Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе современных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rabochaya_programma_osnovy_duhovno-nravstvennoy_kultury_narodov_rossii.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | Согласовано Зам. директора по УМР _______Е.А.Самусенко « 30 » августа 2018 г. | Утверждаю Директор МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской _______А.С.Мартынова Приказ № 241-Ш от «31» августа 2018 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Возраст обучающихся 1-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тихомирова Анна Юрьевна,
Учитель истории
г.п.Деденево 2018
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Задачи курса:
- • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
- • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
- • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
- • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени составляет 34 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час. Программа ориентирована на 5 класс.
Формы обучения:
-очная
-очно-заочная
-заочная
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-готовая работа
-журнал посещаемости,
-портфолио
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-выставка
-готовое изделие
-демонстрация моделей
-защита творческих работ
Материально-техническое обеспечение:
-кабинет
-15 парт
-30 стульев
-1 компьютер
-1 проектор
Информационное обеспечение:
-видеофильмы
-песенные композиции
-фотографии
Методы обучения:
-словесный, наглядный, практический
-объяснительно-иллюстративный
-игровой
-проектный
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальная
-индивидуально-групповая
-групповая
Формы организации учебного занятия:
-выставка
-гостиная
-галерея
-лекция
-наблюдение
-посиделки
-презентация
-творческая мастерская
Используются педагогические технологии:
-технология индивидуального обучения
-технология группового обучения
-технология проблемного обучения
-технология игровой деятельности
-коммуникативная технология обучения
-технология проектной деятельности
-здоровьесберегающая технология
-технология коллективной творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметные результаты изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащимися 5 классов включают:
Ученик научится:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать разные исторические источники, обрабатывать полученные данные;
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
- давать собственную оценку историческим личностям и явлениям;
- давать самостоятельную оценку фактам, высказывая при этом собственные суждения.
Метапредметные результаты
Будут сформированы:
- навыки чтения как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
-будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
- Навыки соблюдения требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
- Навыки постановки проблемы и её актуальность;
- навыки анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- навыки идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- навыки выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- навыки ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- навыки формулирования учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности;
- навыки обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Навыки предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- Навыки выделять общую точку зрения в дискуссии;
- Навыки договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- Навыки организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Навыки устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Ученик получит возможность сформировать:
- навыки создания презентации на основе цифровых фотографий;
формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
-навыки осуществления планирования проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- навыки проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
- навыки оформления результатов проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
- навыки представления результатов проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
- Навыки формирования множественной выборки из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- Навыки соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
- Навыки делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Личностные результаты:
Будут сформированы:
- навыки осознания своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- навыки проявления гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- навыки стремления к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Ученик получить возможность сформировать:
- Навыки развитого морального сознания и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры родного края и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Содержание курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
- золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Всего количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации (контроля) |
1 | Введение. | 1 | 1 | Анкетирование. | |
2 | В мире культуры | 4 | 3 | 1 | Проект, организация выставок |
3 | Нравственные ценности | 14 | 7 | 7 | Презентация, организация выставок, анкетирование, групповые игры |
4 | Религия и культура | 7 | 3 | 4 | Проект, организация выставок |
5 | Как сохранить духовные ценности | 4 | 2 | 2 | Презентация, организация выставок, анкетирование, групповые игры |
6 | Твой духовный мир | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
7 | Обобщение и повторение | 2 | 2 | Тематические кроссворды, групповые игры |
Календарный учебный график дополнительная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
№ | Месяц | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 3 | 14.20-15.05 | Групповая | 1 | Введение. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России | Кабинет 204 | Анкетирование |
2-3 | Сентябрь | 10, 17 | 14.20-15.05 | Коллективная, индивидульно-групповая | 2 | Величие многонациональной российской культуры | Кабинет 204 | Организация выставки |
4-5 | Сентябрь Октябрь | 24 1 | 14.20-15.05 | Индивидуальная | 2 | Человек – творец и носитель культуры | Кабинет 204 | Проект |
6-7 | Октябрь | 8,15 | 14.20-15.05 | Групповая | 2 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Кабинет 204 | Групповые игры |
8-9 | Октябрь Ноябрь | 22 5 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 2 | Жизнь ратными подвигами полна | Кабинет 204 | Организация выставки |
10-11 | Ноябрь | 12, 19 | 14.20-15.05 | Индивидуальная | 2 | В труде – красота человека | Кабинет 204 | Презентация |
12-13 | Ноябрь Декабрь | 26 3 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 2 | «Плод добрых трудов славен» | Кабинет 204 | Анкетирование |
14-15 | Декабрь | 10 17 | 14.20-15.05 | Групповая | 2 | Люди труда | Кабинет 204 | Проект |
16-17 | Декабрь Январь | 24 14 | 14.20-15.05 | 2 | Бережное отношение к природе | Кабинет 204 | Организация выставки | |
18-19 | Январь | 21, 28 | 14.20-15.05 | Индивидуальная | 2 | Семья – хранитель духовных ценностей | Кабинет 204 | Презентация |
20-21 | Февраль | 4, 11 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 2 | Роль религии в развитии культуры | Кабинет 204 | Анкетирование |
22-23 | Февраль | 18,25 | 14.20-15.05 | Групповая | 2 | Культурное наследие христианской Руси. | Кабинет 204 | Групповые игры |
24 | Март | 4 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 1 | Культура ислама | Кабинет 204 | Анкетирование |
25 | Март | 11 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 1 | Иудаизм и культура | Кабинет 204 | Презентация |
26 | Март | 18 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 1 | Культурные традиции буддизма | Кабинет 204 | Анкетирование |
27-28 | 1,8 | Апрель | 14.20-15.05 | Групповая | 2 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | Кабинет 204 | Групповые игры |
29-30 | Апрель | 15,22 | 14.20-15.05 | Индивидуально-групповая | 2 | Хранить память предков | Кабинет 204 | Организация выставок |
31-32 | Апрель | 29 | 14.20-15.05 | Индивидуальная | 1 | Твой духовный мир | Кабинет 204 | Анкетирование |
33 | Май | 6 | 14.20-15.05 | Групповая | 1 | Обоб щение по курсу | Кабинет 204 | Тематические кроссворды |
34 | Май | 13 | 14.20-15.05 | Групповая | 1 | Итоговое повторение | Кабинет 204 | Групповые игры |
Литература:
1.Программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова М. : Вентана-Граф, 2012
2.Учебник Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Дидактический материал:
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001
- Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск, 1997.
- Морозова С.А. О Самом главном: книга для чтения-СПб.: Специальная литература, 1998.
- Маленкова Л.И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Пословицы русского народа :сб. В. Даля.- М.: 1987.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М.: Русское слово, 2002.Прутченков А.С. Учим и учимся играя: монография. – М.: 1997.
- Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
Интернет – ресурсы
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru
3. http://www.pritchi.ru/id-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...