Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов во 2, 3 и 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 401
Колпинского района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «РЕКОМЕНДОВАНО К «УТВЕРЖДАЮ
методическое зам. Дир. по УВР ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Директор школы
объединение _______________ педагогический совет _________________
учителей «___»_______201__г. протокол №__________ приказ № _____
протокол №______ от__________________ от_______________
от_______________ секретарь____________
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По профилактике и коррекции устной и письменной речи у
учащихся начальной школы
для 1-4 класса
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Автор-составитель
Учитель-логопед: Демченко Л.Н.
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих сложности при усвоении школьной программы. Одной из основных причин являются нарушения устной и письменной речи.
У младших школьников с нарушением устной речи неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Кроме того неустраненные недостатки звукопроизношения создают угрозу возникновения дисграфии.
При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками (перестановками, заменами, пропусками букв), обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением» (Р.И.Лалаева, 1998).
Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме (пропусками, заменами, перестановками, нарушениями границ слов и предложений и т.д.), которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органической патологии).
Таким учащимся необходима логопедическая помощь.
Данная программа направлена на предупреждение и коррекцию смешанной дисграфии у учащихся 1-4 классов. Так как процент смешанных форм дисграфии значительно выше, чем в одном ее варианте.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА:
- на основе рабочих программ по логопедии: Н.Н.Яковлевой, О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, Э.А.Купцовой
- в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике
- с учетом симптоматики и степени выраженности речевых нарушений и основывается на теоретических положениях:
1. Комплексное воздействие анализаторов (И.П.Павлов)
2. Компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С.Выготский, П.К.Анохин)
3. Динамическая локализация психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия)
В коррекционной работе используются данные психолингвистики:
- принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
- принцип учета зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский)
Программа опирается на принципы: системности, комплексности, учета симптоматики, онтогенетический принцип развития речевой системы, опоры на сохранные анализаторы, последовательности и поэтапности в работе, доступности и наглядности, а также индивидуального подхода.
ЦЕЛЬ программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников.
ЗАДАЧИ:
- развитие фонематического восприятия
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление)
- коррекция нарушений звукопроизношения
- повышение уровня речевого развития путем обогащения и активизации словарного запаса
-коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
- развитие связной речи
- выработка достаточно прочных навыков грамотного письма
Логопедические занятия в классах ОВЗ проводятся индивидуально и малыми подгруппами. Индивидуально – с одним учащимся в течение 15 минут. С подгруппой (2-4 учащихся) – 25 минут. Комплектование групп определяется схожестью нарушений речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.
СОДЕРЖАНИЕ:
Программа рассчитана на 34 учебные недели.
Коррекционная работа по преодолению нарушений устной и письменной речи проводится в три этапа: первый - диагностический, второй – коррекционный и третий – оценочный.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИЛИ ОБСЛЕДОВАНИПЕ
На этом этапе проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП – КОРРЕКЦИОННЫЙ
В течение всего коррекционного этапа осуществляется работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи. Работа проводится по направлениям, соответствующим выявленным нарушениям.
Коррекционная работа на фонетическом уровне проводится по устранению недостатков звукопроизношения и развитию фонематического восприятия.
Работа над слоговым и звукобуквенным составом слов: дети учатся делить слова на слоги, распознавать и выделять гласные звуки (учитывая, что пропуск гласных букв в словах является одной из самых распространенных дисграфических ошибок).
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: проводится работа по уточнению значений слов, имеющихся в словарном запасе детей; обогащению и расширению словарного запаса; словообразованию.
Дифференциация букв, имеющих оптико-кинематическое сходство: проводится работа над зрительным (буквенным) гнозисом, по развитию четкого и дифференцированного восприятия букв, по развитию конструктивной деятельности (составлению букв из элементов, лепки и т.д.)
Коррекционная работа на морфологическом уровне: проводится работа над смыслоразличительной ролью ударения в слове. Определяется разница в звучании одного и того же гласного в ударной и безударной позиции. Далее: анализ групп родственных, однокоренных слов; подбор однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов.
Дифференциация твердых и мягких согласных: на данном этапе учим детей слышать и различать твердые и мягкие согласные, так как твердое и мягкое звучание тесно связано с последующей гласной. Продолжается изучение гласных второго ряда: я, е, е, ю. Уточняется и закрепляется понятие – второй способ обозначения мягкости. Мягкий знак на конце и в середине слов, как показатель мягкости согласного звука.
Дифференциация согласных, сходных по артикуляторно-акустическому признаку: проводится работа по различению согласных звуков и букв в устной и письменной речи. Дифференциация звонких и глухих, шипящих и свистящих, аффрикат и их компонентов.
3 этап ОБСЛЕДОВАНИЕ
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы:
1-2 – обследование фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи
2-4 – проверка навыков письма (списывание, диктант).
Результаты обследования отражены в речевых картах, диаграммах, сводной итоговой таблице.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ДИАГНОЗОМ ОНР
№ | Тема раздела | Кол. Час. | Содержание раздела | Планируемый результат |
1 ЭТАП. | 5 | ДИАГНОСТИКА | ||
1. | Обследование состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики. | 1 | ||
2. | Обследование звукопроизнош. | 1 | ||
3. | Обследование фонематических процессов | 1 | ||
4. | Обследование словаря и лексико-граммат. Строя речи | 1 | ||
5. | Исследование состояния чтения | 1 | ||
2 ЭТАП | 56 | КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА | ||
6. | Знакомство с кабинетом. Уточнение пространствен- Ных, временных Представлений. | 2 | Развитие пространственных ориентировок, временных представлений | Профилактика оптической дисграфии. |
7. | Строение и функции речевого аппарата | 2 | Знакомство с органами артикуляции, их функциями. Выполнение артикуляционных упражнений | Узнавать органы артикуляции на схеме. Правильно выполнять общую артикуляционную гимнастику. |
8. | Гласные звуки и буквы : а, о, у, ы, и, э. Ударение. | 7 | Уточнение артикуляции. Вычленение гласных: из ряда гласных, из слогов, из слов. Складывание букв из элементов. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. | Отработать артикуляцию гласных первого ряда. Раскрыть взаимосвязь между звуком и буквой. Правильно определять ударение в слове. |
9. | Согласные звуки и буквы: м, с, х, ш, л, н, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д. | 16 | Уточнение артикуляции. Узнавание согласного звука по артикуляции на слух (в начале слова, в конце, в середине). Определение последовательности и количества звуков в словах. | Отработка правильной артикуляции согласных звуков. Уточнение взаимосвязи между понятиями звук – буква. Различение на слух согласных звуков. |
10 | Звук и буква Й | 3 | Характеристика звука Й. Место звука в трех позициях (в конце, в середине, в начале). Сравнение с буквой и по написанию и со звуком и по артикуляции. | Отработка правильной артикуляции звука, различение на слух. Определение места звука в слове. |
11 | Буква Ь в конце слога или слова, как показатель мягкости | 3 | Сравнение слов на слух (лоси – лось и т.д.). Сопоставление по звучанию и начертанию (мел – мель). Выделение из текста слов с Ь на конце, составление звуковых схем. | Дать представление о функции Ь. Сформировать навык употребления на письме Ь в конце слов. |
12 | Буква Ь в середине слова | 2 | Составление и чтение слов из разрезной азбуки (окунь – окуньки, конь – коньки). Составление звуковых схем. | Сформировать навык употребления Ь в средине слов. |
13 | Гласные буквы е, е, я, ю | 5 | Уточнение артикуляции. Обозначение мягкости согласных посредством е,е,ю,я. | Усвоение знаний об основной функции букв е, е, ю, я – смягчении согласных. Производить фонематический анализ данных букв. |
14 | Звуки и буквы ц, ч, щ, ф. | 7 | Уточнить артикуляционный уклад данных звуков. Производить фонематический анализ и синтез слов с данными звуками. Учиться дифференцировать на слух: ч-ц, ч-щ, в-ф. | Отработка правильной артикуляции данных звуков. Развитие фонематического восприятия посредством дифференциации пар звуков (Ч-Ц, Ч-Щ, В-Ф) |
15 | Слово (слово-предмет, слово-действие, слово-признак) | 4 | Знакомство со словами: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Дифференциация различных частей речи (по методике Л.Н.Ефименковой). | Научить называть с помощью наглядности слова, обозначающие предмет, действие, признак. И дифференцировать их. |
16 | Предложение. Составление предложений. Употребление предлогов. | 5 | Знакомство с двусоставным предложением (подлежащее и сказуемое), распространение предложений (по методике Л.Н.Ефименковой). Составление предложений по сюжетным картинкам. Подбирать пропущенные предлоги в предложенные предложения. | Научить правильному грамматическому оформлению предложения (согласование сущ. И глагола, правильному употреблению предлогов) |
3 ЭТАП | 5 | ОБСЛЕДОВАНИЕ. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ |
| |
17 | Исследование звукопроизно- шения | 1 | ||
18 | Исследование лексико- Грамматического Строя речи | 1 | ||
19 | Исследование Фонематического восприятия | 1 | ||
20 | Исследование Процесса чтения | 1 | ||
21 | Исследование состояния письменной речи (диктант) | 1 | ||
ИТОГО: 66 ЧАСОВ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№ | Название темы | Кол. часов | Дата | Коррекционная работа | ||
1 ЭТАП ОБСЛЕДОВАНИЕ 4 ЧАСА | ||||||
Обследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Исследование процесса чтения и письма. Уточнение логопедического заключения. | ||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ( 45 часов) | ||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов) | ||||||
5 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | 3 | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | |||
6 | Согласные звуки и буквы | 1 | Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем | |||
7 | Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | 4 | Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. | |||
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(8 часов) | ||||||
8 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | |||
9 | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
10 | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
11 | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
12 | Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
13 | Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова | 2 | ||||
14 | Перенос слов с мягким знаком в середине | 1 | ||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (3 часов) | ||||||
15 | Дифференциация гласных звуков О- У | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков. | |||
16 | Дифференциация гласных звуков Е-Ю | 2 | ||||
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН (9 часов) | ||||||
17 | Шипящие согласные [ш],[ж],[щ],[ч] | 1 | Уточнение артикуляции, фонетической характеристики. | |||
18 | Слова с сочетаниями жи, ши | 2 | Работа над слоговым анализом и синтезом. Упражнения на правильное написание изучаемых сочетаний. Дидактические игры «Один-много», «Лесенка» | |||
19 | Слова с сочетаниями ча, ща | 2 | ||||
20 | Слова с сочетаниями чу, щу | 2 | ||||
21 | Слова с сочетаниями чк, чн | 2 | ||||
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (5 часов) | ||||||
22 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и | 3 | Соотнесение количества букв и звуков в словах . Работа со схемами слов. Упражнение в написани слов с разделительным Ь | |||
23 | Сопоставление разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласных | 2 | ||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12часов) | ||||||
24 | Буквы а-о | 2 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | |||
25 | Буквы у-и | 2 | ||||
26 | Буквы б – д – в | 2 | ||||
27 | Буквы п – т | 2 | ||||
28 | Буквы ш – щ – ц | 2 | ||||
29 | Буквы л – м | 2 | ||||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (15 часов) | ||||||
30 | Слово-предмет | 2 | Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. | |||
31 | Слово-действие | 2 | ||||
32 | Слово-признак | 2 | ||||
33 | Диффернциация изученных частей речи | 1 | ||||
34 | Слоговой анализ и синтез | 4 | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса | |||
35 | Ударение | 1 | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | |||
36 | Ударные и безударные гласные | 1 | Схемы слогоритмической структуры слова. | |||
37 | Безударные гласные А-О в корне | 1 | Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | |||
38 | Безударные гласные И-Е-Я в корне | 1 | ||||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа) | ||||||
39 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||||
40 | ||||||
41 | ||||||
42 | ||||||
Итого: 68 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем)
№ | Название темы | Кол-во часов | дата | Коррекционная работа |
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (5 часов) | ||||
1. | Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи. Исследование процесса письма и Чтения. Уточнение логопедического заключения. | |||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Работа на фонетическом уровне (12 часов) | ||||
6. | Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. | 1 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | |
7. | Буквы и звуки а-о | 2 | ||
8. | Буквы и звуки и-у | 2 | ||
9. | Буквы и звуки а-о и-у | 1 | ||
10. | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | |
11. | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||
12. | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||
13. 14. | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных Дифференциация гласных о-у | 1 1 | ||
15. | Дифференциация гласных ё-ю | 1 | ||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (20 часов) | ||||
16. | Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова | 1 | Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов. | |
17. | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | 2 | ||
18. | Однокоренные слова и слова-омонимы | 2 | ||
19. 20. | Однокоренные слова и слова-паронимы Тренировочные упражнения для закрепления навыка в различении однокоренных слов | 2 1 | ||
21. | Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы | 1 | Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. | |
22. | Суффиксы профессии | 1 | ||
23. | Суффиксы прилагательных | 1 | ||
24. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка суффиксального словообразования | 1 | ||
25. | Приставочное словообразование. Приставки пространственного значения | 1 | Усвоение приставок пространственного значения. | |
26. | Приставки временного значения | 1 | ||
27. | Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу | 2 | ||
28. | Различение приставок и предлогов | 2 | ||
29. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка приставочного словообразования | 1 | ||
30. | Состав слова. Закрепление | 1 | ||
4 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (29 часов) | ||||
31. | Словоизменение имен существительных | 2 | Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. | |
32. | Склонение имен существительных | 2 | ||
33. | Множественное число имен существительных | 2 | ||
34. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменение имен существительных | 1 | ||
35. | Словоизменение прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде | 2 | Последовательное рассмотрение всех видов согласования. | |
37. | Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам | 2 | ||
38. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения имен прилагательных | 1 | ||
39. | Согласование глаголов с именем существительным в числе | 2 | Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе. | |
40. | Согласование глаголов с именем существительным в роде | 1 | ||
41. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения глаголов | 1 | ||
42. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения | 1 | ||
43. | Развитие связной речи | |||
44. | Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической формы речи | 2 | Текст; анализ содержания; логическая последовательность. Работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа-описания. | |
45. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи | 2 | ||
46. | Работа над пониманием структуры предложения | 2 | ||
47. | Составление плана рассказа | 2 | ||
48. | Описание предметов | 2 | ||
49. | Пересказ текста | 2 | ||
5 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (2 часа) | ||||
50. | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||
51. |
Итого: 68 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
№ п/п | Тема занятия.
| Количество часов. | Коррекционная работа. |
| |||
| |||
| |||
| |||
1. | Именительный падеж единственного числа. | 1 | Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов; |
2. | Родительный падеж единственного числа. | 1 | |
3. | Дательный падеж единственного числа. | 1 | |
4. | Винительный падеж единственного числа. | 1 | |
5. | Творительный падеж единственного числа. | 1 | |
6. | Предложный падеж единственного числа. | 1 | |
7. | Проверочная работа. | 1 | |
8. | Именительный падеж множественного числа. | 1 | |
9. | Родительный падеж множественного числа. | 1 | |
10. | Дательный падеж множественного числа. | 1 | |
11. | Винительный падеж множественного числа. | 1 | |
12. | Творительный падеж множественного числа. | 1 | |
13. | Предложный падеж множественного числа. | 1 | |
14. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
| | | |
II. Словоизменение имен прилагательных (7 часов).
| |||
| | | Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными. |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. | | |
| Образование имен прилагательных по заданным признакам. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. | | |
| Развитие связной речи. Рассказа по опорным словосочетаниям. | | |
| Проверочная работа . | | |
| | | |
III. Согласование глаголов (7 часов).
| |||
| Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе. | | Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными. |
24. | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | |
| Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде. | | |
| | | |
27. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
28. | Слуховой диктант. | 1 | |
29. | Игра «Умники и умницы». | 1 | |
| |||
30. | Понятие об однокоренных словах. | 1 | Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов. |
31. | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | |
32. | Однокоренные слова и омонимы. | 1 | |
33. | Однокоренные слова и паронимы. | 1 | |
34. | Происхождение слов. | 1 | |
35. | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | |
36. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
37. | Слуховой диктант. | 1 |
|
38. | Игра «умники и умницы». | 1 |
|
| |||
39. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. |
40. | Суффиксы профессий. | 1 | |
41. | Развитие связной речи. Рассказа по серии картинок. | | |
42. | Суффиксы прилагательных. | 1 | |
43. | Проверочная работа (тестирование). | | |
44. | Игра «умники и умницы». | 1 | |
VI. Приставочное словообразование (7 часов). | |||
45. | Приставки пространственного значения. | 1 | Усвоение приставок пространственного значения. |
46. | Приставки временного значения. | 1 | |
47. | Многозначные приставки . | 1 | |
48. | Развитие связной речи. Деформированный текст. | 1 | |
49. | Приставки и предлоги. | 1 | |
50. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
51. | Слуховой диктант. | 1 | |
| |||
52. | Разбор слов по составу. | 1 | Совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов. |
53. | Составление слов из морфем. | 1 | |
54. | Проверочная работа . | 1 | |
| |||
55. | Однозначные и многозначные слова . | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. |
56. | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | |
57. | Фразеологизмы и свободные сочетания. | 1 | |
58. | Проверочная работа. | 1 | |
IX.Синонимы (5часов). | |||
59. | Синонимы и однокоренные слова. | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. |
60. | Использование синонимов в речи. | 1 | |
61. | Подбор синонимов к заданным слова. | 1 | |
62. | Грамматическая сочетаемость синонимов. | 1 | |
63. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
XI. Антонимы (5 часов).
| |||
64. | Нахождение антонимов в текстах. | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. Развитие умения осуществлять подбор антонимов. |
65. | Подбор антонимов к слова различных частей речи. | 1 | |
66. | Подбор антонимов к многозначным словам. | 1 | |
67. | Фразеологизмы-антонимы. | 1 | |
68. | Проверочная работа (тестирование). | 1 |
3 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
Итого: 68 ЧАСОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...
Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Презентация "Профилактика и коррекция нарушений письменной речи"
Коррекционная педагогика...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции речи с обучающимися младших классов с ЗПР
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализа...