Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ
план-конспект на тему
Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие предназначено для детей 5,5-7 лет | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества г. Курганинска
Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ, щ
для детей 5,5 -7лет
Разработала:
Климова С.Л. педагог
дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска
г. Курганинск
2016 уч.год
Цель:
учить пользоваться игровым тренажером; знакомство с буквой Щ, щ и со звуком (Щ*)
Задачи:
образовательные:
- учить пользоваться интерактивным тренажёром;
- учить правильной артикуляции звука (Щ*);
- учить находить среди букв алфавита букву Щ, щ;
- выделять звук (Щ*) в начале, в середине и в конце слова по схеме;
- учить печатать букву Щ, щ;
- учить звуко-буквенному анализу слова «ЩАВЕЛЬ»;
- учить составлять слова по слоговой таблице;
- учить составлять предложение из набора слов;
развивающие:
- внимание;
- память;
- мелкую моторику;
- упражнять в делении слов на слоги, постановке ударения, в составлении слов по схеме;
воспитательные:
- умение работать самостоятельно;
- желание правильно выполнять поручения педагога;
- умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Раздаточный материал:
- презентация к занятию;
- индивидуальные разрезные азбуки;
- индивидуальные тетрадки для написания букв Щ, щ;
- карточки с буквами из картона и наждачной бумаги;
- шарфик;
- индивидуальные карточки со словами «в», «щенок», «роще», «играл»;
- цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети вместе с педагогом входят в группу, приветствуют гостей.
Педагог:
Ребята, вы многому научились в студии «Малышок», умеете читать, научились считать, решать задачи и скоро пойдете в школу.
А какие буквы вы уже знаете?
(Ответы детей)
Педагог: (обращает внимание на доску)
Посмотрите на эту картинку и скажите: «Какая буква лишняя?»
Слайд 2. На слайде показаны согласные буквы и одна гласная, дети
определяют лишнюю букву и объясняют свой выбор: гласная буква лишняя, потому что здесь больше согласных букв, а гласная одна.
Слайд 3. Показаны гласные буквы и один согласный, дети объясняют свой выбор: согласная буква здесь лишняя, потому что здесь больше гласных букв, а согласных букв – одна.
Дети садятся на свои места.
Педагог:
А то, что вы сейчас произносили это … буквы или звуки?
(Звуки)
Педагог:
Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, а буквы – видим и пишим).
Педагог:
Сегодня я познакомлю вас с новым звуком и новой буквой. Какой? Догадайтесь. Я называю слова, вы внимательно слушаете, и называете, что между ними общего.
(Клещ, щётка, ящик, лещ, роща, плащ, щепка, щавель, щегол, щука)
Педагог:
Что общего в этих словах?
(Во всех этих словах вы услышали звук (Щ*)
Педагог:
Посмотрите на этот слайд (Слайд 4) и ещё раз назовём эти слова, выделяя звук (Щ*).
Педагог:
Кто из вас видел, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...». Как оно шипит?... А кто знает, как шипит змея? Послушайте: «щщщ...». Повторим теперь все вместе, как шипят змеи...(Дети выполняют задание сначала все вместе, потом индивидуально)
Педагог:
Когда мы произносим звук (Щ*), где находится кончик языка?
Посмотрите, как правильно нужно произносить этот звук.
- Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука «Ш». В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
- Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
- Зубы смыкаем либо сближаем.
- Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
- Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют).
Педагог:
Слайд 5 Дети читают слоги, педагог продолжает читать чистоговороку.
ЩА-ЩА-ЩА - мы домой несём ле-ща;
АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем пл-ащ;
ЩИ-ЩИ-ЩИ - щиплем мы щавель на -щи;
ЩУ-ЩУ-ЩУ - в чаще щуку пои-щу;
ЩА-ЩА-ЩА - выловили мы ле-ща;
ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу-щу;
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - мечтает котик о ле-ще.
Педагог:
Запомните: звук (Щ*) всегда глухой и мягкий.
А вот и буква «Щ». Слайд 6. (На экране буква Щ)
На что похожа эта буква?
(Дети говорят, на что похожа буква Щ - расческу, играющего щенка, щетку).
Педагог:
Слайд 7. На слайде изображены картинки, где показано на что похожа
буква Щ.
«На расчёску Щ похожа, три зубца всего? Ну что же!».
«Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лег».
«Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам».
Педагог:
Слайд 8. На слайде буквы, разной каллиграфии, среди них и буква Щ.
Найдите среди букв букву «Щ».
Дети находят и показывают букву Щ.
На столе лежат карточки, на которых наклеены печатные буквы из картона, наждачной бумаги – Ш, К, Н, Ц, А, Щ. Педагог показывает буквы, затем завязывает глаза ребёнку, он на ощупь определяет букву Щ.
Педагог:
Определите на ощупь, где буква Щ.
Педагог:
Перед вами лежат карточки. Сейчас будем печатать букву Щ.
Показ написания буквы в воздухе, на доске.
Дети продолжают писать букву в рабочей тетрадки.
Педагог:
Разложите свои разрезные азбуки и найдите букву Щ и покажите её.
Дети раскладывают разрезную азбуку, находят букву Щ и показывают педагог.
Педагог:
Слайд 9. На слайде написано слово «ЩАВЕЛЬ».
Сложите слово «ЩАВЕЛЬ» из букв разрезной азбуки.
Скажите сколько в слове букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие согласные, как правильно произнести это слово, где находится звук (Щ*) в этом слове.
Педагог:
Ребята, звук (Щ*) может находиться в словах в начале слова, в середине и в конце.
На слайде написаны слова, в которых есть звук «Щ». Напротив изображены схемы, по которым можно определить, где написана буква «Щ» - в начале слова, в середине, в конце.
Написаны и слова – лещ, ящерица, щит, ящик, щенок, плащ, щука.
К каждому слову подберите схему.
Слайд 10. Дети выходят к доске читают слова и соотносят их со схемой.
Педагог:
Вы все умеете читать и составлять слова по слогам.
Игра «Читаем слоги и слова»
Чтение слогов и слов по слоговой таблице.
Слайд 11. Дана слоговая таблица – ще, щу, пла, ле, ти, пи, щи, ки, на.
Перечень слов – щетина, плащи, лещи, клещи, щуки.
Дети соединяют слоги в слова.
Игра «Живые слова»
Детям раздаются карточки со словами – «в», «играет», «щенок», «роще».
Вам необходимо составить предложение из этих слов.
Дети, держа в руках карточки со словами, составляют варианты предложений. Один ребёнок выкладывает предложение из слов большой разрезной азбуки у доски. Дети сравнивают разнообразные варианты предложений)
Педагог:
А сейчас посмотрим на слайд и прочитаем полученное предложение.
Слайд 12, 13. Дети сравнивают полученное предложение, объясняют смысл своего.
Педагог:
Сейчас для вас самое трудное задание, вы должны угадать слово, начинающееся на звук «Щ».
Слайд 14. Педагог читает задание. Дети определяют отгаданное слово,
начинающиеся на звук (Щ*)
Педагог:
Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились.
Скоро вы пойдете в школу! А впереди вас ждут летние каникулы.
Вы любите ходить на рыбалку.
Дети ловят «рыбок» удочками. Звучит песня «Рыбак».
Появляется педагог с игрушкой «Щука» в руке.
Педагог:
Ой, какую рыбу мы с вами поймали. (Щуку)
ЩУКА спрашивает у детей, чем они сегодня на занятии занимались, о чем интересном узнали, чему научились.
Итог занятия:
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- (Щ*) какой звук?
Педагог:
Щука может выполнить все ваши желания, а самое заветное – это учиться в школе только на одни пятёрки.
Щука «вручает» детям Медали-Пятерки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"
План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....
конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»
Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....
Конспект занятия: Путешествие в мир гласных звуков и букв
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы (ОНР) по закреплению полученных знаний о гласных звуках и буквах....
конспект занятия с использованием интерактивной доски "Звук и буква С"
Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Публикация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста. в качестве иллюстративного матери...
Занятие по обучению грамоте Темы: Звук о.Буква О.
Дети группы компенсирующей направленности знакомятся со звуком о и буквой О....