Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
рабочая программа по географии (7 класс)
Предмет: Развитие речи и окружающий мир
Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2
Класс: 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_okrmir1.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели рабочей программы
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
2. Задачи программы:
− формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);
− вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлению природы;
− учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
− создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
− обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
− воспитывать отношение к сверстнику как к объекту взаимодействия, развивать объективно-субъективные отношения;
− формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
− учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
− развивать фразовую речь;
− формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчет о выполненных действиях;
− формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т. д.);
− привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подрожать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
− развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
− формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
− формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
− знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
− формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
− формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питания);
− развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительного, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
− закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
− использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
− знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
3. Информация о программе и внесенных коррективах
В 7 классе на изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» отводится 68 часов в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю), самостоятельная работа – 34 часа в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.
4. Информация об используемом учебнике.
Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
- Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- Развитие общих речевых навыков
-Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия. -Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук. Упражнения на объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигатетельный стереотип: шнуровка, штриховка, складывание фигурок из палочек и.т.д. Специальные комплексы артикуляционной гимнастики. -Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
-Развитие навыков общения, диалогической и связной речи
-Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся. Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для формирования умения называть объекты и их изображения. Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о фруктах, ягодах, овощах.
- Окружающий предметный мир и профессии людей
-Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире. Отображающие и сюжетно-ролевые игры, в которых дети проигрывают знакомые им ситуации, отражающие действия продавца.
Знакомство со свойствами некоторых продуктов и использовании их в питании. Знакомство учащихся с театром, профессиями актера, балерины, музыканта.
- Окружающий природный и животный мир
-Упражнения по расширению и уточнению действий учащихся по расширению и уточнению действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в парке, на пришкольном участке и.т.д. Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Упражнения на определение цвета времени года, частей суток. Игры, упражнения. Предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года. Систематические экскурсии и прогулки для наблюдения погодных явлений и выполнения учащимися посильных трудовых поручений в природе.
7.Характеристика ученика.
Обращенную речь понимает с трудом , собственная речь – отдельные звуки. Не понимает последовательности событий. Концентрация внимания слабая. Требует постоянного контроля. Память механическая. Ограниченный объём памяти . Может вести себя импульсивно. Любит слушать музыку, музыкальные инструменты , смотреть мультфильмы. Требует постоянное сопровождение взрослого в учебном процессе.
8.Календарно-тематическое планирование:
Обязательная нагрузка:
Тема (раздел) | Дата план | Коррекция даты | Наименование темы урока | Кол-во часов |
1 четверть | ||||
Развитие общих речевых навыков | 07.09 | Упражнения на точное выполнение двигательных упражнений. | 1 | |
14.09 | Воспроизведение слоговой структуры слов. | 1 | ||
21.09 | Упражнение на артикуляцию звуков. | 1 | ||
28.09 | Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного . | 1 | ||
05.10 | Расширение экспрессивной речи. | 1 | ||
12.10 | Упражнения на различение и обобщение предметов . | 1 | ||
19.10 | Упражнение с использованием реальных предметов, картинок,. | 1 | ||
26.10 | Составление предложений на тему «фрукты, овощи» | 1 | ||
2 четверть | ||||
Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире. | Способ покупки в разных магазина, на рынке. | 1 | ||
Обучающие игры с реальными предметами и предметами заменителями, отражающие действия продавца отдела . | 1 | |||
Составление предложения « Где продается варенье?» | 1 | |||
Знакомство с темой «Ягоды: лесные и садовые».Уход за садом. | 1 | |||
Беседы на формирование представлений о жизни природного и социального мира вечером. Рассматривание картин. | 2 | |||
Чтение рассказов о вечернем времени, | 2 | |||
3 четверть | ||||
Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи. | Диалоговая речь при выполнении поручений. | 1 | ||
Пересказ сказок «Колобок,Теремок,Курочка Ряба» | 1 | |||
Составление коротких рассказов по темам «В медицинском кабинете» . | 1 | |||
Окружающий предметный мир и профессии людей | », «Я в поликлинике», «Мама в аптеке» | 1 | ||
Сюжетно-ролевая игра « Окулист ,Стоматолог, ЛОР-врач. Кто это?» | 1 | |||
Упражнение-игра «Что я делаю,когда болею?»
| 1 | |||
. Тренировка в покупки медицинских средств.. | 2 | |||
Проект «цирк»: украшение для арены, изготовление костюма для клоуна. | 1 | |||
Продолжение знакомства с героями цирковых представлений. | 1 | |||
4 четверть | ||||
Окружающий природный и животный мир | Дидактическая игра: Жизнь растений. Жизнь животных. | 1 | ||
Сюжетно-ролевая игра « Что оденет человек на работу, в лес, в разное время года» | 1 | |||
Рассказ о жизни природного и социального мира ночью. Занятие с альбомом «Части суток» «Ночь» | 1 | |||
Беседа «Что такое символ ночи» Луна,звезды, темнота.) | 1 | |||
Разучивание стихов о разных временах суток. Беседа «Что тебе нравится? День или ночь?» | 1 | |||
Упражнение на определение цвета частей суток и времени года Сюжетно-ролевые игры : «Части суток» | 1 | |||
Прогулки в пришкольном парке.. | 2 |
9.Тематическое планирование:
Часы самостоятельной работы:
Тема (раздел) | Тема урока | Кол-во часов |
Развитие общих речевых навыков. | Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания. | 1 |
Упражнения для пальцев рук «Пчела»,» «Лодочка», «В гости», «Волк», «Домик», «Дружба». | 1 | |
Упражнения на точное выполнение двигательной программы, на развитие основных качеств движения. | 1 | |
Воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | 1 | |
Упражнение на артикуляцию звуков. Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи. | Расширение экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний. | 1 |
Упражнения на различение и обобщение предметов по существенным признакам, по видовым и родовым понятиям. | 1 | |
Упражнения на отвлеченные обобщающие понятия (добро, зло, красота). | 1 | |
Упражнение с использованием реальных предметов, картинок, пиктограмм. | 1 | |
Стимулирование учащихся к составлению трех-пятисложных предложений. | 1 | |
Окружающий предметный мир и профессии людей. | Экскурсия в продуктовый магазин, на рынок. Способ покупки в разных магазинах, на рынке. | 2 |
Упражнения на формирование навыков с использованием альбома «Продукты питания». | 1 | |
Обучающие игры с реальными предметами и предметами заменителями, отражающие действия продавца отдела. | 1 | |
Проигрывания алгоритма действия кассира и покупателя-вступающих в общении. | 1 | |
Окружающий природный и животный мир. | Знакомство с темой «Ягоды: лесные и садовые». Уход за садом. Действие учащихся в природном уголке. | 1 |
Использование настольно-печатных игр для знакомства с разнообразием ягод, фруктов, овощей. | 1 | |
Беседы на формирование представлений о жизни природного и социального мира вечером. Рассматривание картин. | 1 | |
Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета вечера-серый. | 2 | |
Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи | Пересказ сказок. | 2 |
Составление коротких рассказов по темам «В медицинском кабинете», «Я в поликлинике». | 1 | |
Окружающий предметный мир и профессии людей. | Экскурсия и ориентировка рядом со школой. | 2 |
Рассматривание картин с сюжетом. А.Поленов «Больная». Диалог об увиденном. Проигрывание сценок. | 1 | |
Окружающий предметный мир и профессии людей. | Экскурсия в аптеку. Тренировка в покупке медицинских средств. | 2 |
Проект «Цирк»: украшение для арены, изготовление костюма для клоуна. | 1 | |
Продолжение знакомства с героями цирковых представлений. | 1 | |
Окружающий природный и животный мир | Дидактическая игра: Жизнь растений. Жизнь животных. | 1 |
Рассказ о жизни природного и социального мира ночью. Занятие с альбомом «Части суток» «Ночь» | 1 | |
Сутки. День и ночь. Что мы делаем в разное время суток? | 1 | |
Упражнения на определение цвета частей суток и времени года. Сюжетно-ролевые игры: «Части суток». | 1 |
Лист коррекции.
Дата | Внесенные изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных ос...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 9 “_” класса (ТМНР)
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за первое полугодие, 7 класс II вариант
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 7 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программ...
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за второе полугодие, 7 класс II вариант
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 7 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной пр...