Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2)
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л. Б. Баряева, Д. И. Бойко, В. И. Липакова и др. Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.razv_.r.i_okr.mir_8kl.8-2.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________(Директор школы)
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Развитие речи и окружающий мир
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я-позиции и Я-образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).
Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Темы уроков – занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащейся находим свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математическое представление и конструирование», «ОБЖ» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011г.
- Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2017-2018 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель и задачи программы.
Цель:
- Организовать речевую среду, пробудить речевую активность.
- Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
- Максимальное включение обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы.
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; формировать и расширять словарный запас.
- Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям.
- Развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
- Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
- Обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению.
- Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения.
- Формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
- Развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.
- Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.
- Формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении.
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения.
- Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.
- Формировать элементарные экологические представления.
- Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной социально-бытовой деятельности.
- Использовать малые формы контроля для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной деятельности.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом, систематизации и обобщению изученного материала).
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план.
Тема урока | Кол-во часов |
Развитие общих речевых навыков | 7 |
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи | 7 |
Окружающий предметный мир и профессии людей | 10 |
Окружающий природный и животный мир | 10 |
Всего: | 34 |
Содержание тем учебного курса.
«Развитие общих речевых навыков»:
- Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
- Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
- Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
«Развитие навыков общения, диалогической и связанной речи»:
- Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
- Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
«Окружающий предметный мир и профессии людей»:
- Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
- Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки.
- Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
- Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
- Знакомство с цирком, чтение литературных произведений о цирковых животных, клоунах. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол.
«Окружающий природный и животный мир»:
- Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
- Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
- Систематические упражнения с пиктограммами.
- Расширение и уточнение действий учащейся по элементарному экспериментированию (посадка лука, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке.
- Воспитание заботливого отношения к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.
- Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащейся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
- Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира днем.
- Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетания цветов.
- Практические упражнения на определение цвета частей суток (утро, день). Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
- Составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.
- Уметь вступать в диалог в сюжетно-ролевой игре, а так же на экскурсии в магазине.
- Знать части суток, адекватные воспринятой интонации: утро, вечер.
Скорректированное календарно - тематическое планирование «Развитие речи и окружающий мир»
8 класс 34 часа (1 раз в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть | |||||
1. | 1 | Расширение словаря экспрессивной речи. | Расширять словарь экспрессивной речи. Развитие внимания и мелкой моторики, подвижности, силы и гибкости пальцев рук; уметь называть и соотносить с пиктограммой название предметов по заданной теме. | ||
2. | 1 | Игры с пальчиками: гимнастика с предметами. | |||
3. | 1 | Изображение пальцами цифр и букв. | |||
4. | 1 | Развитие подвижности, силы и гибкости пальцев. | |||
5. | 1 | Развитие подвижности, силы и гибкости пальцев. | |||
6. | 1 | Массаж пальцев и ладоней. | |||
7. | 1 | Название предметов по теме: «Класс». | |||
8. 9. | 2 | Занятие по теме: «Одежда», дифференциация одежды и название ее по группам. | Уметь дифференцировать одежду по группам (для детей, взрослых, для мужчин и женщин). | ||
2 четверть | |||||
10. | 1 | Занятие по теме: «Родственники». | Знать и называть своих родственников, одноклассников. Развивать внимание, артикуляторную моторику и мимическую мускулатуру. Знать буквы алфавита, показывать их и соотносить с предметными картинками. | ||
11. | 1 | Занятие по теме: «Одноклассники». | |||
12. | 1 | Занятие по теме: «Алфавит». | |||
13. | 1 | Игра: «Считаем животных». | Формировать умение показывать предмет и соотносить его с картинкой; знать и показывать фрукты и овощи; их польза для человека; знать и называть транспорт, виды транспорта. | ||
14. | 1 | Фрукты и овощи. | |||
15. | 1 | Экскурсия в школьную швейную мастерскую. | Отработка алгоритма поведения в школьной мастерской; элементарные представления об «архитектуре» компьютера. | ||
16. | 1 | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | |||
3 четверть | |||||
17. | 1 | Предметы личной гигиены. | Уточнить представление о предметах личной гигиены; уметь сравнивать предметы по цвету и размеру; научиться вызывать врача, звонить маме и другим родственникам (знакомым); составлять описательный рассказ с помощью учителя; знакомство с работой школьного врача. | ||
18. | 1 | Сравнение предметов по цвету, размеру. | |||
19. 20. | 2 | Разложи картинки. Назови одним словом. | |||
21. | 1 | Игровой тренинг: «Вызови врача» | |||
22. | 1 | Игра: «Кукла заболела». | |||
23. | 1 | Игровой тренинг: «Позвони маме». | |||
24. 25. | 2 | Бытовая техника (часы). | Продолжить знакомство с бытовой техникой; уметь пользоваться; знать правила техники безопасности. | ||
26. 27. | 2 | Бытовая техника (чайник, утюг). | |||
28. 29. | 2 | Уточнение представлений о жизни животных | Уточнить представление о жизни животных в лесу и зоопарке; знать, показывать птиц перелетных и зимующих; рисовать животных и птиц по трафарету. | ||
4 четверть | |||||
30. | 1 | Игровой тренинг: вызов врача. Первая медицинская помощь. | Развитие речевой моторики; формирование артикуляторных движений; выполнение последовательно артикуляторных движений; выполнение движений по подражанию; формировать умение слышать; уметь понимать диалогическую речь; уметь купить в аптеке гигиенические принадлежности. | ||
31. | 1 | Упражнения на формирование нормативных артикуляторных укладов звуков. | |||
32. | 1 | Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе орального праксиса. | |||
33.34. | 2 | Развитие движений мимической мускулатуры. | |||
31. | 1 | Рассматривание снимков, сделанных во время экскурсии в аптеку. | Продолжить знакомство с профессиями; Изготовление арены, клоунов, украшений для арены. | ||
32. | 1 | Посещение детского театрального спектакля |
Источники.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я — говорю! Я — ребенок». Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М., «ДРОФА», 2013 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я — говорю! Ребенок и мир животных». Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М., «ДРОФА», 2011 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я — говорю! Ребенок и мир растений»».Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М., «ДРОФА», 2012 год.
- Лебедева И. Н. «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине», СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013 год.
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, «Владос», 2011 год.
- В.Г.Дмитриева «Волшебные прописи», СПб, «Сова», 2011год.
- Л.М.Жукова «Азбука русской живописи», «Белый город», 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие
Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных ос...
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 9 “_” класса (ТМНР)
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за первое полугодие, 7 класс II вариант
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 7 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программ...