Рабочая программа факультатива "Научно-исследовательская сельскохозяйственная лаборатория"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Антонова Наталья Александровна

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в коррекционной школе. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику с ограниченными возможностями осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием базовых учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности.

Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным Стандартом (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_nils.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №12»

                                                                                    Утверждаю :

                                                                                           Директор школы

      ________  Лопатин М.В.

                                                                                         Приказ  №____

                                                                                            от ___.___.2015 г.

Программа

факультативного занятия

 «Научно-исследовательская сельскохозяйственная лаборатория»

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                           Автор составитель:

   

                                                                                                                                 Антонова Н.А.,

                                                                                                       учитель

                                                                                                                I квалификационной

                                                                                                        категории

Рассмотрена

на педагогическом совете

от «___»_____________2015г.

2015 г.

г.Вяземский

Программа внеурочной деятельности в 5-6 классах

«Научно-исследовательская сельскохозяйственная лаборатория»

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в коррекционной школе. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику с ограниченными возможностями осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием базовых учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности.

Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным Стандартом (ФГОС).

Пояснительная записка

          Рабочая программа по факультативу «Научно- исследовательская сельскохозяйственная лаборатория»  содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.

Данная программа предназначена для учащихся  5-6 классов, рассчитана на 1 час в неделю.

 В данной программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, коллективизм, что является решением основных целей программы. Особое внимание  уделяется практической направленности программного материала, допрофессиональной подготовке учащихся.  Актуальность данной программы обусловлена тем, что для  сельскохозяйственного (крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую  деятельность с самого   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.  

При составлении программы были учтены факторы преемственности агрошколы и последовательности обучения.

Цель данного курса

  • помочь определить  склонности и способности детей к деятельности в области наблюдений и исследований.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • формировать  знания о выращивании сельскохозяйственных растений, представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей;    желание трудиться в одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой;
  • обучать наблюдать за условиями роста растений;
  • воспитывать уважительное отношение к   труду на земле    и потребности трудиться; выработка самоконтроля,  терпения, усидчивости, сосредоточенности.

Трудовая деятельность – форма проявления жизненной активности человека, которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе  наших воспитанников. Трудовая деятельность служит эффективным  средством адаптации к самостоятельной жизни по окончанию школы. В процессе обучения  в научно-исследовательской лаборатории учащиеся  смогут овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений изучения условий роста  культурных растений. Обучающиеся получат возможность самостоятельно исследовать состав почвы, проводить эксперименты. Познакомятся с ведущими профессиями в овощеводстве; цветоводстве; животноводстве.

В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников:  

  • целенаправленность;
  • умение довести начатое дело до конца;
  • самостоятельность;
  • самоконтроль;
  • чувство коллективизма.

К концу обучения учащиеся:    

получат возможность знать

условия роста культурных растений и факторы, влияющие на его развитие; инструкцию проведения исследования или наблюдения;

получат возможность уметь 

наблюдать; проводить исследование по алгоритму; определять условия (факторы) роста растений

      Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.

Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и развитием растений, второй – запись результатов наблюдений

  Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов (результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления, и закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Естественным логическим продолжением курса является урочная и внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на пришкольном участке в весенний, летний и осенний периоды.

Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся проводится по окончанию изучения каждой темы в виде фронтального опроса, практических работ, проектных работ, разноуровневых тестовых заданий.

   

Ожидаемые результаты: учащиеся способны самостоятельно изучить условия, влияющие на рост и развитие растения.

Форма контроля: итоговое занятие в форме  игры.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство со школьной мини фермой.

2

Практическая работа. Влияние качества грунта на рост комнатных растений.

3

Почему и кто красит листья в желтый цвет?

4

Исследовательская работа. Живые организмы в почве. Наблюдения за дождевыми червями.

5

Творческий проект. Какое влияние на растительную среду оказывают пауки?

6

Пылеуловительные способности комнатных растений.

7

Почему и как растет растение?

8

Влияние влажности почвы на рост растений. Практическая работа

9

Влияние освещенности на рост растений. Практическая работа

10

Влияние влажности почвы и освещенности  на рост растений. Наблюдение.

11

Творческий проект. Путешествие корешка.

12

Клеточный мир листа.

13

Снежный покров, его влияние на влажность почвы.

14

Жизнь стекла и жестянки в почве.

15

Витамины в почве.

16-17

Исследовательский проект. О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.

18

Удивительное царство грибов

19-20

Творческий проект. Как вырастить грибы в домашних условиях.

21-22-23

Экспериментальные опыты с фасолью. Проращивание.

Посадка в грунт.

24

Исследовательский проект. История жизни фасолевого зернышка.

25

Что мы знаем об огурцах?

26

Как в комнатных условиях вырастить огурцы на окне?

27-28

Творческий проект. Зеленый наряд образовательного учреждения

29

Зеленый класс - теплица.

30-31

Удивительный мир роз.

Разнообразный мир роз.

32-33

Изучение влияния экологической среды района на урожайность.

34

Растения – переселенцы в природе Хабаровского края

6 класс

№п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2-3

Изучение условий роста культурных растений

4

Исследование жизни осеннего листа

5

Эксперимент. Свойства песчаной и глинистой почв.

6

Проект. А у нас вырос абрикос!

7

Путешествие косточки.

8

Почему растет растение.

9

Секреты «бабушкиной герани»

10

Сорта герани. Черенкование и проращивание герани.

11-12

Жизнь семечки огурца

13

Царство роз

14

Разведение роз и их выращивание

15

Правила ухода за розами

16-17

Удивительный мир фиалок

18-19

Проект. Зеленый наряд образовательного учреждения

20

Подготовка семян к посеву.

21

Изготовление полиэтиленовых стаканчиков для пикировки растений

22

Заполнение стаканчиков землей

23

Посев семян перца и баклажанов

24

Изучение условий  прорастаний семян

25-26

Влияние условий роста на всходы

27

Почему растение имеет зеленый цвет?

28

Экскурсия в парковую зону. Исследование листа дерева, травы.

29-30

Я садовником родился. Вредители сада. Условия жизни вредителей.

31

Условия посадки картофеля в грунт.

32

Я садовником родился. Посадка клубники.

33

Я садовником родился. Как черенковать плодовые деревья (кустарники)

34

Обобщающий урок за год. Игра «Я-огородник, я –садовник!»

Используемая литература.

  1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013
  2. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011
  3. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012
  4. Д.И. Трайтак «Сельскохозяйственный труд», М. Просвещение, 1991 г.
  5. Д.И. Трайтак «Сельскохозяйственные работы», М. Просвещение, 1995 г.
  6. М.А. Папорков «Учебно-опытная работа на пришкольном участке, М. Просвещение, 2002 г.
  7. Н.А. Пугал «Экология и эстетика пришкольного участка» М «Народное образование» 1998 г
  8. С.А. Кивотов «Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке» М. Просвещение, 1993 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине: «Сельскохозяйственные машины и оборудования 10 - 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: познакомить с сельхоз машинами и их устройством (для колесных машин с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт)Категория слушателей: учашиеся 10-11 классаСрок обучения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа по технологии (сельскохозяйственный труд) 7,8,10 классы на 2017-2018 учебный год.

   Рабочая программа по сельскохозяйственному труду составлена в соответствии с:Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российск...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"

Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед....

Рабочие программы по технологии "Сельскохозяйственный труд" для детей с ОВЗ

Данная папка содержит рабочие программы по технологии "Сельскохозяйственный труд" для детей 5-9 классов с ОВЗ 8 вида...

Рабочая программа по предмету "Сельскохозяйственный труд" Коррекционная школа 1 вариант

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 6 «а» класса (вариант 1) на 2022 – 2023 учебный годО...