Рабочая программа по предмету "Сельскохозяйственный труд" Коррекционная школа 1 вариант
рабочая программа по технологии

Юлия Гренц

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 6 «а» класса (вариант 1) на 2022 – 2023 учебный год

Основная цель программы

Цель - формирование технологических знаний, умений и навыков по курсу «Сельскохозяйственный труд», способствующих подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в современном обществе.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи предмета:

- формирование сельскохозяйственных знаний, трудовых умений, навыков и первоначальных экономических знаний, достаточных для участия выпускников в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;

- коррекция недостатков трудовой деятельности;

- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- ознакомление с массовыми рабочими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве; формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

- воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

 

На достижение каких результатов направлена программа

Освоение обучающимися рабочей программы «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд», предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 198 часов в год (6 часов в неделю)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сельскохозяйственный труд 6 класс682.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\рабочие программы на 2021\программы Гренц\20221006_083347.jpg

I.Пояснительная записка

                        Программа по предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015 г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

- Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат».Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, автора Е.А. Ковалевой, под редакцией В.В. Воронковой, сборник 2, 104-139с., «Сельскохозяйственный труд», М., ВЛАДОС, 2013 и ориентирована на учебно-методический комплекс:

  • Ковалева Е.А., Технология, Сельскохозяйственный труд, 6 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / – М.: Просвещение, 2019;
  • Ковалева Е.А., «Сельскохозяйственный труд»  Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2008;

                        Цель программы: 

- формирование технологических знаний, умений и навыков по курсу «Сельскохозяйственный труд», способствующих подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в современном обществе.

 Основные задачи программы

          - формирование сельскохозяйственных знаний, трудовых умений, навыков и первоначальных экономических знаний, достаточных для участия выпускников в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;

- коррекция недостатков трудовой деятельности;

- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- ознакомление с массовыми рабочими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве; формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

- воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

        Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки  школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его  специфику: все  получаемые  учащимися  знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

                        На уроках сельскохозяйственного труда применяются различные организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая и коллективная работы.

                        В процессе реализации программы предполагается использование следующих методов обучения:

- словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником);

- наглядные (демонстрация схем, плакатов, натуральных образцов растений и их плодов, презентаций, фильмов, работа с технологической  картой, наблюдение различных явлений и т.д.);

- предметно – практические (лабораторные работы, опыты, упражнения, наблюдения);

- частично – поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, решение практических задач, поиск информации, программированные задания);

       - инструктаж, включающий устные указания учителя, наглядный показ приемов работы и их объяснение;

      - экскурсии ознакомительные и тематические;

- система специальных коррекционно-развивающих методов;

- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

- методы организации деятельности (приучение, показ, подражание, поручение);

- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценивание).

В программе   по учебному предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по сельскохозяйственному труду отдельными обучающимися не является препятствием в получении  ими образования по данному варианту программы.

На уроках сельскохозяйственного труда осуществляется традиционная 5-балльная шкала системы  оценок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

- оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;

- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно    выполняют от 35% до 50% заданий;

-  оценка «2» не ставится.

Оценка устных ответов:

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- обнаруживает понимание материала;

- умеет самостоятельно или с помощью учителя обосновать, сформулировать ответ, изложить его своими словами;

- использует терминологию;

- допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает неточности, которые исправляет с помощью учителя;

- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- при использовании терминологии допускает ошибки, исправляя их при беседе с учителем;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

- обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы;

- неполно и непоследовательно излагает изученный материал;

- затрудняется и допускает ошибки при использовании терминологии и определении понятий, исправляя их только после нескольких наводящих вопросов учителя;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- работу выполняет  самостоятельно;

- умеет планировать свой труд;

- соблюдает  последовательность технологических операций;

- соблюдает правила техники безопасности;

- рационально организует свое рабочее место;

- умеет пользоваться наглядными пособиями, инструментами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

- работу выполняет  самостоятельно;

- допускает незначительные ошибки в планировании своего труда, организации рабочего места, которые исправляет самостоятельно;

- соблюдает  последовательность технологических операций, пользуясь технологической картой;

- соблюдает правила техники безопасности;

- умеет пользоваться наглядными пособиями, инструментами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

- при выполнении работы проявляет низкую  самостоятельность;

- допускает ошибки в планировании своего труда, организации рабочего места и соблюдении правил техники безопасности;

- нарушает  последовательность технологических операций;

- затрудняется в самостоятельном использовании наглядных пособий, инструментов и других средств.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объему и элементарные по содержанию, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

               В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа двух этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение ).  

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только со значительной помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.  

    Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Математика» (каждый педагог указывает свой предмет) вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов (если действительно используются):

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ЯндексУчебник;

• ЯКласс;

• Российская электронная школа;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика .ОВЗ.ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители • Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Сельскохозяйственный труд» размещается на сайте: https://infourok.ru/user/danyukova-lyubov-nikolaevna1

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Программа по курсу «сельскохозяйственный труд» составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на коррекцию их умственных, физических и личностных нарушений, а также адаптацию их к самостоятельной жизни по окончании школы.  В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Коррекционная работа в процессе сельскохозяйственного профессионально-трудового обучения проводится по трем основным направлениям:

- коррекция недостатков трудовой деятельности учащихся с умственной отсталостью;

- обучение школьников с нарушениями интеллекта умению применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;

- уточнение представлений учащихся об окружающем мире и расширении их кругозора.

В процессе обучения сельскохозяйственному труду обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) овладевают определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства, осваивают технологические приёмы посева, посадки, ухода и уборки урожая сельскохозяйственных культур. На занятиях по животноводству получают представление о сельскохозяйственных животных, овладевают знаниями по уходу за ними. У обучающихся формируются умения ориентироваться в трудовых заданиях, планировать и контролировать свою работу, определять последовательность операций, подбирать рациональные приемы труда и соответствующие инструменты и орудия.  

При составлении программы были учтены принцип последовательности и сезонность полевых работ.

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок» программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету сельскохозяйственный труд рассматриваются вопросы профориентационного характера, направленные на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.

Профессиональная ориентация на уроках сельскохозяйственного труда осуществляется путем проведения коротких бесед о профессиях.

На уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, решаются следующие задачи:

- развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа);

- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: строительства, технике, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания.

Создаются условия для выполнения обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

В программу каждого года обучения  включены темы по растениеводству и животноводству, что позволит выпускникам выполнять в сельскохозяйственном производстве самые разнообразные виды работ и в дальнейшем освоить более узкие сельскохозяйственные специальности (оператор машинного доения, овощевод и др.).

При подборе и разработке тем программы по разделу «Растениеводство» были учтены местные климатические условия, условия школы и выбраны культуры наиболее доступные для выращивания в данных условиях (горох, фасоль, картофель, чеснок, столовые корнеплоды, лук, зеленные овощи, ягодные кустарники, цветочно-декоративные культуры). Процесс выращивания данных культур связан с использованием разнообразных приемов труда и большого количества ручного инвентаря и оборудования, что имеет большое значение в решении задач профессионально-трудового обучения и задачи  коррекции трудовой деятельности учащихся.

Темы программы по разделу «Животноводство» подбирались с учетом возможностей организовать содержание и кормление тех или иных животных в домашних условиях. Из всех сельскохозяйственных животных были выбраны: кролики, овцы, козы и домашняя птица. Для реализации   программы по разделу «Животноводство» в условиях школы отсутствует наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников, поэтому материал по животноводству представлен в программе теоретическими сведениями о содержании и уходе за перечисленными животными и экскурсиями на сельскохозяйственные предприятия.  

С целью обоснования агротехнических приемов, используемых при выращивании сельскохозяйственных культур, учащиеся 6 класса знакомятся с составом почвы, учатся распознавать песчаные и глинистые почвы, изучают их способность удерживать воду и пропускать её. Все эти сведения необходимы для усвоения знаний о видах и приемах обработки почвы.

На занятиях по животноводству учащиеся 6 класса знакомятся с правилами содержания кроликов, овец, коз и домашней птицы.

Для овладения соответствующими трудовыми навыками к каждому разделу прилагаются упражнения по выполнению трудовых приемов, трудовых операций и комплексных практических работ. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста.

Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится самостоятельная практическая работа.

Обучение сельскохозяйственному труду  тесно связано с  другими учебными предметами (природоведение, математика, биология, география, русский язык, чтение, рисование), что позволит обучающимся использовать полученные знания в новых условиях и более успешно подготовиться к самостоятельной жизни и труду.  

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  предмет «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» входит в образовательную область «Технология» обязательной части учебного плана и изучается на всех этапах обучения.

      Рабочая программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе в соответствии с учебным планом КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год и разделам курса в зависимости от недельной нагрузки, Годового календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год осуществляется следующим образом:

I четверть – 54 час;

II четверть – 44 час;

III четверть – 60 часов;

IV четверть – 44 часов.

Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения изменений в Годовой календарный учебный график.

В соответствии с учебным планом программа рассчитана в 6 классе - на 202 часа в год (6 часов в неделю)

Продолжительность одного занятия по сельскохозяйственному труду в 6 классе составляет 2 учебных часа.

При проведении уроков предполагается деление обучающихся на подгруппы.

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд»

Освоение обучающимися рабочей программы «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд», предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений учащихся в различных средах.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,       используемой в КОУ «Исилькульская школа-интернат»

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  проявление готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные  результаты 

  • К концу обучения в 6   классе учащиеся должны уметь:
  • Достаточный уровень.
  • определять качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;
  • планировать (с помощью учителя) предстоящую практическую работу;
  • уметь отбирать (с помощью учителя) необходимые для работы ручные орудия труда;
  • описывать последовательность операций по выполнению технологического процесса;
  • готовить отчёт о выполненной работе, включающий называние используемого инструмента, последовательность операций;
  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход  практической работы;
  • пользоваться сельскохозяйственным  инвентарем (лопатой, граблями, носилками);
  • Кролики;
  • выбирать из рядков корнеплоды моркови и свеклы;
  • убирать послеурожайные остатки растений;
  • размечать рядки под посадку картофеля, выкапывать лунки, раскладывать клубни и заделывать их;

Минимальный   уровень:

  • сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец;
  • проводить уборку в помещении крольчатника;
  • выполнять простейшие виды работ по уходу за кроликами (наливать воду в поилку, раскладывать зерновой корм);
  • собирать выкопанные клубни картофеля;
  • раскладывать клубни картофеля в выкопанные лунки;
  • выбирать из рядков корнеплоды моркови и свеклы;
  • убирать послеурожайные остатки растений;

читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в процессе выполнения работы;

  • выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
  • уметь выслушивать предложения и мнения товарищей, адекватно  реагировать на них;

  • Достаточный уровень.
  • осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
  • планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
  • осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
  • отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
  • создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
  • самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
  • прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
  • владение некоторыми видами общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, звеньевого и т.п.);
  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.

Минимальный уровень.

  • знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
  • знание принципов действия, общего устройства машины и её основных частей (на примере изучения современной машины: автомобиля, трактора и др.);
  • знание и применение безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
  • владение основами современного сельскохозяйственного производства;
  • чтение технологической карты, используемой в процессе выращивания сельскохозяйственной культуры;
  • составление стандартного плана работы;
  • понимание и оценка красоты труда и его результатов;
  • использование эстетических эталонов в быту, дома и в школе;
  • распределение ролей в группе, сотрудничество и осуществление взаимопомощи;
  • учет мнения товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
  • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

 1.  Личностные учебные действия:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
  • активное включение в общеполезную социальную деятельность;
  • бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
  • 2.  Коммуникативные учебные действия
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • 3.  Регулятивные учебные действия:
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
  1. Познавательные учебные действия:
  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  •   работать с несложной по содержанию и структуре информацией (изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблица, предъявленных на бумажных и электронных носителях);
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;
  • устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.

В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы по предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд».

Мониторинг проводится в 2 этапа (стартовый – сентябрь, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися в процессе практической работы на уроке, опроса, тематической беседы, тестирования, анкетирования; при выполнении самостоятельных практических работ.        

Диагностика БУД проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

         Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Предметные результаты обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

6 класс

  • - пользоваться сельскохозяйственными инструментами (лопатой, граблями, мотыгой);
  • выкапывать клубни картофеля лопатой;
  • вскапывать почву лопатой;
  • выравнивать поверхность почвы граблями;
  • сажать зимний чеснок;
  • распознавать виды органических удобрений;
  • чистить птичник и выгульный двор;
  • выращивать столовые корнеплоды и лук-репку;
  • выращивать семена лука и столовых корнеплодов.
  • - правила выкопки клубней картофеля;
  • состав почвы;  
  • ягодные кустарники, распространенные в местных условиях;
  • правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
  • сроки и способы посадки зимнего чеснока;
  • виды органических удобрений;
  • виды домашней птицы и особенности её содержания;
  • содержание овец и коз в зимнее время;
  • основные группы овощных культур;
  • полевые культуры, выращиваемые в местных условиях;
  • особенности выращивания  столовых корнеплодов и лука.

  V. Содержание учебного материала  

6 класс

Вводное занятие

 Анализ результатов работы за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Повторение правил ТБ при работе с  сельскохозяйственным инвентарем, при уходе за животными. Спецодежда. Подготовка спецодежды к сезону. Краткое содержание работы на предстоящую четверть.

Растениеводство

Уборка картофеля

Объект работы. Картофель.

Теоретические сведения. Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждения. 

Виды деятельности. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.

Почва и её обработка

Объект работы. Почва.

Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывания почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания.

Умение. Работа лопатой.

Виды деятельности. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.

Подготовка почвы под посадку чеснока

Объект работы. Чеснок.

Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.

Виды деятельности. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.

Осенний уход за ягодными кустарниками

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.

Виды деятельности. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.

Посадка чеснока

Объект работы. Чеснок.

Теоретические сведения. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока.

Умение. Выращивание чеснока.

Виды деятельности. Разметка рядков с помощью верёвки и колышков. Посадка чеснока в рядки.

Органические удобрения

Объект работы. Органические удобрения.

Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.

Наглядное пособие. Разные органические удобрения.

Умение. Распознавание вида органических удобрений.

Упражнение. Определение вида навоза.

Заготовка навоза

Объект работы. Органические удобрения.

Теоретические сведения. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.

 Овощные культуры

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей.

Наглядное пособие. Изображения овощей и овощных растений в полном развитии.

Умение. Распознавание овощей.

Упражнение. Классификация овощных культур.

Основные полевые культуры

Объект работы. Пшеница, подсолнечник, сахарная свёкла.

 Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым. Продукция из полевых культур, её значение. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях.

Наглядное пособие. Зерна разных зерновых культур, кормовые корнеплоды и кормовые бахчевые культуры.

Упражнение. Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду.

Столовые корнеплоды

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Морковь и свекла – двулетние растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.

Умение. Распознавание стандартного столового корнеплода.

Упражнение. Определение стандартных столовых корнеплодов.

Выращивание семян лука и столовых корнеплодов

Объект. Овощи.

Теоретические сведения. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в комнатных условиях. Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука.

Виды деятельности. Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы, посадка корнеплодов. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы.

Выращивание столовых корнеплодов

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий).

Умение. Разметка участка согласно способу посева. Выращивание моркови и свеклы.

Виды деятельности. Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.

Выращивание репчатого лука и лука-севка

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посадками и посевами лука.

Умение. Распознавание вида лука. Выращивание лука.

Виды деятельности. Подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука. Замачивание лука-севка. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки. Прополка в рядках и междурядиях. Полив (по необходимости).

Цветоводство

  Многолетние цветочные растения и уход за ними

Теоретические сведения. Виды цветочных растений (однолетние и многолетние). Разница между ними. Примеры многолетних цветочных растений. Зимующие многолетники. Примеры местных зимующих многолетних растений (пионы, флоксы, ирисы и др.). Размножение зимующего многолетнего растения способом деления. Надземная часть: строение, признаки отмирания. Подземная часть (луковица, корневище, почки).

Наглядное пособие. Изображения многолетних цветочных растений. Натуральное зимующее многолетнее растение.

Умение. Распознавание вида зимующего многолетнего растения. Рыхление почвы.

Виды деятельности. Удаление отмерших стеблей и листьев с растения. Рыхление и вскапывание почвы в междурядьях. Легкое укрытие растений перед наступлением морозов.

    Обмолот и расфасовка цветочных семян

Теоретические сведения. Обмолот семян цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.

Виды деятельности. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян.

Уход за комнатными растениями

Объект работы. Комнатное цветочное растение.

Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями. Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.

Виды деятельности. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы в цветочных горшках. Добавка земляной смеси. Полив комнатных растений.

   Строение цветкового растения

Теоретические сведения. Общее представление об органах цветкового растения. Разнообразие и форма стеблей и листьев. Форма и окраска цветков. Особенности подземных органов (корневища, луковицы, клубни, корнеклубни).

Наглядное пособие. Натуральные цветковые растения и иллюстрации.

Умение. Распознавание и название органов цветкового растения.

Упражнения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями.

Размножение комнатных растений

Теоретические сведения. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Умение. Размножение комнатных растений и посадка комнатных растений.

Виды деятельности. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных растений. Устройство влажной камеры. Пересадка укорененных растений в горшки.

Посев семян однолетних цветочных растений в цветнике 

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Выбор однолетних цветов для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.

Умение. Разметка посевных грядок. Выравнивание разрыхленной почвы.

Виды деятельности. Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.

 

Животноводство

Домашняя птица

Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.

Наглядное пособие. Изображения домашних птиц разных пород.

Экскурсия. СЮН, животноводческий отдел.

Содержание домашней птицы

Объект работы. Домашняя птица.

Теоретические сведения. Помещение для содержания птицы в фермерском хозяйстве. Оборудование птичника в зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольным и ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.

Виды деятельности. Смена воды в поилках. Чистка птичника и выгульного двора.

Овцы и козы

Объект работы. Домашние животные.

Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними.

Наглядное пособие. Изображения овец и коз различных пород.

Наблюдение. Поведение овец и коз.

Умение. Распознавание разнопродуктивных коз.

Упражнение. Определение продуктивности коз.

Содержание овец и коз зимой

Объект работы. Домашние животные.

Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Устройство кормушек на выгульном дворе.

Умение. Уход за козой и овцой.

Экскурсия. СЮН, животноводческий отдел. Наблюдение за поведением и кормлением животных.

Корм для овец и коз

Теоретические сведения. Корма грубые, сочные и зерновые. Нормы кормления взрослых овец и коз, а также ягнят и козлят.

Наглядное пособие. Образцы кормов.

Практическое повторение

Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью. Уход за комнатными растениями. Уборка птичника. Посадка картофеля. Посев семян овощных и цветочных культур.

Самостоятельная работа

Обработка почвы с помощью лопаты.

Содержание домашней птицы.

Разбор смеси семян полевых и овощных культур.

Разметка рядков под посев столовой свеклы, посев семян.

Тематический план

6 класс

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

8

2

Уборка картофеля

12

3

Почва и её обработка

14

4

Чеснок. Подготовка почвы и посадка чеснока

12

5

Осенний уход за ягодными кустарниками

6

6

Удобрения. Органические удобрения  

14

7

Домашняя птица

8

8

Содержание домашней птицы  

15

9

Овцы и козы  

20

10

Полевые культуры  

10

11

Овощные культуры 

12

12

Агротехника выращивания столовой моркови и столовой свеклы

12

13

Выращивание семян лука и столовых корнеплодов    

6

14

Выращивание столовой моркови. Практические работы.    

8

15

Выращивание столовой свеклы. Практические работы.  

8

16

Выращивание лука репчатого. Практические работы.

6

17

Цветочные растения  

6

18

Практическое повторение  

15

19

Самостоятельная работа

8

20

Итоговая контрольная работа по курсу «Сельскохозяйственный труд»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (5 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (6 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (7 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (8 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральны...

Рабочая программа по технологии 6 класс (вариант девочки)

Рабочая программа составлена на основе Программмы начального и основного  общего образования под ред. М.В.Хохловой, П.С.Самородского, Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко и др. - М.: Вентана-Граф. 2010г. Ст...

Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)

Пояснительная записка.    Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....

Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -

Пояснительная записка.     Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....