КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
план-конспект занятия (7 класс) на тему
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shvedchikova.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Шведчиков В.Ф.
Занятие проводится с Викой, ученицей 7-го класса.
Интеллект сохранен.
Вика: средняя потеря слуха: правое ухо–диапазон воспринимаемых частот до 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах – 80 дБ.
левое ухо – диапазон воспринимаемых частот до 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах– 95 дБ.
Занятие проводится с использованием индивидуального слухового аппарата “Отикон”.
Формирование произносительной стороны речи.
Тема: звук “Ц”.
Цель: автоматизация звука “Ц” в различных позициях на материале слов, словосочетаний, фраз;
закрепить правило произнесения –тся – ться как –цца в глаголах.
Тема: словесное и логическое ударение.
Цель: тренировать в умении воспринимать на слух словесное и логическое ударение, правильно воспроизводить его в речи.
Развитие речевого слуха.
Тема: “Здоровье”, “Казань-столица Республики Татарстан”.
Цель: тренировать в умении воспринимать слухозрительно и на слух речевой материал по теме; расширить и активизировать словарь по темам “Здоровье”, “Казань-столица Республики Татарстан”.
Оборудование: таблицы со словами, словосочетаниями и текстами, рассыпной текст, картинки, ноутбук, географическая карта, учебник “Произношение” для 7 класса.
Ход занятия
1. Психологическая настройка учащегося.
Я рада тебя видеть.
У нас сегодня гости, не волнуйся.
2. Организационный момент.
Учитель предлагает прослушать фразы на слух (каждая фраза произносится два раза), если ученик не воспринял фразу на слух, то учитель произносит фразу слухозрительно.
– [Добрый день, Вика.]– Добрый день, Римма Зуфаровна – [Аппарат работает хорошо?] – Да, аппарат работает хорошо. | –Девятнадцатое октября. – Спасибо, я здорова. |
3. Целепологание.
– [Будем слушать, читать текст, |
– Будем слушать, читать текст, |
Формирование произносительной стороны речи.
4. Актуализация знаний.
– Тема занятия: звук Ц – Открой книгу на странице семьдесят один и прочитай правило. (На столе учебник “Произношение” для 7 класса). – Как произносится -тся и -ться в глаголах? | – Тема занятия: звук Ц – Ученик открывает книгу и читает правило. |
5. Создание проблемной ситуации.
– Вика, обозначь ударение в словах. (На экране ноутбука таблица со словами: – Прочитай слова правильно, хорошо говори звук Ц | (Ученик обозначает ударение.)
(Ученик читает слова.) |
Учитель контролирует произношение звука Ц, наличие словесного ударения и слитность.
– А теперь послушай и повтори слова.
Учитель предлагает слова на слух вразбивку.
(Ученик слушает и повторяет слова.)
– Вика, составь словосочетания. (На экране ноутбука таблица: (Вода, легко, полотенце.) – Послушай и повтори. | Ученик составляет словосочетания: – одеваться легко
|
Учитель предлагает ученику словосочетания на слух и вразбивку.
(Ученик слушает и повторяет словосочетания.)
– Вика, ответь на вопросы. | – Мне нравится … – Одеваться нужно легко. – Полезно заниматься спортом. |
Учитель следит за слитностью во фразах и за наличием логического ударения, контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.
6. Физкультминутка.
Закрой глаза и считай до пяти.
Поморгай. Молодец.
Посмотри направо,
посмотри налево.
Развитие речевого слуха.
7. Актуализация знаний.
– Как называется наша Родина? – Как называется столица нашей Родины? – Покажи на карте Москву. | – Наша Родина называется Россия. |
Вика, в какой республике ты живешь?
–Я живу в Республике Татарстан.
– Возьми карту, покажи границы республики.
– Вот границы республики.
– Как называется столица нашей республики?
– Столица нашей республики называется Казань.
– Покажи на карте Казань.
– Вот Казань.
8. Создание проблемной ситуации.
– Вика, внимательно послушай рассказ и подбери нужную карточку.
(На столе 3 таблицы с разными карточками.)
(Ученик слушает и выбирает нужную карточку с текстом.)
Учитель читает текст:
Город Казань расположен на берегу реки Волга. Рядом протекает речка Казанка. Казань – старинный, красивый город. Он постоянно строится и обновляется. В Казани есть кремль. Он гордо высится на высоком холме берега Казанки. В Казани много красивых старинных зданий, памятников. Когда подъезжаешь к Кремлю, издалека видна башня Сююмбике. Это красивая, высокая, стройная башня является архитектурным памятником.
– Мы прочитали этот рассказ.
– А сейчас будем читать рассказ по предложениям.
Учитель читает рассказ по предложениям, выкладывая перед учеником фразы рассыпного текста. Во время чтения учитель контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.
Ответы на вопросы и выполнение заданий.
– Вика, прочитай первое предложение
– Город Казань расположен на берегу реки Волга.
– А как зовут президента Республики Татарстан?
– Рустам Нургалиевич Минниханов.
– Продолжи: Когда подъезжаешь к Кремлю, …… – издалека видна башня Сююмбике.
– Вика, посмотри и выбери открытки о Казани. (Ученик выбирает открытки о Казани.) – Что изображено на этой открытке?
– Башня Сююмбике. Отвечай кратко.
– А что изображено здесь?
– Это Кремль.
– Вика, какие архитектурные памятники Казани ты знаешь?
– Это: Кремль, башня Сююмбике, театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.
– Вика, нравится ли тебе столица?
– Да, мне нравится столица.
Ученик отвечает на вопросы. Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи. Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает ему в помощь прочитать ответ на экране ноутбука. Ученик читает и повторяет. Ученик отвечает на вопросы.
9. Итог занятия. Рефлексия.
– Что ты делала на занятии? – Вика, ты сегодня занималась хорошо, звук Ц говорила правильно. | – Я слушала и говорила, отвечала на вопросы. – До свидания |
Литература
Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся–М.: Просвещение–1991.
Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих–М.: Просвещение–1981.
Назарова Л.П. Методика слухового восприятия у детей с нарушением слуха–М.: Владос–2001.
Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для 7-8 класса школы глухих–М.: Просвещение–1985. –45с.
Волкова К.А. Произношение. Учебник для 7-8 класса школы глухих –М.: Просвещение–1985. –159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи во 2 классе для неслышащих учащихся
Рабочая программа индивидуальных занятий во 2 классе на учебный год в школе I вида....
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 10 классе на тему: "Спортивные секции. Международный женский день" Словесное ударение.Орфоэпия. Звуки:э-е,у-ю.Текст: "Олимпийские игры"
На данном занятии проводится работа над звуками, задания по темам, словесным ударением и правилами орфоэпии....
Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...
Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.
В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...