Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"
план-конспект урока по теме

Патрушева Анна Леонидовна

 

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. 

Цель мастер – класса:

  • сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов групп в рамках коррекционно – развивающего занятия;
  • научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 55 «Улыбка»

Мастер – класс по подготовке детей  к обучению грамоте:

 «Путешествие по стране звуков и букв»

подготовительная специальная (коррекционная) группа VII вида

                                                     Учитель – дефектолог:

                                                                Патрушева А.Л.

                                                         Учитель – логопед:

                                                                       Загидуллина Ю.М.

Сургут 2012 г.


Цель мастер – класса:

  1. сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов групп в рамках коррекционно – развивающего занятия;
  2. научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проведения мастер  - класса по подготовке детей к

обучению грамоте. Теоретическая часть.

  1. Занятие «Звуки Б, БЬ. Буква Б».
  2. Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.
  3. Список литературы

  1. Актуальность проведения мастер  - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.

(слайд1-2)

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме «Звуки б, бь. Буква Б». Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

(слайд 3)

Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению  развития речи в целом.

- Нарушение звукопроизношения;

- Нарушение лексико – грамматического строя речи.

- Связной речи.

Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия, дисграфия.

2. Занятие по подготовке к  обучению грамоте

Тема: «Звуки б – бь. Буква Б». 


Этапы занятия


Содержание занятия

1. Орг. момент










(слайд 4 )

- Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие  по стране звуков и букв.

- Как вы думаете, что это за страна, кто ее жители? Для чего мы отправимся в это путешествие?

- Во время путешествия мы будем преодолевать  различные препятствия  и трудности. А встретят нас в этой стране новые звуки, а какие догадайтесь.


Загадки:

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)


Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.  (Ботинки)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза)


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)


По ходу отгадывания загадок на слайде появляется картинка – отгадка.


- Вы догадались, о каких звуках сегодня на занятии будет идти речь?

- Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Б, БЬ».

2. Основная часть

(слайд 5)








(слайд 6)















(слайд 7)










Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука.







(слайд 8)

- Сначала давайте познакомимся со звуком «Б».

«Б»  - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. А чтобы четко его произносить давайте, выполним упражнение.

- Возьмите зеркала.

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок».

Артикуляция звука: (работа с зеркалами)

- Давайте разберемся, что нам помогает произносить этот звук, а поможет нам в этом вот такая необычная фотография звука 

Произнесем звук «Б».

При произнесении этого звука губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Горло работает.


Работа по схеме (характеристика звука).

Звук Б – согласный, твердый, звонкий.  Обозначаем, синим цветом.


- Но звук «Б» не живет один в этой стране, у него есть младший брат звук «Бь».

Разбор артикуляции звука.

- Когда мы произносим мягкий звук БЬ губы улыбаются, горлышко работает.

Характеристика звука по схеме.

- Звук бь согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зеленым цветом.

Игра «Повтори не ошибись»

- Но чтобы попасть в страну звуков и букв надо правильно произнести «заклинание».


Ба – ба – бо                                       Бу – би – бэ

Бу – бу – бя                                      Бы – ба – бё

Бё – бу – ба                                    Бум – бом – бим

Ба – бю – бы                                   Бам – бым – бюм

- Вот мы с вами и очутились в стране звуков и букв. Посмотрите, сколько разных звуков живет в этой стране. Кто вспомнит, какие мы ищем звуки?

Игра «Внимательные ушки»

- Давайте попробуем поймать звук «Б». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук.

Звуки: П, П, Б,БЬ,С, М, БЬ, Л, К, Б, Б.

Слоги: БА, ПА, СЫ, ОБЬ, АП, МУ, БЭ, ПЮ, БЮ.

Слова: бык, сорока, воробей, бусы, дом, забор, бочка, белка.

Игра «Подарки для звука»

- Звуки «Б»  и «БЬ» любят подарки. Как вы думаете, какие подарки любят звук? (слова, в которых живут звуки «Б», «БЬ»).

- А теперь придумайте сами слова со звуками «Б», «БЬ».

2. Физ. минутка


Игра «Скажи наоборот»

- Вот мы с вами очутились на волшебной полянке. - Все дети мечтают быть волшебниками, а мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твердые звуки в мягкие, а мягкие в твердые.

Игра «Прятки со звуком»

- Звуки «Б»  «Бь» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.

- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначим твердый звук «Б». Произнесите звук твердо. Найдите фишку нужного цвета (по аналогии с мягким звуком).

(Работа со схемой + раздаточный материал)

Слова: Баран, боты, лебедь, верблюд, столб, забор, краб.

Работа с буквой

(слайд 9)























(слайд 10)

- Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли  к домику звуков. Все звуки в этой стране живут в домиках, а дом для звука это буква. Как вы думаете в каком домике живут  звуки Б, Бь?

Разбор элементов

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звуков (из длинной палочки, короткой палочки и полукруга).

Работа с крупой:

- Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портрет буквы Б.

А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы его будем на манке. Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, короткая, полукруг. Сначала прорисуем букву в воздухе.

Теперь на манке.

- Молодцы, у вас получились замечательные портреты.

Работа с различным материалом

- Какой материал у вас есть на столах, назовите.

- А теперь из материала, который есть у вас на столах (фасоль, счетные палочки, заготовки из картона) составьте разные портреты буквы Б.

Игра «Зашифрованные слова»

- Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться. Но для того чтобы вернуться нам надо выполнить последнее задание разгадать зашифрованные слова.

- Составьте слова из предложенных слогов.

Итог занятия

Рефлексия


Скажите, а где мы с вами побывали? С какими звуками познакомились? С какой буквой?


Какие задания вы выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?

  1. Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.

(слайды 11 – 17)

А теперь уважаемые родители мы хотим поделиться с вами практическими советами, как закрепить букву дома Эти интересные и не сложные упражнения помогут ребенку запомнить букву, поспособствуют развитию зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. Так же эти упражнения являются профилактикой дисграфии и дислексии.


4. Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
  2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по Обучению грамоте детей подготовительной к школе логогрупп
  3. Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
  4. Миронова Н.М. «Планы – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
  5. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 136 с.
  6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704 с.
  7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
  8. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну звуков и букв

Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...

"Путешествие по стране Звуков и Букв"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным раздел...

Развлечение "Путешествие в страну звуков и букв"

Для закрепления изученного материала проводятся развлечения....

Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"

Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте.  Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода ...

Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"

Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...