Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
план-конспект занятия (9 класс)

Правова Людмила Алексеевна

Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или слов (фраз) ученик не воспринял речевой материал, он воспринимается им слухо-зрительно. Затем предлагается прочитать на экране ноутбука соответствующий материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Конспект индивидуального коррекционного занятия

                            по развитию речевого слуха

            и формированию произносительной стороны речи

            по теме: «М.В.Ломоносов»

                             Занятие проводилось с  К. А., учеником 9 «А» класса.

                             Диапазон воспринимаемых частот

                             на лучше слышащее ухо 125 Гц – 4000 Гц.

                             Средняя потеря слуха:  правое ухо -  95 дБ,

                                                                    левое ухо  - 110 дБ .  

                              Учитель-дефектолог: Правова Л.А.

                                                       ГКОУ СКШИ №65

     

                 

                                               2021

Тема: «М.В. Ломоносов»

Цель: познакомить ученика с новым текстом;

          учить воспринимать текст, задания по тексту;

          учить распознавать и различать на слух части текста, фразы

           (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми);

          отработать произносительные навыки на материале текста.

Оборудование: ноутбук, карточки с заданием.

Ход занятия.

1.Психологическая настройка учащихся.

- [Добрый день, Антон]                            - Добрый день, Людмила Алексеевна.

- Я рада тебя видеть. У нас сегодня

  гости, улыбнись.

2. Организационный момент.

    Учитель предлагает прослушать фразы на слух, предъявляются фразы не более двух раз. Если ученик не воспринимает их, то учитель произносит фразы слухо-зрительно.

- [Аппарат работает хорошо?]                         - Да, аппарат работает хорошо.

-[Ты готов к занятию?]                                    - Да, я готов.

- [Какое сегодня число?]                                 - Сегодня …

- [Сегодня понедельник?]                                - Нет, сегодня среда.

- [В классе все ребята сегодня?]                      - Нет, Люба не пришла в школу.

                                                                             Я думаю, она заболела.

- [Как твое здоровье?]                                       - Спасибо, я здоров.

3. Целеполагание.

-[Сегодня ты будешь слушать  - Сегодня я буду слушать                                                       новый текст.]                                                      новый текст.

- [Ты будешь отвечать на вопросы.]          - Я буду отвечать на вопросы.

- [Хорошо говори звуки,

 следи за ударением.]                                  - Я буду хорошо говорить звуки,

                                                                        я буду говорить с ударением.

4. Актуализация знаний.

1). – [Послушай и повтори:]

астова-астова - простого                      Ученик слушает речевой материал                                                                                          сын простого рыбака                                    и повторяет, что воспринял.

ка - ко - ку - ки

ка - еми - ик - академик

уча - уче - ный                                                                          

 ученый- академик

са  со  су  си

ас ос ус

стка  рост

под  рост

одро – остки - подростки

школьники-подростки

стре  ветре

встретили

встретили насмешками

любил чтение

азу - изу - наизусть

знал наизусть

асту - пасту – поступил

поступил иначе

ушел из дома

добрался до столицы

поступить учиться

тяжело жилось

продолжал настойчиво учиться

    Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или слов (фраз) ученик не воспринял речевой материал, он воспринимается им слухо-зрительно. Затем предлагается прочитать на экране ноутбука соответствующий материал.

5. Создание проблемной ситуации.

- [Послушай текст]

     Первым русским ученым-академиком стал сын простого рыбака из Архангельского края М.В. Ломоносов. Он родился в 1700 году в деревне Денисовка Архангельского края. Он рано научился читать и очень любил чтение. Грамматику и арифметику – единственные не церковные книги, которые нашлись в селе, он знал наизусть с десятилетнего возраста. В этом возрасте он стал ходить на рыбные промыслы в Белое море. Отец хотел, чтобы сын продолжал его дело – стал рыбаком, но тот поступил иначе.

    Однажды  ночью в 1730 году в сильный мороз он ушел из дома и пешком отправился в Москву. Он слышал, что там есть школы, учителя, книги. В дороге Михаил присоединился к рыбному обозу и с ним добрался до столицы. Чтобы поступить учиться, Ломоносову пришлось скрыть, что он сын крестьянина, т.к. крестьянских детей в школу тогда не принимали.

    Школьники подростки встретили нового ученика насмешками. «Смотрите, какой болван в двадцать лет пришел учиться!» Но вскоре они перестали смеяться, так как он так хорошо учился, что удивил всех.

    Тяжело жилось Ломоносову, он жил только на те гроши, которые раз в месяц выдавали ученикам, а их хватало лишь на хлеб и квас. Отец звал его обратно домой, но Ломоносов остался верен себе и продолжал учиться упорно и настойчиво.

      Текст целиком предъявляется слухо-зрительно два раза. После каждого предъявления учащийся говорит, что воспринял. Затем текст воспринимается учеником слухо-зрительно по фразам.

    Учитель по мере восприятия открывает на экране ноутбука соответствующее предложение (фразу), которые им прочитываются.  

 6. Физкультминутка.

 - Закрой глаза и сожми кулачки.

 -  Поморгай глазками.

- Поверни голову вправо, влево.

7. Создание проблемной ситуации.

1) Работа с текстом.

- Как ты понимаешь выражение

«не церковные книги»                                  -учебники: грамматика, математика

- Как сказать иначе: стал ходить

на рыбные промыслы?                                  - стал ходить на рыбалку

-Найди в тексте, где родился

Ломоносов.                                                  Ученик находит в тексте и читает.

- Прочитай, что хотел отец?

2).

- Послушай предложения и повтори:

Ломоносов первый русский ученый-академик.

Он рано научился читать.

Грамматику и арифметику он знал наизусть.

Отец хотел, чтобы сын стал рыбаком.

Встретили ученика насмешками.

Хорошо учился.

    Учитель предлагает прослушать предложения на слух, предъявляются они не более двух раз. Если ученик не воспринимает их, то учитель произносит предложения  слухо-зрительно. Учитель контролирует правильное произнесение звуков, соблюдение словесного ударения. В случае необходимости дает образец своей речи.

3).

- Послушай и повтори:

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело.

(предложение дается слухо-зрительно)

[Андрей продолжил занятия спортом.]

(предложение дается на слух)

Ломоносов поступил иначе.

(предложение дается слухо-зрительно)

[Моя сестра поступила в нашу школу.]

(предложение дается на слух)

Он жил на те гроши, которые выдавали

ученикам раз в месяц. (предложение дается

слухо-зрительно)

[Они выдавали себя за партизан.]

(предложение дается на слух)

4) .

- Послушай вопросы и ответь:

О чем рассказ?                                           - О том, как Ломоносов пешком

                                                                   отправился в Москву учиться.

Когда происходили события?                  - В 1730 году.

Попробуй сделать основной вывод.    - Ломоносов остался верен себе и

                                                              продолжал учиться упорно и настойчиво.  

8. Итог занятия. Рефлексия.   

- [Что ты делал на занятии?]                     - Я слушал текст, отвечал на  

                                                                      вопросы.

- Как ты оцениваешь свою работу

на занятии сегодня?                                - Я думаю, что я занимался хорошо.

                                                                  - Я старался говорить хорошо.

- Да, ты сегодня молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...

Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"

Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме "М.В. Ломоносов"

Тема: «М.В. Ломоносов»Цель: познакомить ученика с новым текстом;          учить воспринимать текст, задания по тексту...