Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях".
план-конспект на тему
Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях.
Цель урока:
Научить различать звуки с-з в устной и письменной речи
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить дифференциацию звуков «С-З» в словах и словосочетаниях устной и письменной речи;
- закрепить понятие о частях речи;
- укрепить мышцы языка путем проведения артикуляционной гимнастики;
- развивать навык звукового анализа и синтеза.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления через выполнение дидактических игр и упражнений;
- расширить словарный запас по теме «Зима»;
- развитие мелкой моторики рук путем проведения пальчиковой гимнастики.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки-задания, презентация.
Ход занятия
I Организация начала урока
Логопед: К нам сегодня пришли гости давайте улыбнемся и поприветствуем их
- Прозвенел звонок?
-Да
-Начался урок?
- Вы внимательные? Да
Любознательные? Да
Вы меня хорошо видите? Да
А слышите? Да
На доске:
Радуга Машина
Лесник баранка
Дорога бабочки
- Прочитайте слова.
- Сядет тот, кто уберет один слог так, чтобы получилось новое слово.
II. Речевая гимнастика
Снегом белоснежным
Занесло дома
Наступила снежная зимушка зима.
- Какое сейчас время года?
-Зима
-Зимой много чего?
-Снега
- Снег состоит из чего?
- Из снежинок
Повторите, а какие ответы вы сейчас мне давали (называли)
ЗИМА, Снег, Снежинка
Какие звуки вы слышите в начале этих слов?
III. Сообщение темы и цели занятия.
-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки с-з в устной и письменной речи. Давайте дадим характеристику этих звуков.
Звук С – согласный, глухой, твердый;
Звук Сь - согласный, глухой, мягкий;
Звук З – согласный, звонкий, твердый;
Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий;
IV. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Давайте с вами выполним гимнастику для языка и губ, чтоб лучше произносить эти звуки.
а) «Заборчик»
б) «Киска сердится» (Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам).
в) «Почистим зубы» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).
г) «Заморозим подбородок» ( Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе).
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)
V. Дифференциация звуков «с» - «з» в словах, словосочетаниях.
Логопед: Снега много в этом году, что даже у вас на столах лежат снежинки. Переверните их. На каждой снежинке написан слог. Давайте их прочитаем и попробуем составить слово ( ё-лоч-ка)
Логопед: Посмотрите, что необычного вы заметили в классе (елка). А для чего появляются елки у нас в домах? (Чтобы встречать Н.Г.)
Без чего не бывает Н.Г? (без подарков).
Вот сегодня на нашем уроке вы сможете получить подарки, но сначала нужно немного потрудиться и выполнить несколько заданий. Вы готовы?
- « В гостях у сказки». Давайте вспомним сказку, где заяц и лиса построили себе избушки. Лиса – ледяную, заяц – лубяную, т.е. из дерева. Как называется эта сказка? Наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду, но ее оказалось так много, что она решила поделиться с зайцем.
Задание: как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу? Разделить слова в два столбика. Определить позицию данного звука.
Слова: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, заварочный чайник, тазик, самовар.
- Логопед: Лиса и заяц навели в своих домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: составить из двух слов одно. Лиса называет слова со звуком «с», а заяц со звуком «з»
Слова: сеновал, призрак, волосы, лесопилки, парус, полоса, залежи, фасоль.
Физминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Настю кинули снежком (произвольные движения),
В Алену кинули снежком,
В Никиту кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
- Логопед: Но вот замела вьюга, закружила, разбросала слова. Давайте прочитаем все слова.
Слова: зима, Снегурочка, снегирь, арбузы, снежная, зонт, капуста, воздух
Как вы думаете здесь все слова одной части речи? Какое из слов здесь лишнее? Почему? ( Потому что это прилагательное - признак предмета)
А остальные слова относятся, к какой части речи?
Можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?
Давайте подберем к остальным словам прилагательные, но что бы в них тоже были З-С
СНЕГИРЬ красногрудый
СНЕГУРОЧКА веселая
ЗИМА снежная
АРБУЗЫ спелые
ЗОНТ железный
КАПУСТА зеленая
ВОЗДУХ морозный
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, | (Загибают пальчики по одному) |
Мы во двор пошли гулять. | («Идут» по столу указательным и средним пальчиками) |
Бабу снежную лепили, | ( «Лепят» комочек двумя ладонями) |
Птичек крошками кормили, | ( «Крошат хлебушек» всеми пальчиками) |
С горки мы потом катались, | ( Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А еще в снегу валялись. | ( Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) |
Все в снегу домой пришли. | ( Отряхивают ладошки) |
Съели суп и спать легли. | ( Движения воображаемой ложкой; руки под щеку) |
- Работа в тетрадях.
Задание: вспомните, какие у нас получились словосочетания и запишите их в тетрадь.
VI. Итог занятия.
- Давайте вспомним все наше предновогоднее путешествие и скажем, чему же мы научились на занятии? (Научились различать звуки с-з в речи)
Логопед:
Мы с вами и выполнили все задания и мне хочется подарить вам подарки. Большое спасибо и приятного всем отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"
Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...
Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"
Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи: 1) Автоматизировать звук [р] в слогах, словах и словосочетаниях....
Дифференциация на письме звуков С-Ш в словах и словосочетаниях
Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 2 класса с логопедическим заключением: "Смешанная дисграфия, обусловленная ОНР (III уровень речевого развития)"...
Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»
Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...
Конспект занятия по автоматизации звука С в слогах, словах и предложениях.
Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.Задачи:обучающие:Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука С;коррекционн...