Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) на тему

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.

На тему « Наша Родина»

Учитель – дефектолог  Фролова Е.С.

 

Цель занятия: совершенствование навыка восприятия текста на слух и слухозрительно; развивать умение  опознавать на слух знакомого и незнакомого речевого материала; активизировать устную речь обучающегося в процессе диалога; формировать чувство самоконтроля за произношением; отработка навыков выразительного чтения на материалах данной темы; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

 

Дидактический материал: таблицы с текстом, фразами, словами, схемы предложений, образцы полезных ископаемых, видеофильм «Озеро Байкал», презентация к тексту «Наша Родина».

Оборудование: компьютер, географическая карта России.

 

Ученик воспринимает речь с помощью заушного аппарата  «Oticon»  на расстоянии 1- 3метров. 

 

 

Текст, с которым работает учащийся (учащиеся).

 Наша Родина.

Наша Родина огромна и могуча.

Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.

Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.

Лес – национальное богатство нашей Родины. 

Только в Центральной  России известный во всём мире чернозём.

Не случайно,  Мичурин на Тамбовской земле выращивал новые чудесные сорта фруктов и овощей.

 

Наша страна богата полезными ископаемыми.

На Урале,  в Курской области залегают железные руды.

Обширны районы месторождения нефти на Печоре, на севере, в Волго - Уральском,  Ставропольском крае, в Западной Сибири.

В Печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.

В Якутии  - алмазы, золото.

 По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире.

                                  

                                       Ход занятия.

1.Орг. момент:

Учитель:  - Как ты слышишь? Какое у тебя настроение?

На занятии ты будешь отвечать на вопросы, задавать вопросы, проверим твои знания географии, будем озвучивать презентацию, посмотрим интересный фильм,

Старайся говорить выразительно и следи за своими проблемными звуками. Какие у тебя проблемные звуки?

Ученик отвечает.

2. Работа над закреплением знакомого речевого материала.

    -Как ты думаешь, какая тема занятия?

    - Я думаю тема «Наша Родина».

   -  Как ты понимаешь слово Родина?

 - По-моему Родина – это где человек родился. Его родной город, село. Его родной дом.

   -  А что такое Родина в широком смысле?

   - Родина – это вся наша страна.

 - Повтори: Наша Родина огромна и могуча.  Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.

- Послушай и повториОгромная территория  нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.

-  Что значит, плодородная почва? (Ответ ученика).

- Чем известна Центральная Россия? (В Центральной России известный во всём чернозём).

-  Ответь,  почему так говорят: Лес – национальное богатство нашей Родины.

-Что делал Мичурин на тамбовской земле? (Мичурин на тамбовской земле выращивал чудесные сорта фруктов и овощей).

 Восприятие на слух и отработка в произношении слов и словосочетаний.

Родина могуча, огромные просторы, низменности, плоскогорья национальное богатство, известный во всём мире, чернозём, выращивал, чудесные сорта.

Работа с презентацией.

Подбор предложений  к  материалам презентации (картины природы России). «Озвучивание слайдов» (старайся говорить выразительно, с опорой на схемы).

 

3. Проверка домашнего задания.

-А теперь,  проверим  друг друга, как мы знаем географию России.

На табличках написаны слова: … реки  …, ….. плоскогорья…, … низменности,  ….  крупнейшие озёра…,  …. моря.  Ученик  выбирает табличку и формулирует задание. Например: назови и покажи крупнейшие озёра России. И.т.д.

Затем задания даёт педагог.

Оценка выполнения задания.

4. Релаксация.

- Посмотрим прекрасный фильм, а о чём он ты мне сейчас скажешь.

Его  называют чудом природы. Оно самое глубокое в мире. В нём самая чистая вода. О чём я говорю? (Это озеро – Байкал).

 Видео - материал на 3- 4 минуты.

- Тебе понравился фильм?  Какое впечатление у тебя от фильма? Ты бы хотел побывать на Байкале? А где бы ты хотел ещё побывать?

5. Предъявление незнакомого материала.

- А теперь, посмотри, что у меня на столе. ( Ученик рассматривает образцы железной руды, каменного угля, нефти и др.).

- Что это? (Полезные ископаемые).

- Послушай и скажи, что ты понял.

Вторая часть текста предъявляется на слух. Прочитать можно 2 раза. Если воспринимается с трудом, то можно по предложениям. После того, как ученик передаст содержание материала, он  читает текст про себя.

 6. Восприятие на слух и отработка в произношении  нового по звучанию материала.

Полезные ископаемые

Месторождения, залегают,

Железные руды,

Обширны районы,

В Ставропольском крае,

Печорский угольный бассейн.

После отработки в произношении этого материала учитель читает текст выразительно. Затем ученик прочитывает текст, подражая учителю.

Для специальной отработки в произношении отобраны два предложения:

По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. В печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.

Учитель на слух читает первое предложение , изменяя логическое  ударение, паузы в предложении. Ученик,  подражая, воспроизводит предложения.

7. Игра-  диалог «В мире новостей».

 -Какую дату отмечаем мы  в июне? (375 лет образования Тамбова).

- А что мы узнали с тобой из  программы «Вести»? ( В честь этой даты были выпущены 4 почтовые марки).

-Что изображено на марках попробуют отгадать наши гости.

Ученик воспринимает на слух  предположения,  наводящие вопросы гостей (или других учащихся), подсказывает им и выводит на компьютер  марки с изображением  Никифоровского сахарного завода, реки Цны, мичуринских яблок,   памятника Тамбовскому мужику.

-На этом наше занятие закончено. Вова, спасибо тебе за отличную работу на занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе. На тему « Наша Родина ». Учитель –дефектолог Фролова Е.С. Школа –интернат № 2 Г. Тамбов


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.

На тему « Наша Родина».

 

         F:\SAM_1296.JPG

                                                         F:\SAM_1298.JPG

Учитель – дефектолог  Фролова Е.С.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.

На тему « Наша Родина».

 

         F:\SAM_1296.JPG

                                                         F:\SAM_1298.JPG

Учитель – дефектолог  Фролова Е.С.

Цель занятия: совершенствование навыка восприятия текста на слух и слухозрительно; развивать умение  опознавать на слух знакомого и незнакомого речевого материала; активизировать устную речь обучающегося в процессе диалога; формировать чувство самоконтроля за произношением; отработка навыков выразительного чтения на материалах данной темы; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Дидактический материал: таблицы с текстом, фразами, словами, схемы предложений, образцы полезных ископаемых, видеофильм «Озеро Байкал», презентация к тексту «Наша Родина».

Оборудование: компьютер, географическая карта России.

Ученик воспринимает речь с помощью заушного аппарата  «Oticon»  на расстоянии 1- 3метров.  

Текст, с которым работает учащийся (учащиеся).

 Наша Родина.

Наша Родина огромна и могуча.

Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.

Огромная территория нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.

Лес – национальное богатство нашей Родины.  

Только в Центральной  России известный во всём мире чернозём.

Не случайно,  Мичурин на Тамбовской земле выращивал новые чудесные сорта фруктов и овощей.

Наша страна богата полезными ископаемыми.

На Урале,  в Курской области залегают железные руды.

Обширны районы месторождения нефти на Печоре, на севере, в Волго - Уральском,  Ставропольском крае, в Западной Сибири.

В Печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.

В Якутии  - алмазы, золото.

 По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире.

                                   

                                       Ход занятия.

1.Орг. момент:

Учитель:  - Как ты слышишь? Какое у тебя настроение?

На занятии ты будешь отвечать на вопросы, задавать вопросы, проверим твои знания географии, будем озвучивать презентацию, посмотрим интересный фильм,

Старайся говорить выразительно и следи за своими проблемными звуками. Какие у тебя проблемные звуки?

Ученик отвечает.

2. Работа над закреплением знакомого речевого материала.

    -Как ты думаешь, какая тема занятия?

    - Я думаю тема «Наша Родина».

   -  Как ты понимаешь слово Родина?

 - По-моему Родина – это где человек родился. Его родной город, село. Его родной дом.

   -  А что такое Родина в широком смысле? 

   - Родина – это вся наша страна.

 - Повтори: Наша Родина огромна и могуча.  Родина – это вся наша страна, её огромные просторы: горы, равнины, низменности, плоскогорья, реки, озёра, моря, океаны.

- Послушай и повтори:  Огромная территория  нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами.

-  Что значит, плодородная почва? (Ответ ученика).

- Чем известна Центральная Россия? (В Центральной России известный во всём чернозём).

-  Ответь,  почему так говорят: Лес – национальное богатство нашей Родины.

-Что делал Мичурин на тамбовской земле? (Мичурин на тамбовской земле выращивал чудесные сорта фруктов и овощей).

 Восприятие на слух и отработка в произношении слов и словосочетаний.

Родина могуча, огромные просторы, низменности, плоскогорья национальное богатство, известный во всём мире, чернозём, выращивал, чудесные сорта.

Работа с презентацией.

Подбор предложений  к  материалам презентации (картины природы России). «Озвучивание слайдов» (старайся говорить выразительно, с опорой на схемы).

3. Проверка домашнего задания.

-А теперь,  проверим  друг друга, как мы знаем географию России.

На табличках написаны слова: … реки  …, ….. плоскогорья…, … низменности,  ….  крупнейшие озёра…,  …. моря.  Ученик  выбирает табличку и формулирует задание. Например: назови и покажи крупнейшие озёра России. И.т.д.

Затем задания даёт педагог.

Оценка выполнения задания.

4. Релаксация.

- Посмотрим прекрасный фильм, а о чём он ты мне сейчас скажешь.

Его  называют чудом природы. Оно самое глубокое в мире. В нём самая чистая вода. О чём я говорю? (Это озеро – Байкал).

 Видео - материал на 3- 4 минуты.

- Тебе понравился фильм?  Какое впечатление у тебя от фильма? Ты бы хотел побывать на Байкале? А где бы ты хотел ещё побывать?

5. Предъявление незнакомого материала.

- А теперь, посмотри, что у меня на столе. ( Ученик рассматривает образцы железной руды, каменного угля, нефти и др.).

- Что это? (Полезные ископаемые).

- Послушай и скажи, что ты понял.

Вторая часть текста предъявляется на слух. Прочитать можно 2 раза. Если воспринимается с трудом, то можно по предложениям. После того, как ученик передаст содержание материала, он  читает текст про себя.

 6. Восприятие на слух и отработка в произношении  нового по звучанию материала.

Полезные ископаемые

Месторождения, залегают,

Железные руды,

Обширны районы,

В Ставропольском крае,

Печорский угольный бассейн.

После отработки в произношении этого материала учитель читает текст выразительно. Затем ученик прочитывает текст, подражая учителю.

Для специальной отработки в произношении отобраны два предложения:

По запасам полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. В печорском угольном бассейне находятся богатые запасы каменного угля высокого качества.

Учитель на слух читает первое предложение , изменяя логическое  ударение, паузы в предложении. Ученик,  подражая, воспроизводит предложения.

7. Игра-  диалог «В мире новостей».

 -Какую дату отмечаем мы  в июне? (375 лет образования Тамбова).

- А что мы узнали с тобой из  программы «Вести»? ( В честь этой даты были выпущены 4 почтовые марки).

-Что изображено на марках попробуют отгадать наши гости.

Ученик воспринимает на слух  предположения,  наводящие вопросы гостей (или других учащихся), подсказывает им и выводит на компьютер  марки с изображением  Никифоровского сахарного завода, реки Цны, мичуринских яблок,   памятника Тамбовскому мужику.

-На этом наше занятие закончено. Вова, спасибо тебе за отличную работу на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...

Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"

Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"

Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...