности подростков.
-Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.
-Проведение коррекционных занятий направленных на:
- профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
- снижение асоциального поведения воспитанников;
- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.
Тематический план
№ п.п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | ВВЕДЕНИЕ. ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. | 2 |
2. | Входная диагностика. | 2 |
3. | Делинквентное поведение (противоправное – 1вид) | 12 |
4. | Аддиктивное поведение | 12 |
5. | Рискованное поведение и отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности (буллинг, терания) | 12 |
6. | Суицидальное поведение | 10 |
7. | Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение | 3 |
8. | Социально-паразитарное поведение | 8 |
9. | Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации | 6 |
10. | Рефлексия. | 1 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата |
1 четверть (16 часов) | ||||
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ-2 | ||||
1.1. | ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: - Делинквентное поведение (противоправное – 1вид). - Аддиктивное поведение. - Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности (буллинг, терания). - Суицидальное поведение. - Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение. - Социально-паразитарное поведение. - Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации. | Дать представление учащимся о видах деструктивного поведения. | 2 | |
Раздел 2. Диагностика-2 | ||||
2.1. | Диагностика. Проектная методика «Человек под дождем». Цветовой тест Люшера Методика «Барашек в бутылке» Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) |
- измерение готовности подростка справляться с трудностями;
| 2 | |
Раздел 3. Делинквентное поведение (противоправное )-12 | ||||
3.1. | Что такое делинквентное поведение? К чему оно ведёт? Примеры делинквентного поведения. | Дать представление учащимся о делинквентном (противоправном) поведении. | 2 | |
3.2. | Насильственные поступки. Что это такое и какое наказание за этим последует? | Дать представление учащимся о «насильственных поступках» Познакомить с правовой базой. | 2 | |
3.3. | Корыстные поступки. Что это такое и какое наказание за этим последует? | Дать представление учащимся о «корыстных поступках» Познакомить с правовой базой | 2 | |
3.4. | Криминальная субкультура.(Редан) Что это такое и какие последствия для участников этой субкультуры? | Дать представление учащимся о «криминальных субкультурах» Познакомить с правовой базой . | 2 | |
3.5. | Молодёжный экстремизм. (Скулшутеры)Что это такое и какие последствия несёт молодёжный экстремизм? | Дать представление учащимся о «молодёжном экстремизме». Познакомить с правовой базой . | 2 | |
3.6. | Что такое скрытое делинквентное поведение? | Дать представление учащимся о «скрытом делинквентном поведении» Познакомить с правовой базой . | 2 | |
II четверть (16 часов) | ||||
Раздел 4. Аддиктивное поведение-12. | ||||
4.1. | Что такое аддиктивное поведение? К чему оно ведёт? Примеры аддиктивного поведения. | Дать представление учащимся об аддиктивном поведении. Сформировать представление о последиствиях аддиктивного поведения. | 2 | |
4.2. | Химические аддикции. Курение. | Дать представление учащимся о ценности здорового образа жизни. | 2 | |
4.3. | Химические аддикции. Алкоголизм. | Дать представление учащимся о ценности здорового образа жизни. | 2 | |
4.4. | Химические аддикции. Токсикомание. | Дать представление учащимся оценности здорового образа жизни. | 1 | |
4.5. | Химические аддикции. Наркомания. | Дать представление учащимся о ценности здорового образа жизни. | 2 | |
4.6. | Нехимические аддикции. Зависимость от компьютерных игр, социальных сетей. Зависимость от азартных игр. | Дать представление учащимся о вреде компьютерной зависимости, зависимости от азартных игр. | 2 | |
4.7. | Биохимические аддикции. Анорексия. Булимия. Зависимость от диет. | Дать представление учащимся о ценности здорового образа жизни . | 1 | |
Раздел 5. Рискованное поведение и отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности (буллинг, терания)-12 | ||||
5.1. | Что такое рискованное поведение и отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности ?(буллинг, терания) | Дать представление учащимся о понятиях и видах «рискованного и отклоняющегося или агрессивного поведения». | 1 | |
5.2. | Агрессия. Буллинг и его виды.Маркеры агрессивного поведения. | Дать представление учащимся о буллинге и его последствиях. | 1 | |
5.3. | Физический буллинг. | Дать представление учащимся о физическом буллинге и его последствиях. | 1 | |
5.4. | Психологический буллинг. | Дать представление учащимся о психологическом буллинге и его последствиях. | 1 | |
III четверть (20 часов) | ||||
5.5. | Кибербуллинг. Буллицид. | Дать представление учащимся о кибербуллинге и буллициде и его последствиях. | 2 | |
5.6. | Зацепинг. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности? Маркеры рискованного поведения. | Дать представление учащимся о зацепинге и его последствиях. | 1 | |
5.7. | Трайнссерфинг. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности? | Дать представление учащимся о трайнссерфинге и его последствиях. | 1 | |
5.8. | Руфинг. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности? | Дать представление учащимся о руфинге и его последствиях. | 1 | |
5.9. | Диггерство. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности? | Дать представление учащимся о диггерстве и его последствиях. | 1 | |
5.10. | Сталкерство. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности?
| Дать представление учащимся о сталкерстве и его последствиях. | 1 | |
5.11. | Опасное селфи. Что это такое и какие последствия от данного вида деятельности? | Дать представление учащимся о опасном селфи и его последствиях. | 1 | |
Раздел 6. Суицидальное поведение-10. | ||||
6.1. | Что такое суицид и суицидальное поведение? Виды суицидального поведения. | Дать представление учащимся о «суициде» и видах суицидального поведения. | 2 | |
6.2. | Демонстративно-шантажное суицидальное поведение. | Дать представление учащимся о демонстративно-шантажном суицидальном поведении. | 2 | |
6.3. | Аффиктивное суицидальное поведение. | Дать представление учащимся о фффиктивном суицидальном поведении. | 2 | |
6.4. | Альтруистическое суицидальное поведение. | Дать представление учащимся о альтруистическом суицидальном поведении. | 2 | |
6.5. | Истинное суицидальное поведение. | Дать представление учащимся о истинном суицидальном поведении. | 2 | |
Раздел 7. Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение-3 | ||||
7.1. | Что такое патологичное сексуальное и репродуктивное поведение? | Дать представление учащимся о патологии сексуального поведения и общечеловеческих традиционных ценностях. | 2 | |
IV четверть (16 часов) | ||||
7.2. | Возрастные психологические особенности подростков, обуславливающие высокий риск искажения сексуального и репродуктивного поведения. | Дать представление учащимся о патологии сексуального поведения и общечеловеческих традиционных ценностях. | 1 | |
Раздел 8. Социально-паразитарное поведение-8. | ||||
8.1. | Социально-паразитарное поведение. Проституция. | Дать представление учащимся о паразитарном поведении. | 2 | |
8.2. | Социальное иждивенство. | Дать представление учащимся о паразитарном поведении. | 2 | |
8.3. | Профессиональное нищенство. | Дать представление учащимся о паразитарном поведении. | 2 | |
8.4. | Профессиональное бродяжничество. | Дать представление учащимся о паразитарном поведении. | 2 | |
Раздел 9. Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации - 6 | ||||
9.1. | Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации. Что это такое? | Дать представление учащимся об отклонениях в поведении и нарушении социально-личностной реализации. | 2 | |
9.2. | Отвергаемые субкультуры. Что это такое? | Дать представление учащимся о отвергаемых субкультурах. | 1 | |
9.3. | Фрик-стиль. Что это такое? | Дать представление учащимся о фрик-стиле. | 1 | |
9.4. | Шок-стрим. Что это такое? | Дать представление учащимся о шок-стриме. | 1 | |
9.5. | Треш-стрим. Что это такое? | Дать представление учащимся о треш-стриме. | 1 | |
Раздел 10. Рефлексия.-1 | ||||
10.1. | Итоговое занятие - рефлексия « Что полезного, нового я узнал?» | Получить обратную связь и вспомнить весь курс « Деструктивного поведения» | 1 | |
Всего | 68 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Материально-техническая база для реализации программы «Профилактика и коррекция деструктивного поведения подростков» включает в себя использование специальных технических средств обучения коллективного пользования: оборудование для воспроизведения мультимедийных презентаций и обучающих видеоматериалов (компьютер, интерактивная доска, принтер или МФУ);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения....
Статья "Методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростка в работе классного руководителя"
Статья может быть использована в работе классного руководителя...

Коррекция деструктивного поведения
Открытое занятие для глубоко умственно - отсталых детей, из серии занятий праграммы " Киндер-сказка "...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...
Профилактика суицидального и деструктивного поведения детей и подростков
Цель: формирование психологической готовности педагога к профилактической работе с подростками группы суицидального риска.Задачи:Ознакомить с теоретическими основами темы;Предложить комплекс мероприят...
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.
Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...