Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях".
план-конспект на тему

Навдаева Татьяна Ивановна

Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях.

Цель урока:

                    Научить различать звуки с-з в устной и письменной речи

                     

 Задачи урока:

 Образовательные:

                    - закрепить  дифференциацию звуков «С-З» в словах и словосочетаниях устной и письменной речи;

                    - закрепить понятие о частях речи;

        - укрепить мышцы языка путем проведения артикуляционной гимнастики;

                   - развивать навык звукового анализа и синтеза.

   

Коррекционно – развивающие:

                   - способствовать  развитию фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления через выполнение дидактических игр и упражнений;

                   - расширить словарный запас по теме «Зима»;

                    - развитие мелкой моторики рук путем проведения пальчиковой гимнастики.

                   

Воспитательные:

                   -воспитывать самостоятельность,  интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки-задания, презентация.

Ход занятия

I Организация начала урока

Логопед: К нам сегодня пришли гости давайте улыбнемся и поприветствуем их

- Прозвенел звонок?

-Да

-Начался урок?

- Вы внимательные? Да

Любознательные? Да

Вы меня хорошо видите? Да

 А слышите? Да

 На доске:

Радуга                                 Машина

Лесник                                баранка

Дорога                                 бабочки

- Прочитайте слова.

- Сядет тот, кто уберет один слог так, чтобы получилось новое слово.

II. Речевая гимнастика

Снегом белоснежным

Занесло дома

Наступила снежная  зимушка зима.

- Какое сейчас время года?

-Зима

-Зимой много чего?

 -Снега

- Снег состоит из чего?

- Из снежинок

Повторите, а какие ответы вы сейчас мне давали (называли)

ЗИМА, Снег, Снежинка

Какие звуки вы слышите в начале этих  слов?

III. Сообщение темы и цели занятия.

-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки с-з в устной и письменной речи. Давайте дадим характеристику этих звуков.

Звук С – согласный, глухой, твердый;

Звук Сь - согласный, глухой, мягкий;

Звук З – согласный, звонкий, твердый;

Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий;

IV. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Давайте с вами выполним гимнастику для языка и губ, чтоб лучше произносить эти звуки.

а) «Заборчик»

б) «Киска сердится» (Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам).

в) «Почистим зубы» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).

г) «Заморозим подбородок» ( Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе).
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

V. Дифференциация звуков «с» - «з» в словах, словосочетаниях.

  Логопед: Снега много в этом году, что даже у вас на столах лежат снежинки. Переверните их. На каждой снежинке написан слог. Давайте их прочитаем и попробуем составить слово ( ё-лоч-ка)

 Логопед: Посмотрите, что необычного вы заметили в классе (елка).  А для чего появляются елки у нас в домах?  (Чтобы встречать Н.Г.)

Без чего не бывает Н.Г? (без подарков).

Вот сегодня на нашем уроке вы сможете получить подарки, но сначала нужно немного потрудиться  и выполнить несколько заданий. Вы готовы?

  1. « В гостях у сказки». Давайте вспомним сказку, где заяц и лиса построили себе избушки. Лиса – ледяную, заяц – лубяную, т.е. из дерева. Как называется эта сказка? Наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла  посуду, но ее оказалось так много, что она решила поделиться с зайцем.

Задание: как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу? Разделить слова в два столбика. Определить позицию данного звука.

Слова: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, заварочный чайник, тазик, самовар.

  1. Логопед: Лиса и заяц навели в своих домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: составить из двух слов одно. Лиса называет слова со звуком «с», а заяц со звуком «з»

Слова: сеновал, призрак, волосы, лесопилки, парус, полоса, залежи, фасоль.

Физминутка  «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Настю кинули снежком (произвольные движения),

В Алену кинули снежком,

В Никиту  кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

  1. Логопед: Но вот замела вьюга, закружила, разбросала слова. Давайте прочитаем все слова.

Слова: зима, Снегурочка, снегирь, арбузы, снежная, зонт, капуста, воздух

 Как вы думаете здесь все слова одной части речи? Какое из слов здесь лишнее? Почему? ( Потому что это прилагательное - признак предмета)

А остальные слова  относятся, к какой части речи?

Можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?

Давайте подберем к остальным словам прилагательные, но что бы в них тоже были  З-С

СНЕГИРЬ           красногрудый  

СНЕГУРОЧКА  веселая

ЗИМА                снежная

АРБУЗЫ           спелые

ЗОНТ                железный

КАПУСТА       зеленая

ВОЗДУХ         морозный

Пальчиковая гимнастика  «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

( «Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

( «Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

( Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

( Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

( Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

( Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

  1. Работа в тетрадях.

Задание: вспомните, какие у нас получились словосочетания и запишите их  в тетрадь.

VI. Итог занятия.

- Давайте вспомним все наше предновогоднее путешествие и скажем, чему же мы научились на  занятии? (Научились различать звуки с-з в речи)

Логопед:

Мы с вами и выполнили все задания и мне хочется подарить вам подарки.  Большое спасибо и приятного всем отдыха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"

Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи: 1) Автоматизировать звук [р] в слогах, словах                    и словосочетаниях....

Дифференциация на письме звуков С-Ш в словах и словосочетаниях

Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 2 класса с логопедическим заключением: "Смешанная дисграфия, обусловленная ОНР (III уровень речевого развития)"...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...

Конспект занятия по автоматизации звука С в слогах, словах и предложениях.

Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.Задачи:обучающие:Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука С;коррекционн...