Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащегося на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа – интернат №136 г.о. Самара
Рассмотрена Согласована Утверждена
___________________ ___________________ директором
«___»_________20___г. «___»____________20___г. Амельченко Л.Н.
Рабочая программа
по развитию речи и окружающему миру
3 вспомогательный класс
(индивидуальное обучение)
Зотке О.А.
(Ф.И.О. педагога – разработчика)
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащегося на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
На данный учебный год уровень подготовки ребенка позволяет реализовать программный материал по данному предмету, соответствующий 2 вспомогательному классу.
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В программе определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников. При этом учитывается речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.
Среди форм работы выделяются: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность.
Определены следующие основные задачи, которые предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир» :
- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем окружении;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога;
- развивать способность выражать свое настроение с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;- формировать первоначальные представления о микро-социальном окружении;
- формировать представления о явлениях природы;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально – бытовой деятельности
Задачи формирования представлений детей школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Они структурируются в виде тематических блоков:
«Это – я»
«Мои игрушки»
«Моя семья»
«Мой дом»
«Я в школе»
«Мир животных»
«Мир людей»
«Явления природы»
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.
Место курса в учебном плане
Согласно программе индивидуального обучения на изучение материала отводится 1 час в неделю. Из расчета 34 учебных недель -34 ч в год.
Содержание
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Это – я. Упражнения на ориентировку в собственном теле, уточнение знаний названий частей тела, умения показывать части тела на себе, на дидактической кукле, на антропоморфных игрушках.
Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.) Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо откликаться на свое имя.
Мои игрушки. Предметные игры. Игры с образными игрушками. Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам, двигателя машины, стуку молоточка и т.д.) Игры учителя вместе с учащимися с сюжетными игрушками, игры – имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц)
Моя семья. Совместное рассматривание фотографий, беседа о семье. Закрепление в речи знаний названий членов семьи: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок; умений показывать членов своей семьи по фотографии. Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.
Мой дом. Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель) Закрепление знаний о целевом назначении посуды, мебели; умений показать предметы посуды и мебели по словесной просьбе учителя.
Я – в школе. Экскурсии по школе для формирования ориентировки в кассе, коридоре. Вовлечение учащихся в общие праздники, игры, развлечения.
Явления природы. Совместные практические действия с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки(лепка шариков из песка), заполнить мокрым песком формочки (изготовление «куличиков»), пересыпать песок из одной емкости в другую ложкой, совком; указательными пальцами сделать углубление в песке, оставить на песке следы от ладоней и т.д.
Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы (снег, холодный дождь).
В имитационных играх уточнение представлений о солнце, луне и их изображении на рисунках и картинках. Создание цветных пятен кистью, губкой, рукой и последующее их ассоциирование с реальными объектами.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Это – я. Упражнения на ориентировку в собственном теле, уточнение знаний названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть. Использование пиктограмм и показ на себе.
Закрепление в речи название эмоциональных состояний: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.
Мои игрушки. Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками.
Обучающие игры с реальными предметами, с предметами – заместителями.
Я – в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях. Вовлечение учащихся в общие праздники, игры, развлечения.
Мир людей. Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы. Формирование представлений о труде врача (слушает, дает лекарства, взвешивает, измеряет рост) и шофера.
Мир животных. Наблюдение за домашними животными, птицами (воробей, ворона), беседы об их жизни и повадках. Кормление птиц во время экскурсий. Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, гав-гав, кар-кар и т.д.), игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям.
Явления природы. Совместные игры учителя и учащихся для демонстрации взаимодействия с водой (теплой, холодной, горячей). Наблюдение за ветром, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.
Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.
Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме практической работы один раз в четверть.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);
- воспроизводить знакомые звукоподражания;
- соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям
Учащиеся должны знать:
-название и расположение основных частей тела и лица;
-название основных предметов быта и убранства дома (посуда, мебель)
Предметно – развивающая образовательная среда
- дидактические материалы М.Монтессори
- диафильмы, видео, компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, особенности жизни животного и растительного мира
- дорожки с различным покрытием
- игрушки для застегивания, коврики, шнуровки
- игрушки музыкальные
- игрушки сборно-разборные: пирамидки, матрешки
- иллюстративный материал ( картины, фотографии)
- наборы карандашей, мел, кисти
- предметные картинки
- картинки из серии «домашние животные», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»
- картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
- конструкторы деревянные и пластмассовые
- кубики
- мозаики
- настольно – печатные игры
- природный материал
Литература
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок: в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема |
I четверть – 9 ч | ||
1 | Части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши) | |
2 | Части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши) | |
3 | Основные эмоции и их главные признаки. | |
4 | Мои игрушки. | |
5 | Моя семья: мама, папа, я. | |
6 | Моя семья: бабушка, дедушка, сестра. | |
7 | Посуда. | |
8 | Посуда. | |
9 | Контрольный урок. | |
II четверть – 7 ч | ||
10 | Мебель. | |
11 | Мебель. | |
12 | Школа. Школьные принадлежности. | |
13 | Песок. | |
14 | Песок. | |
15 | Солнце и луна. | |
16 | Контрольный урок | |
III четверть – 11 ч | ||
17 | Дождь. | |
18 | Снег. | |
19 | Части тела (живот, колено, локоть) | |
20 | Части тела (живот, колено, локоть) | |
21 | Основные эмоции и их главные признаки | |
22 | Мои игрушки. | |
23 | Мои игрушки. | |
24 | Транспорт (автобус) | |
25 | Транспорт (автомобиль) | |
26 | Профессии (шофер) | |
27 | Контрольный урок | |
IV четверть – 7 ч | ||
28 | Профессии (врач) | |
29 | Птицы (воробей) | |
30 | Птицы (ворона) | |
31 | Домашние животные (собака, кошка, лошадь) | |
32 | Домашние животные (собака, кошка, лошадь) | |
33 | Явления природы: вода, ветер | |
35 | Контрольный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Развитию речи и окружающий мир"
Данная рабочая программа предоставлена для корреционной школы 8 вида (2 варианта)...
Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)
знакомство с планетами земной группы Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру 7 класс (ТМНР) Тема урока «Организация элементарного экспериментирования. Посадка лука»
Урок-практикум по посадке лука для детей с ТМНР....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...