Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"
план-конспект по теме
Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Дифференциация звуков [ч] [щ] в словах и словосочетаниях.
Цель : закреплять умение дифференцировать звуки [ч] [щ] в словах и фразах, правильно обозначать их соответствующими буквами
Задачи :
- закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча – ща, чу – щу, чк – чн ; формировать навыки работы с обобщениями, словами – паронимами и антонимами ;
- развивать фонематические представления, слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, активизировать словарь детей;
- воспитывать добросовестное отношение к урокам, положительные черты характера людей.
Оборудование: профили артикуляции звуков [ч] [щ], изображение букв ч щ, предметные картинки, карточки с заданиями для работы у доски, маркеры, индивидуальные карточки с заданиями, рабочие тетради
Ход занятия
I. Оргмомент
1) Приветственное слово логопеда.
2) Послушайте слова. Какое из них лишнее?
- Груша, чеснок, киви, мандарин.
- Почему?
- Тапочки, плащ, туфли, ботинки.
- Почему?
- Выделите первый звук в слове чеснок
последний звук в слове плащ
3) – Какова же тема нашего занятия?
( Различение [ч] [щ] – тема нашего урока )
II. Основная часть
1) Уточнение артикуляции и характеристика звуков[ч] [щ].
(Вывешиваются профили артикуляции).
Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках.
Произнесите [щ]
Какой он согласный или гласный? Почему?
Звонкий или глухой? Почему?
Твёрдый или мягкий?
Аналогичная работа проводится со звуком [ч].
Чем же отличаются эти звуки?
Как произносится [щ]: долго или кратко? ( А [ч] )?
(Разница показывается дактильно).
Какими буквами мы обозначаем звуки [ч] [щ]? Изображение букв закрепляется на доске.
- Вывод : У звуков [ч] – [щ] много общего, но путать их нельзя, и буквы, которыми их обозначают тоже нужно употреблять правильно.
2) Работа со словами – паронимами.
( К доске прикрепляются таблички с недописанными словами: пла…, …ёлочка, горя…чий, …адить.
Выполним такое задание :
Посмотрите на карточку. Слово на ней не дописано. Добавим букву ч. Прочитаем полученное слово. Обращаем внимание на орфограммы. Добавим букву щ – читаем. (Сравниваем слова парами)
- Чем различаются эти слова на письме?
- По звучанию?
- По смыслу? (Значение слов объясняют дети, при затруднениях помощь оказывает логопед).
- Вывод : Одна неправильно записанная буква, один неверно произнесённый звук может изменить смысл целого слова!
3) Разгадывание ребуса ( почтовый ящик )
4) У меня в почтовом ящике оказались картинки.
– Кто это? ( Чебурашка, Дюймовочка, Русалочка, Кощей, Горыныч, Чипполино, Щелкунчик).
– Как назвать их вместе?
– Почему именно эти герои оказались здесь?
– На какие группы можно их разделить?
Затем первый ребёнок выбирает картинку, определяет какой изучаемый звук содержится в этом слове, закрепляет букву и картинку на доске. Остальные проделывают аналогичную работу, закрепляют картинки под соответствующей буквой.
- Вывод: Посмотрите, ребята, что у нас получилось.( Щелкунчик оказался один)
Но это слово ни единственное на свете, которое содержит в своём составе и ч и щ. ( Каждое последующее задание предлагается от имени определённого героя).
5) Работа в тетрадях.
Записать слова под диктовку, подчеркнуть только те, которые содержат и букву ч и букву щ : удача, час, щавель, щучий, вращать, дощечка, часовщик, щенок, щипчики, щука, чаща, роща, щекочущий.
( Проверяем, зачитывая слова по цепочке, аргументируя выбор слов ).
- Вывод : Молодцы! С заданием справились!
6) Развитие зрительной памяти
Посмотрите внимательно на картинки и запомните в каком порядке они расположены. (Затем картинки переворачиваются, предлагается назвать указанную) .
Физминутка « Бравый солдат и тряпичная кукла».
7) Развитие зрительного внимания и логического мышления.
Задание в виде тестов: Слева даны слова с пропущенными буквами. Справа столбики с буквами в таком порядке, в котором их нужно вставить в слова. Нужно выбрать правильный вариант, обвести кружочком номер столбика с буквами.
Физминутка на внимание ( «Ухо – нос»).
8) Работа со словосочетаниями.
Развитие орфографической зоркости.
К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.
(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прощальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченок, щистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)
- Что написано на карточке?
- Правильно ли оно написано?
(Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь. Образец выполнения задания показываем на доске, затем работаем самостоятельно).
- Составьте предложения с некоторыми из словосочетаний.
9) Детям предлагаются маленькие индивидуальные карточки. Нужно вставить пропущенные слоги (ча – ща, чу – щу) и, расположив правильно словосочетания, составить пословицы и чистоговорки.
Щетковой чи_ я щенка, щеко_ ему бока.
Я по улице ска_ , я веревочку вер_
Мол_ние гнев укро_ет. Делу время, а потехе _с.
10) Прочитайте стихотворение, затем выразительно вслух (читает один из детей, другие внимательно слушают, подмечая неточности произношения товарищей).
Месяц заблудился
У косматой чащи.
Рогом зацепился
За сучок торчащий.
Понял, что попался
И над спящим лугом
До утра качался ,
Бледный от испуга.
Чёрные чернила, чёрные чулки,
Чёрные перчатки, чёрные очки.
Бабочка ночная с чёрненьким крылом,
Белочка ручная над чёрненьким дуплом.
Грач чернее ночи, чёрненький жучок,
Чёрный клюв у птички, чёрный червячок.
Трещать и пищать, помещать и вращать,
Выращивать, щёлкать и щупать,
А также ещё навещать, угощать –
Здесь щ можно сразу нащупать.
- Какой звук встречается часто в вашем стихотворении?
- А части речи?
11) Работа с антонимами.
Детям предлагается выбрать билет со стола учителя, прочитать слово и подобрать к нему антоним. ( Предварительно вспоминаем что такое антонимы).
Предлагаемый речевой материал: чумазый, скупой, лживый, молчаливый.
- Какие слова вы назвали? Это хорошие качества человека или нет?
Молодцы, ребята. Вы сегодня работали очень хорошо
III. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведём итог.
- Чему мы учились сегодня?
Нужно быть очень внимательными, один неверно произнесённый звук, одна неправильно записанная буква, может изменить смысл целого слова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...
Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"
В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...
Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [щ - ч] в словах и фразе".
Дифференциация Щ - Ч...
Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях".
Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи....
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»
Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...
Презентация на тему: "Дифференциация звуков б-п в словах и предложениях" 2 класс
Уточнение и сравнение артикуляции звуков б-п, соотнесение звука и буквы; развитие простых форм фонематического анализа....