Конспект интегрированного занятия в 1 классе звука и буквы з
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект интегрированного занятия обучения грамоте и конструированию в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звук и буква З
Цель:
Создание условий для закрепления знаний учащихся о звуке и букве З,
формирование навыка конструирования.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
· Учить детей писать и конструировать изучаемую букву.
· Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
· Закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия.
II. Коррекционно-развивающие:
· Развивать слуховое и зрительное внимание.
· Развивать графические умения и творческие способности детей.
· Совершенствовать речевую и мелкую моторику.
· Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
III. Коррекционно-воспитывающиее:
· Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей.
· Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
· Воспитывать чувство дружбы, желание оказать помощь другому.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного материала к занятию; подготовка раздаточного материала к занятию.
Оборудование: презентация, карточки «На что похожа буква?», графическое изображение буквы «з»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, сливовые косточки, горох; прописи, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, цветной картон, влажные салфетки (на каждого ребенка), предметные картинки, бумажные звезды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ooooochen_vazhno.doc | 56 КБ |
ooooochen_vazhno.doc | 56 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия обучения грамоте и конструированию в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звук и буква З
Цель:
Создание условий для закрепления знаний учащихся о звуке и букве З,
формирование навыка конструирования.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей писать и конструировать изучаемую букву.
- Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
- Закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия.
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать графические умения и творческие способности детей.
- Совершенствовать речевую и мелкую моторику.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
III. Коррекционно-воспитывающиее:
- Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать чувство дружбы, желание оказать помощь другому.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного материала к занятию; подготовка раздаточного материала к занятию.
Оборудование: презентация, карточки «На что похожа буква?», графическое изображение буквы «з»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, сливовые косточки, горох; прописи, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, цветной картон, влажные салфетки (на каждого ребенка), предметные картинки, бумажные звезды.
Литература:
План урока
Орг. момент.
Дети входят в класс, здороваются с гостями, садятся на места.
ЛОГОПЕД: Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Теперь позади перемена,
Пора нам приняться за дело!
Сегодня урок необычный:
Гостей у нас в классе прилично.
Но вы, ребята, не робейте,
Со всем вы справитесь, и все сумеете.
Нам пора без лишних фраз
К делу приступать тотчас.
Психологический настрой.
ЛОГОПЕД: - Пожелаем друг другу удачи. Поочередно будем касаться одноименных пальцев рук своего соседа, начиная, с больших пальцев и хором говорим:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и всегда (мизинцами);
- мне и тебе всем нам, друзья (прикосновение всей ладонью)
ЛОГОПЕД: - Сегодня у нас непростое занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Полетим к далеким звездам.
Ребята, мы всегда должны четко знать, а зачем мы что то делаем. И сегодня мы отправляемся в полет не просто так, у нас есть четкая цель: там, в звездном небе, живет звездный человечек, ему нужна наша помощь. Хотите отправиться в полет и помочь ему?
ДЕТИ: - Да!
Конструирование
ЛОГОПЕД: - Скажите, на чем мы можем полететь?
ДЕТИ: - На ракете, летающей тарелке, звездолете, космическом корабле
ЛОГОПЕД: - У вас на столах лежат конверты, посмотрите, что в них.
ДЕТИ: - Разноцветные круги, квадраты и треугольники из бумаги.
ЛОГОПЕД: - Давайте из этих фигур сделаем звездолет. Я уже сделала, посмотрите, какой он у меня получился. Вам нравится? Я хочу, что бы у вас получились надежные звездолеты.
Посмотрите, какие фигуры я использовала?
ДЕТИ: - квадраты, треугольники, круги.
ЛОГОПЕД: - Ребята, возьмите, пожалуйста картон. Посмотрите, как нужно его расположить. Возьмите квадрат и расположите его немного выше нижнего края картона по середине, над ним второй квадрат. Сверху располагаем большой треугольник; два других треугольника с правой и левой стороны нижнего квадрата. Теперь выкладываем круги в центр квадратов. Посмотрите, как будет выглядеть ваш будущий звездолет.
А сейчас с помощью клея мы закрепим наши детали. (правила работы с клеем)
Молодцы! Какие красивые получились у вас звездолеты. Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
ЛОГОПЕД ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ:
Звездолет мы смастерили. Дети изображают строительство.
К звездам путь открыть решили. Руки вверх, тянутся на носочках.
Звездолет, звездолет, Приседают в ритм стихотворения.
Отправляемся в полет. Подпрыгивают высоко вверх.
Фонопедические упражнения «Ракета».
ЛОГОПЕД: - А теперь, ребята, проверим, все ли системы космического корабля работают.
Заправляем топливо: ш-ш-ш (насос).
Открываем и закрываем люки: А –а-а-а
Проверяем радио: У-у-у-у
Включаем двигатель: р-р-р (вращают ладонями перед собой).
Все готовы к полету?
Релаксация (звучит музыка, включается зеркальный шар)
ЛОГОПЕД: - Каждый занял свое место. Вокруг всё тихо и спокойно. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Корабль взлетает. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело лёгкое, как облачко. Вам хорошо и приятно. Давайте сделаем плавную посадку. Сделаем глубокий вдох и выдох. Как плавно и мягко мы сели!
Нас встречает звездный человечек. Он очень грустный, ему нужна помощь. Он хочет написать письмо своему другу, но не знает как. Разговаривают звездные человечки так: (включается запись «звук з»)
Давайте попробуем повторить этот звук.
Артикуляция звука
ЛОГОПЕД: -Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами, голос работает. З-з-з-з-з-з-з
Какой это звук гласный или согласный?
ДЕТИ: - Согласный.
ЛОГОПЕД: - Почему вы так решили?
ДЕТИ: - Его нельзя пропеть.
Работа с буквой
ЛОГОПЕД: Давайте поможем звездному человечку изобразить этот звук на бумаге. Какая буква нам поможет?
ДЕТИ: - Буква З
На доску вывешивается графическое изображение буквы.
ЛОГОПЕД: - На что похожа эта буква? (варианты детей, на доску вывешиваются картинки «на что похожа буква»).
ЛОГОПЕД: - Сколько элементов у этой буквы?
ДЕТИ: - У этой буквы два элемента
ЛОГОПЕД: - Какие это элементы?
ДЕТИ: - Два полуовала.
Выкладывание буквы из различного материала.
ЛОГОПЕД: - У вас на столе есть различные материалы. Посмотрите какие?
ДЕТИ: - Фасоль, бобы, горох, сливовые косточки.
ЛОГОПЕД: - Выберите себе любой и соберите букву З.
Логопед подходит к каждому ребёнку и ведёт индивидуальную работу.
ЛОГОПЕД: -Что ты делаешь, Сережа?
ДЕТИ: - Я выкладываю букву «З»
ЛОГОПЕД: - Из какого материала ты выкладываешь букву?
ДЕТИ: - Я выкладываю букву из фасоли
ЛОГОПЕД: - Сколько частей у твоей буквы?
ДЕТИ: - У моей буквы 2 части.
ЛОГОПЕД: - У всех получилось. Молодцы. Аккуратно все уберите.
Физ. минутка
ЛОГОПЕД ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
В темном небе звезды светят, (разжимают и сжимают кулаки)
Космонавт летит в ракете. (потирают ладони)
День летит и ночь летит. (ударяют кулачками друг о дружку)
И на землю не глядит. (изображают бинокль)
Письмо буквы з
ЛОГОПЕД: - Наши пальчики отдохнули, теперь можем написать букву З, но вначале потренируемся;
- напишем пальчиком на ладони;
- теперь в воздухе.
А теперь напишем букву «З» на листочке
Сядьте ровно, возьмите листочки, и ручки, напишем эту букву.
Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Пишите аккуратно, ведь эту букву мы подарим звездному человечку. (дети выполняют задание, сначала по пунктиру, затем самостоятельно).
Молодцы! Хорошо постарались. Звездный человечек говорит вам спасибо за помощь, теперь он сможет написать письмо другу.
Упражнение на развитие фонематического слуха
ЛОГОПЕД: - Нам пора возвращаться домой. Подойдите все ко мне.
Наш путь будут освещать яркие звезды. Но звезды эти непростые, на них есть картинки. Нам нужно назвать, что изображено на звездочке и определить, есть ли в слове звук з, в какой части слова он находится. (зонт, заяц, роза, зебра, береза, корзина)
Молодцы!
Рефлексия
ЛОГОПЕД: Вот мы с вами и дома, в нашей школе. Понравилось вам наше путешествие? Какое доброе дело мы сделали? Чему научились?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД: - Ребята, посмотрите на доску (изображение звездного человечка) и скажите мне, какое настроение у него было, когда мы его встретили?
ДЕТИ: - Грустное.
ЛОГОПЕД: - А как изменилось его настроение, после того, как мы помогли ему.
ДЕТИ: - Он стал веселый, радостный.
ЛОГОПЕД: - А какое у нас настроение сейчас. Если хорошее подойдите к веселому человечку. Если вы чем, то расстроены подойдите к грустному человечку.
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. За вашу помощь звездный человечек прислал вам в подарок сладкие звездочки.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия обучения грамоте и конструированию в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звук и буква З
Цель:
Создание условий для закрепления знаний учащихся о звуке и букве З,
формирование навыка конструирования.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей писать и конструировать изучаемую букву.
- Закреплять навыки фонемного анализа звучащей речи.
- Закреплять умение анализировать объекты, видеть основные части и детали составляемого изделия.
II. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать графические умения и творческие способности детей.
- Совершенствовать речевую и мелкую моторику.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
III. Коррекционно-воспитывающиее:
- Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать чувство дружбы, желание оказать помощь другому.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворного материала; подготовка наглядного материала к занятию; подготовка раздаточного материала к занятию.
Оборудование: презентация, карточки «На что похожа буква?», графическое изображение буквы «з»; материал для выкладывания буквы: бобы, фасоль, сливовые косточки, горох; прописи, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, цветной картон, влажные салфетки (на каждого ребенка), предметные картинки, бумажные звезды.
Литература:
План урока
Орг. момент.
Дети входят в класс, здороваются с гостями, садятся на места.
ЛОГОПЕД: Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Теперь позади перемена,
Пора нам приняться за дело!
Сегодня урок необычный:
Гостей у нас в классе прилично.
Но вы, ребята, не робейте,
Со всем вы справитесь, и все сумеете.
Нам пора без лишних фраз
К делу приступать тотчас.
Психологический настрой.
ЛОГОПЕД: - Пожелаем друг другу удачи. Поочередно будем касаться одноименных пальцев рук своего соседа, начиная, с больших пальцев и хором говорим:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и всегда (мизинцами);
- мне и тебе всем нам, друзья (прикосновение всей ладонью)
ЛОГОПЕД: - Сегодня у нас непростое занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Полетим к далеким звездам.
Ребята, мы всегда должны четко знать, а зачем мы что то делаем. И сегодня мы отправляемся в полет не просто так, у нас есть четкая цель: там, в звездном небе, живет звездный человечек, ему нужна наша помощь. Хотите отправиться в полет и помочь ему?
ДЕТИ: - Да!
Конструирование
ЛОГОПЕД: - Скажите, на чем мы можем полететь?
ДЕТИ: - На ракете, летающей тарелке, звездолете, космическом корабле
ЛОГОПЕД: - У вас на столах лежат конверты, посмотрите, что в них.
ДЕТИ: - Разноцветные круги, квадраты и треугольники из бумаги.
ЛОГОПЕД: - Давайте из этих фигур сделаем звездолет. Я уже сделала, посмотрите, какой он у меня получился. Вам нравится? Я хочу, что бы у вас получились надежные звездолеты.
Посмотрите, какие фигуры я использовала?
ДЕТИ: - квадраты, треугольники, круги.
ЛОГОПЕД: - Ребята, возьмите, пожалуйста картон. Посмотрите, как нужно его расположить. Возьмите квадрат и расположите его немного выше нижнего края картона по середине, над ним второй квадрат. Сверху располагаем большой треугольник; два других треугольника с правой и левой стороны нижнего квадрата. Теперь выкладываем круги в центр квадратов. Посмотрите, как будет выглядеть ваш будущий звездолет.
А сейчас с помощью клея мы закрепим наши детали. (правила работы с клеем)
Молодцы! Какие красивые получились у вас звездолеты. Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
ЛОГОПЕД ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ:
Звездолет мы смастерили. Дети изображают строительство.
К звездам путь открыть решили. Руки вверх, тянутся на носочках.
Звездолет, звездолет, Приседают в ритм стихотворения.
Отправляемся в полет. Подпрыгивают высоко вверх.
Фонопедические упражнения «Ракета».
ЛОГОПЕД: - А теперь, ребята, проверим, все ли системы космического корабля работают.
Заправляем топливо: ш-ш-ш (насос).
Открываем и закрываем люки: А –а-а-а
Проверяем радио: У-у-у-у
Включаем двигатель: р-р-р (вращают ладонями перед собой).
Все готовы к полету?
Релаксация (звучит музыка, включается зеркальный шар)
ЛОГОПЕД: - Каждый занял свое место. Вокруг всё тихо и спокойно. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Корабль взлетает. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело лёгкое, как облачко. Вам хорошо и приятно. Давайте сделаем плавную посадку. Сделаем глубокий вдох и выдох. Как плавно и мягко мы сели!
Нас встречает звездный человечек. Он очень грустный, ему нужна помощь. Он хочет написать письмо своему другу, но не знает как. Разговаривают звездные человечки так: (включается запись «звук з»)
Давайте попробуем повторить этот звук.
Артикуляция звука
ЛОГОПЕД: -Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами, голос работает. З-з-з-з-з-з-з
Какой это звук гласный или согласный?
ДЕТИ: - Согласный.
ЛОГОПЕД: - Почему вы так решили?
ДЕТИ: - Его нельзя пропеть.
Работа с буквой
ЛОГОПЕД: Давайте поможем звездному человечку изобразить этот звук на бумаге. Какая буква нам поможет?
ДЕТИ: - Буква З
На доску вывешивается графическое изображение буквы.
ЛОГОПЕД: - На что похожа эта буква? (варианты детей, на доску вывешиваются картинки «на что похожа буква»).
ЛОГОПЕД: - Сколько элементов у этой буквы?
ДЕТИ: - У этой буквы два элемента
ЛОГОПЕД: - Какие это элементы?
ДЕТИ: - Два полуовала.
Выкладывание буквы из различного материала.
ЛОГОПЕД: - У вас на столе есть различные материалы. Посмотрите какие?
ДЕТИ: - Фасоль, бобы, горох, сливовые косточки.
ЛОГОПЕД: - Выберите себе любой и соберите букву З.
Логопед подходит к каждому ребёнку и ведёт индивидуальную работу.
ЛОГОПЕД: -Что ты делаешь, Сережа?
ДЕТИ: - Я выкладываю букву «З»
ЛОГОПЕД: - Из какого материала ты выкладываешь букву?
ДЕТИ: - Я выкладываю букву из фасоли
ЛОГОПЕД: - Сколько частей у твоей буквы?
ДЕТИ: - У моей буквы 2 части.
ЛОГОПЕД: - У всех получилось. Молодцы. Аккуратно все уберите.
Физ. минутка
ЛОГОПЕД ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
В темном небе звезды светят, (разжимают и сжимают кулаки)
Космонавт летит в ракете. (потирают ладони)
День летит и ночь летит. (ударяют кулачками друг о дружку)
И на землю не глядит. (изображают бинокль)
Письмо буквы з
ЛОГОПЕД: - Наши пальчики отдохнули, теперь можем написать букву З, но вначале потренируемся;
- напишем пальчиком на ладони;
- теперь в воздухе.
А теперь напишем букву «З» на листочке
Сядьте ровно, возьмите листочки, и ручки, напишем эту букву.
Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Пишите аккуратно, ведь эту букву мы подарим звездному человечку. (дети выполняют задание, сначала по пунктиру, затем самостоятельно).
Молодцы! Хорошо постарались. Звездный человечек говорит вам спасибо за помощь, теперь он сможет написать письмо другу.
Упражнение на развитие фонематического слуха
ЛОГОПЕД: - Нам пора возвращаться домой. Подойдите все ко мне.
Наш путь будут освещать яркие звезды. Но звезды эти непростые, на них есть картинки. Нам нужно назвать, что изображено на звездочке и определить, есть ли в слове звук з, в какой части слова он находится. (зонт, заяц, роза, зебра, береза, корзина)
Молодцы!
Рефлексия
ЛОГОПЕД: Вот мы с вами и дома, в нашей школе. Понравилось вам наше путешествие? Какое доброе дело мы сделали? Чему научились?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД: - Ребята, посмотрите на доску (изображение звездного человечка) и скажите мне, какое настроение у него было, когда мы его встретили?
ДЕТИ: - Грустное.
ЛОГОПЕД: - А как изменилось его настроение, после того, как мы помогли ему.
ДЕТИ: - Он стал веселый, радостный.
ЛОГОПЕД: - А какое у нас настроение сейчас. Если хорошее подойдите к веселому человечку. Если вы чем, то расстроены подойдите к грустному человечку.
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. За вашу помощь звездный человечек прислал вам в подарок сладкие звездочки.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтального занятия по логопедии "Звук и буква р"
Занятие направлено на развитие фонетико-фонематических представлений, профилактику дисграфии, также продолжается работа над звуко-буквенным анализом слов....
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"
конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"...
Конспект интегрированного занятия с психологом "Звук в, в´, буква В-в»
Данное занятие является частью цикла совместных занятий логопеда и психолога, направленных на формирование смыслового компонента чтения у первоклассников, обучающихся в первом речевом классе.Занятия с...
Конспект урока "Произношение" 1 класс звук и буква Ц
Конспект урока по теме "Звук и буква Ц" для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук и буква щ»
Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук и буква щ»...
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...