Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
рабочая программа (5 класс) на тему
Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_moyo.docx | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Принято» на педагогическом совете Протокол № ______ от «__» ___________20_______г. | «Утверждено» Приказ № _____ от «___»_____________20_____г. директор ______ Гнездилова В.Н. |
Рабочая программа
по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
(надомное обучение)
5 класс
(для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость)
Срок реализации программы-1год
Составила: Гронь О.В.
высшая квалификационная категория
г. Санкт-Петербург
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» », учащегося 5 о класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость) разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г.
на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
-распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
-распоряжения Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
-инструктивно-методического письма Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письма Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письма управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
- Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный г
Рабочая программа в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения учебным планом Рзаева Максима Мансимовича2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).
В процессе обучения учитывается речевая активность обучающихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.
Специфика контингента
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны:
- уметь вступать в коммуникацию (с помощью вербальных и невербальных средств общения)
- уметь с помощью различных средств общения (речевых и неречевых) оформлять свои желания и действия
- уметь высказываться о себе (с помощью вербальных и невербальных средств общения)
- уметь обращаться друг к другу с помощью вербальных и невербальных средств общения
- уметь классифицировать предметы бытового окружения по словесной инструкции
- уметь называть или показывать реальные предметы окружающей действительности и их изображения на картинках
- знать и называть обобщающие слова бытового окружения (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
- уметь отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
- узнавать времена года по значимым признакам
- узнавать основные природные явления, такие как дождь, снег, ветер
- узнавать основных представителей растительного и животного мира
соблюдать элементарные правила поведения в общественных
Целью обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование и развитие коммуникативной функции речи.
В «Программе» выделяют следующие основные задачи:
- формировать навыки социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире: «Мир окружающих предметов», «Приборы»;
- расширять представления о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы: «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы»;
- формировать и закреплять представления о цвете и звуке: «Мир цвета и звука»;
- формировать умение строить простейшие высказывания с использованием альтернативных средств общения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- формировать представления о природных материалах, растениях, животных, профессиях и занятиях людей, явлениях природы (игровые упражнения на изображение различных понятий с помощью имитационных действий);
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, по лексическим темам занятий, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- воспитывать отношения к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
- развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- развивать способность выражать свои мысли простыми нераспространёнными предложениями с использованием альтернативных средств общения.
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
- Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса
Обучающиеся должны знать, понимать:
- выразительные движения и естественные жесты
- свое имя, фамилию
- назначение домов, что такое улица
- предметы мебели, предметы посуды
- правила безопасного поведения в доме, во дворе на улице
- дорожные знаки «пешеходный переход» и «движение
- пешеходов запрещено»
- понятие «животные», повадки некоторых животных
- понимать, что растения «живые»
- названия: «дерево», «елка», «цветок»
- приборы: телевизор, электрический чайник, пылесос, телефон
- понятия: солнце, луна, ветер, облако, дождь, снег, туча
Обучающиеся должны уметь:
- подбирать пиктограммы
- участвовать в диалоге с помощью звуков и жестов
- следовать простым инструкциям
- находить источник звука
- выполнять речевые действия по подражанию
- находить картинки с изображением основных эмоций
- рассказывать о себе с помощью вербальных и невербальных средств
- имитировать отдельные действия человека, животных, сказочных
- героев
- составлять односложные, двухсложные предложения
- находить картинки с изображением домашних и диких животных
- использовать детские приборы в игре
- выбирать одежду по погоде
- узнавать основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).
Учебно-тематическое планирование по предмету:
«Развитие речи и окружающий мир»
Раздел программы «Развитие общих речевых навыков» и «Развитие навыков общения, диалогической и связной речи» включается в каждый урок как этап. Каждое занятие включает в себя практическую деятельность, поэтому указаны только экскурсии.
Разделы программы | Кол-во часов | Экскурсии | Контроль |
Первое полугодие (16) | |||
Диагностика | 1 | д/карты | |
Мир окружающих предметов | 4 | текущий | |
Мир животных. | 2 | текущий | |
Мир растений. | 2 | текущий | |
Приборы. | 3 | текущий | |
Явления природы. | 2 | 2 «признаки осени», «признаки зимы» | текущий |
Мир цвета и звука. | 2 | 1 «звуки природы» | текущий |
Второе полугодие (18) | |||
Мир окружающих предметов | 4 | текущий | |
Мир животных. | 3 | «Помогаем птицам» | текущий |
Мир растений. | 3 | текущий | |
Приборы. | 3 | текущий | |
Явления природы. | 2 | «Признаки весны», «Скоро лето» | текущий |
Мир цвета и звука. | 2 | текущий | |
Диагностика | 1 | д/карты | |
Итого за год 34 часа |
Содержание программы по предмету:
«Развитие речи и окружающий мир» (1час в неделю):
Раздел программы «Развитие общих речевых навыков» и «Развитие навыков общения, диалогической и связной речи» включается в каждый урок как этап.
Разделы программы | Содержание |
Первое полугодие | |
Развитие общих речевых навыков. | Упражнения в развитии правильного дыхания, выработка диафрагмально-реберного дыхания; Упражнения на формирование правильной осанки; Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки; -определять место нахождения звука; -различать силу звука, темп и ритм звучания; -упражнения на развития тембрального восприятия; -развитие способности подражать тембру и ритму неречевых и речевых звучаний; -воспроизведение ритмической структуры; Специальные упражнения на развитие внимания к речи учителя; -выполнение одно-двухступенчатых инструкций; -прослушивание и нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок; Упражнения на различие гласных звуков (а,о,у) с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия их беззвучной артикуляции , с опорой на картинки, изображающие положение губ при артикуляции звуков; Упражнения на развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики; Игровые ситуации, в которых осуществляется развитие силы голоса и устойчивости его звучания; Работа над интонацией: формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Развитие навыков общения, диалогической и связной | Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся («Накрываем стол для обеда», «Скоро придут гости — готовимся к чаепитию», «Покупка посуды в магазине»). (Интеграция Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о посуде, о ситуациях, в которых используются посуда и бытовые технические приборы для кухни, с применением картинок, пиктограмм и речи. Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к ситуациям, изображенным на фотографиях, картинках, описанным в произведениях о бытовой жизни человека, используя речевые и неречевые |
Мир окружающих предметов | Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире с использованием тематических альбомов «Посуда». Экскурсия в хозяйственный магазин. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».) Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца отдела посуды в хозяйственном магазине, кассира, покупателя, общаясь друг с другом по ситуации сюжетных игр. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие товары продаются в этом отделе магазина?», «Какую посуду надо поставить на стол для чаепития?» и др. Знакомство с пиктограммами «кухня», «готовить», «накрывать на стол». (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «СБО».) Совместное с учащимися целенаправленное наблюдение за работой сотрудников столовой школы. Беседа о труде работников столовой. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир животных | Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных, их детенышах, о птицах. Воспитание у учащихся Театрализованные игры о животных, птицах и насекомых. Знакомство учащихся с пиктограммами «мычать», «хрюкать», «мяукать», «лаять». Упражнения на соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение.) Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам, самостоятельно называть животных, птиц, насекомых и их действия. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир растений | . Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Беседы с учащимися о том, что растения — это живые организмы. Наблюдения за ростом растений в классе, на улице. Наблюдение за трудом взрослых в природе. Привлечение учащихся к выполнению трудовых поручений (совместно с учителем, а возможно и самостоятельно) по уходу за растениями (опрыскивание, полив, рыхление). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям и беседы по ним. Воспитание у учащихся бережного отношения к растениям. Съедобные и несъедобные грибы. Рассматривание муляжей, картинок и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».) Организация элементарного экспериментирования (посадка лука, луковичных растений, укропа). (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».) Чтение литературных произведений и простые по смыслу беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. |
Приборы
| Экскурсии в магазин в отдел бытовых технических приборов — выбор и показ приборов для кухни. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Явления природы | Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия, в которых уточняются представления учащихся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: осень, зима. Части суток: утро. Практические упражнения, рассматривание фотографий, иллюстраций и беседы о жизни учеников в утренний период времени. |
Мир цвета и звука | Практические упражнения с учащимися по узнаванию цвета красок: краски в баночках, В бутылках подкрашенная вода. Совместное с учащимися рассматривание лоскутком тканей разных цветов, составление Составление композиций из осенних листьев, из бумаги и различных природных материалов для последующего рассматривания и рассказывания о них с называнием цвета. Дидактические игры на формирование и закрепление представлений о цвете типа «Цветные прищепки», «Цветные ключи к замкам», «Листья и божьи коровки», «Логические блоки», «Подберем куклам одежду по цвету» и др. Игры и упражнения на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, исполненных в разных регистрах, на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно), на развитие ритмического, тембрового и динамического слуха, ориентировку в пространстве класса Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Второе полугодие | |
Развитие общих речевых навыков. | Дыхательные упражнения (см. первое полугодие). Упражнения на совершенствование умений, учащихся ходить по различным дорожкам с наполнителями или из разного по фактуре материала, приподнятым над полом с изменением темпа движения (быстро, медленно), осуществляя правильное физиологическое дыхание. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися двух- и трехступенчатых инструкций, прослушивания и совместного с учителем элементарного обсуждения стихов и сказок. Знакомство учащихся с гласными звуками [и, э, ы], формирование навыка различения их с опорой на предметные картинки, на изображения положения губ при их артикуляции. Упражнения на развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении. Упражнения на совершенствование произносительных Упражнения на развитие речевой моторики учащихся (по образцу и по словесной инструкции). Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. Работа над интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями). Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. | Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся («Покупка Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены с использованием картинного плана, пиктограмм и речи. Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений, заботящихся и не заботящихся о своей чистоте и здоровье, используя речевые и неречевые средства общения. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».) Обучение учащихся пересказу небольших текстов после предварительного обсуждения их содержания с опорой на серию картинок (исходя из индивидуальных возможностей к учащихся). Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир окружающих предметов | Уроки-занятия по формирования навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире с использованием тематических альбомов «Уроки Мойдодыра» и игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены». Экскурсия в хозяйственный Моделирование вместе с учащимися простых сюжетов, отражающих правильное обращение с предметами личной гигиены и различными моющими средствами, уход за телом, волосами. Совместное с учащимися рисование по контурам, по трафаретам предметов личной гигиены для стенда «Если хочешь быть чистым и опрятным». Беседы по фотографиям, картинкам, рассматривание натуральных предметов личной гигиены: мыло жидкое, кусок мыла, разные зубные пасты и щетки и т. п. Составление вместе с учащимися коротких рассказов о них, разучивание стихотворений. Знакомство с пиктограммами «мыло», «душ», «мыться», «кран», «полотенце», «ванна». Стимулирование учащихся к составлению трех-четырехсловных предложений в виде сообщений от собственного Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир животных | Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах, о птицах, насекомых. Беседы о том, как ухаживают за собой животные. Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых. Упражнения в соотнесении существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных типа «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки». Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам, самостоятельно называть животных, птиц, насекомых и их действия. Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам и безопасного поведения в процессе практических действий с ними. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир растений | Чтение литературных произведений и Упражнения в соотнесении существительного и глагола |
Приборы и предметы быта | Экскурсии в магазин в отдел Упражнения в соотнесении существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных типа «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки». Совместный с учащимися рассказ об их правильном и безопасном использовании и уходе за ними. Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Явления природы | Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: зима и весна. Формирование представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира утром. Занятия с альбомом «Формирование представлений у дошкольников о времени. Части суток». Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Мир цвета и звука | Уточнение и закрепление представлений о цвете в дидактических играх (см. первое полугодие). Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний. Упражнения на определение цвета частей суток: утро. Повторение игр и упражнений на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, исполненных в разных регистрах (см. первое полугодие). Упражнения на различение двух струнных инструментов по тембру (детские гусли, балалайка). Планируемый результат: Выполнение заданий с небольшой помощью учителя. |
Условия реализации программы:
УМК для 5-о класса на 2017-2018 учебный год.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- . Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и мир животных» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в семье» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его дом». Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и мир растений!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Презентации по лексическим темам.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери
картинки», «Дикие и домашние животные», «Растения».
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
http://daohappiness.ru/- простейшие мудры.
http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
Приложение 1.
Логопедические зарядки
1. Упражнения для речевых органов.
Логопедическая зарядка для губ:
• УЛЫБОЧКА
Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
• ТРУБОЧКА
Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.
В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.
• УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА
Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.
Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.
• ЗАБОРЧИК
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.
Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.
Логопедическая зарядка для языка:
• ЛОПАТОЧКА
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.
• ИГОЛОЧКА
Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.
Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.
• ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.
Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.
• ЧАСИКИ
Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так
• КАЧЕЛИ
Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.
• ВАРЕНЬЕ
Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.
Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.
• ЧИСТИМ ЗУБЫ
Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.
Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.
• КОНФЕТКА
Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.
Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.
• ФУТБОЛ
Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.
Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.
• СЧИТАЕМ ЗУБЫ
Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.
Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.
• ЧАШЕЧКА
Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.
Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.
• МАЛЯР
Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
• ЛОШАДКА
Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.
Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочая программа к учебнику "Enjoy English" Биболетова 10 класс, надомное обучение.
Данная программа рассчитала на учащихся 10 классов надомного обучения (34 час в год)....
рабочая программа логопедических занятий в 4 кл. VIII вида надомного обучения
Рабочая программа надомного обучения...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" для ученика надомного обучения со сложной структурой дефекта
Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" разработана для ученика со сложной структурой дефекта: атипичный аутизм, глубокая умственная отсталость, грубое нарушение зрения, полное ...
рабочая программа по технологии УМК Тищенко, Синица 7 класс (надомное обучение)
Рабочая программма предназначена для надомного обучения детей, содержит развернутое калентарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных ос...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...