Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
рабочая программа (5 класс)

Тихомирова Анна Юрьевна

Рабочая программа составлена на основе современных требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Рассмотрено

на заседании педагогического совета Протокол № 1

от «30» августа 2018 г.

Согласовано

Зам. директора по УМР

_______Е.А.Самусенко

« 30 » августа 2018 г.

Утверждаю

Директор МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской

_______А.С.Мартынова

Приказ № 241-Ш

от «31» августа 2018 г.

Дополнительная общеразвивающая  программа

духовно-нравственной направленности

"Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Возраст обучающихся 1-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Тихомирова Анна Юрьевна,

Учитель истории

г.п.Деденево 2018

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

        - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

        - Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков).

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Изучение курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Задачи курса:

  • • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
  • • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
  • • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
  • • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
  • • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени составляет 34 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.  Программа ориентирована на 5 класс.

Формы обучения:

-очная

-очно-заочная

-заочная

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

-готовая работа

-журнал посещаемости,

-портфолио

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-выставка

-готовое изделие

-демонстрация моделей

-защита творческих работ

Материально-техническое обеспечение:

-кабинет

-15 парт

-30 стульев

-1 компьютер

-1 проектор

Информационное обеспечение:

-видеофильмы

-песенные композиции

-фотографии

Методы обучения:

-словесный, наглядный, практический

-объяснительно-иллюстративный

-игровой

-проектный

Формы организации образовательного процесса:

-индивидуальная

-индивидуально-групповая

-групповая

Формы организации учебного занятия:

-выставка

-гостиная

-галерея

-лекция

-наблюдение

-посиделки

-презентация

-творческая мастерская

Используются педагогические технологии:

-технология индивидуального обучения

-технология группового обучения

-технология проблемного обучения

-технология игровой деятельности

-коммуникативная технология обучения

-технология проектной деятельности

-здоровьесберегающая технология

-технология коллективной творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:

Предметные результаты изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащимися 5 классов включают:

Ученик  научится:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать разные исторические источники, обрабатывать полученные данные;
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.
  • давать собственную оценку историческим личностям и явлениям;
  • давать самостоятельную оценку фактам, высказывая при этом собственные суждения.

Метапредметные  результаты

Будут сформированы:

        - навыки чтения как средством осуществления своих дальнейших  планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.  

-будет сформирована  потребность в систематическом чтении как средстве  познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

  • Навыки соблюдения требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
  • Навыки постановки проблемы и её актуальность;
  • навыки анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • навыки идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • навыки выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • навыки ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • навыки формулирования учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности;
  • навыки обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  • Навыки предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • Навыки выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • Навыки договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • Навыки организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • Навыки устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Ученик получит возможность сформировать:

- навыки создания презентации на основе цифровых фотографий;

формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;

-навыки осуществления планирования проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

  • навыки проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным  контролем и коррекцией результатов работы;
  • навыки оформления результатов проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
  • навыки представления результатов проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
  • Навыки формирования множественной выборки из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • Навыки соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
  • Навыки делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Личностные результаты:

Будут сформированы:

  • навыки осознания своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  • навыки проявления гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • навыки стремления к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Ученик получить возможность сформировать:

  • Навыки развитого морального сознания и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры родного края и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Содержание курса

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)

  • золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

        Учебный план

Название раздела, темы

Всего количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации (контроля)

1

Введение.

1

1

Анкетирование.

2

В мире культуры

4

3

1

Проект, организация выставок

3

Нравственные ценности

14

7

7

Презентация,

организация выставок, анкетирование, групповые игры

4

Религия и культура

7

3

4

Проект, организация выставок

5

Как сохранить духовные ценности

4

2

2

Презентация,

организация выставок, анкетирование, групповые игры

6

Твой духовный мир

2

1

1

Анкетирование

7

Обобщение и повторение

2

2

Тематические кроссворды, групповые игры

Календарный учебный график дополнительная общеразвивающая  программа

духовно-нравственной направленности

"Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Месяц

 число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

3

14.20-15.05

Групповая

1

Введение. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России

Кабинет 204

Анкетирование

2-3

Сентябрь

10, 17

14.20-15.05

Коллективная, индивидульно-групповая

2

Величие многонациональной

 российской культуры

Кабинет 204

Организация  выставки

4-5

Сентябрь

Октябрь

24

1

14.20-15.05

Индивидуальная

2

Человек – творец и носитель культуры

Кабинет 204

Проект

6-7

Октябрь

8,15

14.20-15.05

Групповая

2

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Кабинет 204

Групповые игры

8-9

Октябрь

Ноябрь

22

5

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

2

Жизнь ратными подвигами полна

Кабинет 204

Организация выставки

10-11

Ноябрь

12, 19

14.20-15.05

Индивидуальная

2

В труде – красота человека

Кабинет 204

Презентация

12-13

Ноябрь

Декабрь

26

3

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

2

«Плод добрых трудов славен»

Кабинет 204

Анкетирование

14-15

Декабрь

10

17

14.20-15.05

Групповая

2

Люди труда

Кабинет 204

Проект

16-17

Декабрь

Январь

24

14

14.20-15.05

2

Бережное отношение к природе

Кабинет 204

Организация выставки

18-19

Январь

21, 28

14.20-15.05

Индивидуальная

2

Семья – хранитель духовных ценностей

Кабинет 204

Презентация

20-21

Февраль

4, 11

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

2

Роль религии в развитии культуры

Кабинет 204

Анкетирование

22-23

Февраль

18,25

14.20-15.05

Групповая

2

Культурное наследие христианской Руси.

Кабинет 204

Групповые игры

24

Март

4

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

1

Культура ислама

Кабинет 204

Анкетирование

25

Март

11

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

1

Иудаизм и культура

Кабинет 204

Презентация

26

Март

18

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

1

Культурные традиции буддизма

Кабинет 204

Анкетирование

27-28

1,8

Апрель

14.20-15.05

Групповая

2

Забота

государства о сохранении духовных ценностей

Кабинет 204

Групповые игры

29-30

Апрель

15,22

14.20-15.05

Индивидуально-групповая

2

Хранить память предков

Кабинет 204

Организация выставок

31-32

Апрель

29

14.20-15.05

Индивидуальная

1

Твой духовный мир

Кабинет 204

Анкетирование

33

Май

6

14.20-15.05

Групповая

1

Обоб

щение по курсу

Кабинет 204

Тематические кроссворды

34

Май

13

14.20-15.05

Групповая

1

Итоговое повторение

Кабинет 204

Групповые игры

Литература:

1.Программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова М. : Вентана-Граф, 2012

2.Учебник Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Дидактический материал:

  1.  Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001
  1. Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск, 1997.
  1. Морозова С.А. О Самом главном: книга для чтения-СПб.: Специальная литература, 1998.
  2. Маленкова Л.И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  3. Пословицы русского народа :сб. В. Даля.- М.: 1987.
  1. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М.: Русское слово, 2002.Прутченков А.С. Учим и учимся играя: монография. – М.: 1997.
  2. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

Интернет – ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru

3. http://www.pritchi.ru/id-7

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...