Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) на тему
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.
На тему « Наша Родина»
Учитель – дефектолог Фролова Е.С.
Цель занятия: совершенствование навыка восприятия текста на слух и слухозрительно; развивать умение опознавать на слух знакомого и незнакомого речевого материала; активизировать устную речь обучающегося в процессе диалога; формировать чувство самоконтроля за произношением; отработка навыков выразительного чтения на материалах данной темы; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Дидактический материал: таблицы с текстом, фразами, словами, схемы предложений, образцы полезных ископаемых, видеофильм «Озеро Байкал», презентация к тексту «Наша Родина».
Оборудование: компьютер, географическая карта России.
Ученик воспринимает речь с помощью заушного аппарата «Oticon» на расстоянии 1- 3метров.
Текст, с которым работает учащийся (учащиеся).
Наша Родина.
Наша Родина огромна и могуча.
Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.
Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.
Лес – национальное богатство нашей Родины.
Только в Центральной России известный во всём мире чернозём.
Не случайно, Мичурин на Тамбовской земле выращивал новые чудесные сорта фруктов и овощей.
Наша страна богата полезными ископаемыми.
На Урале, в Курской области залегают железные руды.
Обширны районы месторождения нефти на Печоре, на севере, в Волго - Уральском, Ставропольском крае, в Западной Сибири.
В Печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.
В Якутии - алмазы, золото.
По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире.
Ход занятия.
1.Орг. момент:
Учитель: - Как ты слышишь? Какое у тебя настроение?
На занятии ты будешь отвечать на вопросы, задавать вопросы, проверим твои знания географии, будем озвучивать презентацию, посмотрим интересный фильм,
Старайся говорить выразительно и следи за своими проблемными звуками. Какие у тебя проблемные звуки?
Ученик отвечает.
2. Работа над закреплением знакомого речевого материала.
-Как ты думаешь, какая тема занятия?
- Я думаю тема «Наша Родина».
- Как ты понимаешь слово Родина?
- По-моему Родина – это где человек родился. Его родной город, село. Его родной дом.
- А что такое Родина в широком смысле?
- Родина – это вся наша страна.
- Повтори: Наша Родина огромна и могуча. Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.
- Послушай и повтори: Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.
- Что значит, плодородная почва? (Ответ ученика).
- Чем известна Центральная Россия? (В Центральной России известный во всём чернозём).
- Ответь, почему так говорят: Лес – национальное богатство нашей Родины.
-Что делал Мичурин на тамбовской земле? (Мичурин на тамбовской земле выращивал чудесные сорта фруктов и овощей).
Восприятие на слух и отработка в произношении слов и словосочетаний.
Родина могуча, огромные просторы, низменности, плоскогорья национальное богатство, известный во всём мире, чернозём, выращивал, чудесные сорта.
Работа с презентацией.
Подбор предложений к материалам презентации (картины природы России). «Озвучивание слайдов» (старайся говорить выразительно, с опорой на схемы).
3. Проверка домашнего задания.
-А теперь, проверим друг друга, как мы знаем географию России.
На табличках написаны слова: … реки …, ….. плоскогорья…, … низменности, …. крупнейшие озёра…, …. моря. Ученик выбирает табличку и формулирует задание. Например: назови и покажи крупнейшие озёра России. И.т.д.
Затем задания даёт педагог.
Оценка выполнения задания.
4. Релаксация.
- Посмотрим прекрасный фильм, а о чём он ты мне сейчас скажешь.
Его называют чудом природы. Оно самое глубокое в мире. В нём самая чистая вода. О чём я говорю? (Это озеро – Байкал).
Видео - материал на 3- 4 минуты.
- Тебе понравился фильм? Какое впечатление у тебя от фильма? Ты бы хотел побывать на Байкале? А где бы ты хотел ещё побывать?
5. Предъявление незнакомого материала.
- А теперь, посмотри, что у меня на столе. ( Ученик рассматривает образцы железной руды, каменного угля, нефти и др.).
- Что это? (Полезные ископаемые).
- Послушай и скажи, что ты понял.
Вторая часть текста предъявляется на слух. Прочитать можно 2 раза. Если воспринимается с трудом, то можно по предложениям. После того, как ученик передаст содержание материала, он читает текст про себя.
6. Восприятие на слух и отработка в произношении нового по звучанию материала.
Полезные ископаемые
Месторождения, залегают,
Железные руды,
Обширны районы,
В Ставропольском крае,
Печорский угольный бассейн.
После отработки в произношении этого материала учитель читает текст выразительно. Затем ученик прочитывает текст, подражая учителю.
Для специальной отработки в произношении отобраны два предложения:
По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. В печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.
Учитель на слух читает первое предложение , изменяя логическое ударение, паузы в предложении. Ученик, подражая, воспроизводит предложения.
7. Игра- диалог «В мире новостей».
-Какую дату отмечаем мы в июне? (375 лет образования Тамбова).
- А что мы узнали с тобой из программы «Вести»? ( В честь этой даты были выпущены 4 почтовые марки).
-Что изображено на марках попробуют отгадать наши гости.
Ученик воспринимает на слух предположения, наводящие вопросы гостей (или других учащихся), подсказывает им и выводит на компьютер марки с изображением Никифоровского сахарного завода, реки Цны, мичуринских яблок, памятника Тамбовскому мужику.
-На этом наше занятие закончено. Вова, спасибо тебе за отличную работу на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "наша родина" | 2.87 МБ |
ход урока "наша родина" | 300.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.
На тему « Наша Родина».
Учитель – дефектолог Фролова Е.С.
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.
На тему « Наша Родина».
Учитель – дефектолог Фролова Е.С.
Цель занятия: совершенствование навыка восприятия текста на слух и слухозрительно; развивать умение опознавать на слух знакомого и незнакомого речевого материала; активизировать устную речь обучающегося в процессе диалога; формировать чувство самоконтроля за произношением; отработка навыков выразительного чтения на материалах данной темы; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Дидактический материал: таблицы с текстом, фразами, словами, схемы предложений, образцы полезных ископаемых, видеофильм «Озеро Байкал», презентация к тексту «Наша Родина».
Оборудование: компьютер, географическая карта России.
Ученик воспринимает речь с помощью заушного аппарата «Oticon» на расстоянии 1- 3метров.
Текст, с которым работает учащийся (учащиеся).
Наша Родина.
Наша Родина огромна и могуча.
Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.
Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.
Лес – национальное богатство нашей Родины.
Только в Центральной России известный во всём мире чернозём.
Не случайно, Мичурин на Тамбовской земле выращивал новые чудесные сорта фруктов и овощей.
Наша страна богата полезными ископаемыми.
На Урале, в Курской области залегают железные руды.
Обширны районы месторождения нефти на Печоре, на севере, в Волго - Уральском, Ставропольском крае, в Западной Сибири.
В Печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.
В Якутии - алмазы, золото.
По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире.
Ход занятия.
1.Орг. момент:
Учитель: - Как ты слышишь? Какое у тебя настроение?
На занятии ты будешь отвечать на вопросы, задавать вопросы, проверим твои знания географии, будем озвучивать презентацию, посмотрим интересный фильм,
Старайся говорить выразительно и следи за своими проблемными звуками. Какие у тебя проблемные звуки?
Ученик отвечает.
2. Работа над закреплением знакомого речевого материала.
-Как ты думаешь, какая тема занятия?
- Я думаю тема «Наша Родина».
- Как ты понимаешь слово Родина?
- По-моему Родина – это где человек родился. Его родной город, село. Его родной дом.
- А что такое Родина в широком смысле?
- Родина – это вся наша страна.
- Повтори: Наша Родина огромна и могуча. Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.
- Послушай и повтори: Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.
- Что значит, плодородная почва? (Ответ ученика).
- Чем известна Центральная Россия? (В Центральной России известный во всём чернозём).
- Ответь, почему так говорят: Лес – национальное богатство нашей Родины.
-Что делал Мичурин на тамбовской земле? (Мичурин на тамбовской земле выращивал чудесные сорта фруктов и овощей).
Восприятие на слух и отработка в произношении слов и словосочетаний.
Родина могуча, огромные просторы, низменности, плоскогорья национальное богатство, известный во всём мире, чернозём, выращивал, чудесные сорта.
Работа с презентацией.
Подбор предложений к материалам презентации (картины природы России). «Озвучивание слайдов» (старайся говорить выразительно, с опорой на схемы).
3. Проверка домашнего задания.
-А теперь, проверим друг друга, как мы знаем географию России.
На табличках написаны слова: … реки …, ….. плоскогорья…, … низменности, …. крупнейшие озёра…, …. моря. Ученик выбирает табличку и формулирует задание. Например: назови и покажи крупнейшие озёра России. И.т.д.
Затем задания даёт педагог.
Оценка выполнения задания.
4. Релаксация.
- Посмотрим прекрасный фильм, а о чём он ты мне сейчас скажешь.
Его называют чудом природы. Оно самое глубокое в мире. В нём самая чистая вода. О чём я говорю? (Это озеро – Байкал).
Видео - материал на 3- 4 минуты.
- Тебе понравился фильм? Какое впечатление у тебя от фильма? Ты бы хотел побывать на Байкале? А где бы ты хотел ещё побывать?
5. Предъявление незнакомого материала.
- А теперь, посмотри, что у меня на столе. ( Ученик рассматривает образцы железной руды, каменного угля, нефти и др.).
- Что это? (Полезные ископаемые).
- Послушай и скажи, что ты понял.
Вторая часть текста предъявляется на слух. Прочитать можно 2 раза. Если воспринимается с трудом, то можно по предложениям. После того, как ученик передаст содержание материала, он читает текст про себя.
6. Восприятие на слух и отработка в произношении нового по звучанию материала.
Полезные ископаемые
Месторождения, залегают,
Железные руды,
Обширны районы,
В Ставропольском крае,
Печорский угольный бассейн.
После отработки в произношении этого материала учитель читает текст выразительно. Затем ученик прочитывает текст, подражая учителю.
Для специальной отработки в произношении отобраны два предложения:
По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. В печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.
Учитель на слух читает первое предложение , изменяя логическое ударение, паузы в предложении. Ученик, подражая, воспроизводит предложения.
7. Игра- диалог «В мире новостей».
-Какую дату отмечаем мы в июне? (375 лет образования Тамбова).
- А что мы узнали с тобой из программы «Вести»? ( В честь этой даты были выпущены 4 почтовые марки).
-Что изображено на марках попробуют отгадать наши гости.
Ученик воспринимает на слух предположения, наводящие вопросы гостей (или других учащихся), подсказывает им и выводит на компьютер марки с изображением Никифоровского сахарного завода, реки Цны, мичуринских яблок, памятника Тамбовскому мужику.
-На этом наше занятие закончено. Вова, спасибо тебе за отличную работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.
Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...
Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи во 2 классе для неслышащих учащихся
Рабочая программа индивидуальных занятий во 2 классе на учебный год в школе I вида....
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 10 классе на тему: "Спортивные секции. Международный женский день" Словесное ударение.Орфоэпия. Звуки:э-е,у-ю.Текст: "Олимпийские игры"
На данном занятии проводится работа над звуками, задания по темам, словесным ударением и правилами орфоэпии....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...
Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...
Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.
В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...