Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе «Звук и буква «х».
план-конспект урока на тему

Кобышева Наталия Юрьевна

Тема:  «Звук и буква «х».

Цели: Закреплять умение выделять изученные звуки в словах.

Учить правильно произносить, узнавать, выделять звук «х» в слогах, словах.

Развивать фонематический слух на основе упражнений  в выделении звуков в слогах, словах.

Воспитывать умение слушать учителя, выполнять инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_zvuk_i_bukva_h.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Зеленогорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

Интегрированный урок  обучения грамоте в 1  классе

(учитель  и учитель -  логопед).

Тема:  «Звук и буква «х».

Цели: Закреплять умение выделять изученные звуки в словах.

Учить правильно произносить, узнавать, выделять звук «х» в слогах, словах.

Развивать фонематический слух на основе упражнений  в выделении звуков в слогах, словах.

Воспитывать умение слушать учителя, выполнять инструкции.

Оборудование: буквари, предметные картинки, зеркала, дидактическое пособие «Домик для букв», мешочек с буквами, кассы, маски для драматизации, графическая запись слова халат, картинки с напечатанными словами.

Ход:

I.  Введение в тему.

Учитель:

Сегодня необычный урок. С нами будет работать логопед Наталия Юрьевна. Она поможет вам  запомнить новый звук, научит правильно его произносить.

II.  Организационный момент.  

Логопед:

Сядет тот, кто хлопнет столько раз, сколько я простучу в бубен.

III.  Артикуляционная зарядка.

Логопед:

Подготовим органы артикуляции к правильному  произношению:

1. Упражнения для губ, языка, развитие воздушной струи (один ученик ведущий, показывает у доски):

- улыбка

- заборчик

- лопатка

- горка

- почистим зубки

- футболисты

- погреем руки

Итог. Молодцы те, у кого получалось, как у ведущего.

IV. Повторение.

Учитель:

В четырёх домиках живут звуки и буквы. Назовите (а, у, м, с). Назови гласные звуки и буквы.  Рассмотрите свои картинки на столах. Поселите каждую картинку в свой домик, а для этого назовите первый звук в слове: арбуз, учитель, собака, мяч, автобус. Чётко произнесите каждое слово.

V. Сообщение темы, цели  урока.

Учитель:

Познакомимся с новым звуком. Будем учиться правильно его произносить, составлять слова. Ваша задача понимать и слушать учителя и постараться запомнить новый звук и букву.

VI. Физкультурная минутка.

VII. Работа по теме.

1.Выделение звука «х» в слове.

Учитель:

В классе спрятались картинки. Найдите их, прочитайте слово под каждой картинкой: халат, машина, мяч, матрёшка. Найди лишнее слово (халат, почему).

2. Анализ слова:

-Разделите на слоги. Какой первый слог, какой второй?

- Запишите слово при помощи полосок бумаги

- Назови первый звук. Обозначим его белым цветом. Потому что мы о нем ничего не знаем.

3. Артикуляционный уклад звука «х» (работа с зеркалами).

Логопед:

Когда мы произносим звук «х» губы и зубы приоткрыты, кончик языка опущен вниз за нижние зубы, а задняя часть спинки языка поднимается к небу горкой. Воздушная струя встречает преграду. Голос не работает.

Характеристика звука: если воздушная струя встречает преграду, то звук согласный, если голос не работает, то звук глухой.

4. Физкультурная минутка.

Логопед:

 Наша Маша рано встала

 Кукол всех пересчитала:

 Две матрешки на окошке,

 Две Танюшки на подушке,

 Две Иринки на перинке,

 А Петрушка в колпаке,

 На дубовом сундуке.

5. Различение звука «х» на слух:

Логопед:

- поднимите сигнал, если услышите звук «х» среди звуков (п, к, х. г. с)

- повторение слоговых цепочек: ах-ох-ух, охо-аха-уха и другие.

-повторение чистоговорок:

ОХ, ОХ, ОХ,  баба сеяла горох.

УХ, УХ, УХ,  мчимся во весь дух.

АХ, АХ, АХ,  солнце в облаках.

6. Дидактическая игра «Добавь звук и назови слово».

Логопед:

Я буду произносить слово без первого звука, а вы добавьте первый звук и назовите слово целиком. Опора: картинки (хорь, холодильник, хомяк, хурма, хор, хлопок, халат).

7. Соотнесение звука и буквы.

 Учитель:

 Найдите букву «х»:

- в кассах. На что похожа буква? (показать картинки – символы: перекладина, пуговица),

- на ощупь («Чудесный мешочек»),

- показать букву на теле.

VIII. Работа с книгой.

Учитель:

- Открыть книги на стр. 32.  Взять указки. Прочитать букву в квадрате. Почему синего цвета? Прочитать слово под картинкой (хорь).

Анализ картинок (девочка, бабушка) Прочитать подписи под картинками «ах, ох».

IX . Мини - драматизация «Сашины игрушки».

У Саши были игрушки: кукла, мячик, лошадка, юла и мишка. Саша очень любил с ними играть. Но однажды он позвал играть маму и папу. Обиделись игрушки.

Кукла заохала: ОХ. ОХ!

Мишка забубнил: БУ, БУ!

Лошадка ускакала: ЦОК ,ЦОК!

Юла обиженно зажужжала: ЖЖЖЖ!

Мяч укатился.

 А Саша сказал: «Так упрямиться нельзя, папа с  мамой нам друзья!»

X. Итог.  С каким звуком познакомились? Какой это звук? На что похожа буква?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Конспект интегрированного занятия в 1 классе звука и буквы з

Конспект интегрированного занятия обучения грамоте и конструированию в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: Звук и буква З Цель:     Создание условий для закре...

Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"

Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте.  Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ

Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...