Рабочая программа духовно-нравственного развития "Этот сложный взрослый мир"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_duhovno_nravstvennogo_razvitiya_izhetnikovoy.docx | 99.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики
ПРИНЯТО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО Зам.директора по ВР Директор
_______________________ Ижетникова Е.В. ___________________ Фондеркина А.С. ______________________ Сокол Н.Д.
«26» августа 2016г. «29» августа 2016г. «31» августа2016г.
Рабочая программа
духовно-нравственного развития
«Этот сложный взрослый мир»
разработанная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Воспитатель: Ижетникова Екатерина Владиславовна
2016-2017у/г
Саланчик. 2016.
Паспорт программы
Вид проекта: программа духовно-нравственного развития
Тема проекта: «Этот сложный взрослый мир»
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры ―
V-IX классы:
формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
осознание ответственности за результаты собственных действий и поступков.
В области формирования социальной культуры ―
V-IX классы:
пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.
В области формирования семейной культуры
V-IX классы:
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.
Продолжительность проекта: с 1 сентября 2016 по 31 мая 2018 (2 учебных года)
Возраст учащихся: 13–15 лет
Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―
V-IX классы:
представления о символах государства —Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному;
начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―
V-IX классы:
стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
представления о правилах этики, культуре речи
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
V-IX классы:
элементарные представления об основных профессиях; уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―
V-IX классы:
формирование элементарных представлений о душевной и физической
красоте человека;
формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Программа носит вариативный характер и может изменяться и дополняться в зависимости от социального заказа, материально-технической базы и уровня подготовки детей.
Первый год реализации программы
Месяц | Тема | Форма занятия |
Сентябрь | Этот сложный взрослый мир | Час общения на «взрослые темы» |
Этот сложный взрослый мир | Час общения на «взрослые темы» | |
Моя семья | Час общения на тему семейных традиций | |
Школа вежливости | Час общения о правилах поведения | |
Октябрь | День учителя | Коллективное творческое дело |
Школа самоуважения | Создание ситуаций | |
Школа самоуважения | Создание ситуаций | |
Ноябрь | Единство – это сила! | Устный журнал |
Единство – это сила! | Устный журнал | |
Мир вокруг меня | Путешествие во внутренний мир | |
О правах ребенка | Правовая игра | |
Права и обязанности | Правовая игра | |
Моя семья | Час общения на тему семейных традиций | |
День Матери. Подготовка поздравлений детьми. | Коллективное творческое дело | |
Моя семья | Коллективное творческое дело | |
Декабрь | Не сотвори себе кумира | Час общения на тему подросткового фанатизма |
Не сотвори себе кумира | Час общения на тему подросткового фанатизма | |
История появления новогодней елки | Коллективное творческое дело | |
Корни рода твоего | Час общения на тему семейных традиций | |
Январь | Мир моих увлечений | Путешествие в мир увлечений |
Жемчужины русских промыслов | Игра | |
Кем быть? | Путешествие в мир профессий | |
Познай самого себя | Час общения по самопознанию и самооценки | |
Познай самого себя | Час общения по самопознанию и самооценки | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Коллективное творческое дело | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Коллективное творческое дело | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Коллективное творческое дело | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Коллективное творческое дело | |
Февраль | Мой маленький друг. Конкурс рисунков растений | Коллективное творческое дело |
Подари мне валентинку. Открытки-поделки | Коллективное творческое дело | |
В гостях у Масленицы | Путешествие по масленичной неделе | |
Сделай правильный выбор! Конкурс плакатов | Коллективное творческое дело | |
Десант (К 23 февраля) | Ролевая игра | |
Десант (К 23 февраля) | Ролевая игра | |
Март | Подготовка поздравительных открыток «Самым добрым и любимым!» | Коллективное творческое дело |
Необыкновенный ринг | Ролевая игра | |
Учимся быть культурными | Час общения | |
Учимся быть культурными | Час общения | |
Курение – коварная ловушка | Дискуссия. Ролевая игра | |
Апрель | Почему мы так говорим? | Ролевая игра |
Космодром-2017. Поделки космических летательных аппаратов | Коллективное творческое дело | |
Настоящий друг | Деловая игра | |
Настоящий друг | Деловая игра | |
Учимся сотрудничать | Девая игра. Практическое занятие | |
Прививка от нацизма | Час общения по профилактике экстремизма | |
Прививка от нацизма | Час общения по профилактике экстремизма | |
Май | Черно-оранжевый всегда в моде | Час общения, посвященный Дню Победы |
Конкурс рисунков и плакатов ко Дню Победы | Коллективное творческое дело |
Второй год реализации программы
Месяц | Тема | Вид, форма занятия |
Сентябрь | Важней всего погода в классе | Час общения |
Нужно ли уважать себя? | Час общения о человеческом достоинстве и самоуважении | |
Нужно ли уважать себя? | Час общения о человеческом достоинстве и самоуважении | |
Сам себе воспитатель | Час общения по воспитанию характера | |
Октябрь | Поздравим учителя своего! | Коллективное творческое дело |
Зеркало самооценки | Час общения по самопознанию и самооценки | |
Зеркало самооценки | Час общения по самопознанию и самооценки | |
Друг. Настоящий друг | Деловая игра | |
День пожилого человека | Час общения об уважении пожилых людей. Коллективное творческое дело | |
Ноябрь | День народного Единства | Устный журнал |
Права и обязанности | Правовая игра | |
Права и обязанности | Правовая игра | |
Толерантность | Час общения о терпимости и уважении | |
Как воспитать силу воли? | Час общения по самопознанию и самооценки | |
Декабрь | Инвалид среди нас | Час общения о терпимости и уважении |
Путешествие в Царство русских фамилий | Час общения на тему семейных традиций | |
День Конституции | Правовая игра | |
Коляда – отворяй ворота! | Ролевая игра | |
Коляда – отворяй ворота! | Ролевая игра | |
Январь | Чудеса России – Кижи | Коллективное творческое дело |
Мир дел | Коллективное творческое дело | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | |
Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер» | |
Февраль | Неформалы – путь к себе или от себя? | Час общения о неформальных молодежных движениях |
Масленица | Путешествие по масленичной неделе | |
Полоса препятствий | Ролевая игра | |
На страже Родины | Час общения о стражах нашей страны | |
Март | Этот сильный слабый пол | Ролевая игра |
Жертвы моды | Час общения о моде | |
Апрель | Скоморошина | Устный журнал |
Космос рядом | Час общения | |
Прививка от нацизма | Час общения по профилактике экстремизма | |
Май | Лента ордена Славы | Час общения, посвященный Дню Победы |
Памяти Великой Отечественной войны | Час общения, посвященный Дню Победы |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ―
V-IX классы:
начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
опыт социальной коммуникации.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания―
V-IX классы:
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―
V-IX классы:
элементарные представления о различных профессиях;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―
V-IX классы:
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Литература:
- Классные часы. 5 класс/Авт.- сост. А.В.Давыдова. М.: Вако, 2015. – 272с.
- Классные часы. 6 класс/Авт.- сост. А.В.Давыдова. М.: Вако, 2016. – 320с.
- Классные часы. 5-9 классы/Авт. - сост. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2015. – 247с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)
Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)...
Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
Рабочая программа составлена на основе современных требований....
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...
Рабочая программа. Духовно-нравственное направление.
Цель: приобщение воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также...
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы. Количество часов – 35. При необходимости возможна интеграция данного курса с курсом Ос...