Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"
план-конспект занятия на тему

Старостенкова Ольга Александровна

Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов от проговаривания до использования ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_avt_r.docx271.87 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Р в словах во всех позициях по теме «Транспорт»

Девиз занятия:

Я все сумею!

Я все смогу!

  1. Пальчиковая гимнастика: «Рельсы-рельсы»:

Упражнения выполняются в соответствии с движениями сначала на правой руке, а затем на левой

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы (пальчиками левой руки рисуем на правой)

Ехал поезд запоздалый (кулачок левой руки едет по правой)

Из последних из окошек

Мы просыпали горошек (пальчиками левой руки постучать по правой)

Пришли куры, поклевали (большим и указательным пальцами пощипывать ладонь)

Пришли утки, пощипали (пощипывать всеми пальцами левой руки)

Пришел слон, потоптал (постучать левым кулаком по правой ладони)

Дворник всех метлой прогнал (левая рука имитирует подметание на правой).

  1. Артикуляционная гимнастика: последовательное выполнение упражнений для щек (надуть, втянуть, надувать поочередно правую и левую щечки), губ (улыбнуться, вытянуть в дудочку, показать заборчик, изобразить рупор) и языка («Лопатка», «Иголочка», «Грибок», «Гармошка», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Щелчок», «Барабан»).
  2. Закрепление темпа, ритма и четкости произношения звука Р в слогах: компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», блок «Просодика», модуль «Ритм», упражнение «Машина». При произнесении в микрофон слога «тра» на экране возникают части машины. При правильном выполнении упражнения собирается целая машина, раздаются звуки заводящегося мотора и в кабине появляется Тигренок. Режим работы и продолжительность пауз подбирается индивидуально каждому ребенку.
  3. Развитие словаря. Отгадай загадки и правильно произноси все звуки в словах-отгадках.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Винтокрылый … (вертолет).

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут, положу –

Человеку я служу. (Кран)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот. (Экскаватор)

Поезд едет под землей,

Он катает нас с тобой. (Метро)

По рекам, по морям,

Нынче здесь, а завтра там. (Катер)

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел. (Пароход)

Он с работы пап и мам

Возвращает по домам.

Все мы в нем бываем.

Звать его … (трамваем).

  1. Назови одним словом все предметы, которые ты сейчас отгадал и назвал «транспорт».

- давай посчитаем, сколько звуков в этом длинном слове (подсчет производится с использованием цифрового ряда);

- посчитай и скажи сколько звуков Р в слове «транспорт»;

- а какие по счету звуки Р?

6. Развитие зрительного внимания и ориентации на листе бумаги. Игра «Какие машинки едут вправо?»: назови цвета или названия машинок, которые едут вправо (приложение). Добиваться, чтобы ребенок отвечал полным предложением.

7. Развитие навыка звуко-слогового синтеза:

  • Какое слово получится, если соединить звуки Ф А Р А, М О Т О Р (объясни значение этих слов)
  • Какое слово получится из данных слогов на карточках: до-ро-га, све-то-фор, га-раж, па-рус (объясни значение этих слов). Если ребенок еще не умеет читать, то это упражнение можно провести на слух, когда логопед произносит слово по слогам.

8. Сейчас наоборот, я буду говорить значение, а тебе необходимо назвать слово:

  • Как называется человек, который ведет машину? (Шофер)
  • Как называется человек, который продает билеты пассажирам в автобусе? (Кондуктор)
  • Как мы называем человека, который едет в транспорте? (Пассажир)
  • Какое имеет название вокзал для самолетов? (Аэропорт)
  • Какое имеет название вокзал для пароходов? (Порт)
  • Часть машины, с помощью которой водитель регулирует направление движения автомобиля, что это? (Руль)
  • А как называется руль в самолете? (Штурвал)

9. Упражнение «Один- много» с перекидыванием мяча. Все слова, которые ты сейчас называл, необходимо проговорить во множественном числе, если их много:

    Шофер – шоферы, кондуктор – кондукторы, пассажир – пассажиры, аэропорт – аэропорты, порт – порты, руль – рули, штурвал – штурвалы.

10. Вспомни, названия каких видов транспорта ты отгадывал (-а) в начале занятия. По мере того, как ребенок называет вид транспорта, ему дается небольшая картинка-раскраска этого транспорта. Эти картинки являются наградой за хорошую работу на занятии и являются домашним заданием, в котором ребенку необходимо их раскрасить и правильно проговаривать.

            Новая раскраска для детейТранспорт Параход   раскраска Лодочный катере

     

Метро     Трамвай  http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=120390436-03-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации свистящих звуков.

Презентация занятия для обучающихся второго класса по корркции произношения свистящих звуков на материале рассказа....

Презентация индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными».

В яркой презентации ребёнок учится произносить (читать) слоги, слова со звуком "Ш" в начальной позиции перед гласными под ударением, пополняется словарный запас, а также развиваются познавательные про...

Конспект занятия по автоматизации звука "р"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по автоматизации звука "с".

Занятие для подгруппы детей с ФФНР со стертой дизартрией.На занятии используется  сопряженная гимнастикика....

Конспект занятия по автоматизации звука С в слогах, словах и предложениях.

Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.Задачи:обучающие:Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука С;коррекционн...

конспект занятия по автоматизации звука Л

конспект занятия по автоматизации звука Л...