Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что полученные знания и умения станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в 9 и 11 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинский лицей»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю;
на заседании МС Зам. директора по ВР Директор лицея:
Протокол №___ _________/Д.В.Шипунов/ ________/И.В.Анисимова/
от «__»____ 2016 г. «___» __________ 2016 г «___»________2016 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общеинтелектуальному направлению
«Лаборатория юных исследователей»
(наименование предмета, курса)
основное общее образование
(уровень)
для обучающихся 8 класса (2016 - 2017 учебный год)
(класс, срок реализации программы)
Составитель: Хиневич Татьяна Васильевна,
учитель химии
Рабочая программа курса «Лаборатория юных исследователей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2016 г. № 40937); Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе Примерных программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов: общеинтеллектуальное направление/ Отв. Ред. А. П.Сухарева.- Омск :БОУДПО «ИРООО», 2013г. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ Тюкалинский Лицей, 2016г.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно- исследовательских проектов в старшем и среднем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы
Цель программы курса: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и поисково- исследовательских способностей.
Задачи программы курса:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы с различными источниками информации;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована потребность в самовыражении и самореализации.
В рамках деятельностного компонента будет сформирован устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия во внеурочной деятельности.
ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-работать в группе – устанавливать рабочие отношения , строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
ученик научится:
- входить в информационную среду ОУ, в том числе и через Интернет;
- выводить информацию на бумагу;
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Поиск и организация хранения информации.
Ученик научится использовать разные приемы поиска информации на персональном компьютере, в ИС ОУ и в образовательном пространстве.
Выпускник получит возможность научиться использовать разные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование , модели, методы, приемы, адекватные исследуемой проблеме.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать , планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
ученик научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
ученик получит возможность научиться находить способы проверки противоречивой информации.
Метапредметные
Создание условий для формирования умений:
- проводить измерения, наблюдения, опыты под руководством учителя;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- осуществлять поиск информации;
- объяснять явления, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Предметные
Ученик научится:
- определять и называть вещества разных классов;
- классифицировать вещества;
- проводить простые опыты, наблюдения;
- правилам техники безопасности при проведении опытов, наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять суть процессов в ходе опытов;
- называть признаки и отличия веществ;
Осознавать необходимость соблюдения правил по технике безопасности ;
- различать разные группы веществ: оксиды, основания, кислоты и соли.
- применять знания на практике.
Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Результаты 1 уровня: приобретение школьниками знаний химических соединениях, о правилах поведения на уроке;
Результаты 2 уровня: формирование позитивного отношения к науке
Результаты 3 уровня: приобретение школьниками опыта самоорганизации, организации совместной деятельности при проведении проектно- исследовательской работы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Лаборатория юных исследователей» разделена на 3 части: введение в исследовательскую деятельность, самостоятельная исследовательская работа и самостоятельная проектно- исследовательская деятельность.
Введение в исследовательскую деятельность (4часа)
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? Что такое классификация в науке?
Самостоятельная исследовательская практика (20 часов)
Простые и сложные вещества. Явления, происходящие с веществами Классификация простых веществ. Классификация сложных веществ. Знакомые незнакомцы. Практическая работа «Моделирование молекул». Оксиды. Кислоты. Практическая работа «Свойства кислот». Основания. Соли. Вода в природе. Практическая работа «Анализ воды». Почва. Практическая работа «Анализ почвы».
Самостоятельная проектно- исследовательская деятельность (14 часов)
Выбор темы проекта. Планирование деятельности. Сбор информации по данной теме. Создание проектных заданий. Исследовательская работа. Презентации. Защиты проектов.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности (деятельность учащихся) | Формы организации | Количество часов | |
Теорет. | Практич. | |||||
Введение в исследовательскую деятельность (4часа) | ||||||
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | познавательная | беседа | 1 | ||
2 | Что можно исследовать? (Импровизированная экскурсия по кабинету и лаборантской.) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
3 | Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? (Импровизированная экскурсия по кабинету и лаборантской.) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
4 | Что такое классификация в науке? ( Экскурсия по классификации химических элементов.) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
Исследовательская практика (20 часов) | ||||||
5 | Простые и сложные вещества.( Виртуальная экскурсия в хозяйственный магазин) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
6 | Явления, происходящие с веществами.( Лабораторный опыт «Химические явления») | практическая | беседа | 1 | ||
7 | Классификация простых веществ.( Экскурсия по ПСХЭ Д.И. Менделеева) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
8 | Классификация сложных веществ.( Виртуальная экскурсия по собственной квартире.) | познавательная | экскурсия | 1 | ||
9-11 | Знакомые незнакомцы.( Практическая работа «Моделирование молекул».) | практическая | Практическая работа | 1 | 2 | |
12 | Оксиды. (Демонстрационный опыт «Знакомство с оксидами».) | познавательная | беседа | 1 | ||
13-14 | Кислоты. (Практическая работа «Свойства кислот») | Выполнение практической работы | Практическая работа | 1 | 1 | |
15 | Основания. (Демонстрационный опыт «Знакомство с основаниями».) | познавательная | беседа | 1 | ||
16 | Соли.( Демонстрационный опыт «Знакомство с солями».) | познавательная | беседа | 1 | ||
17-18 | Вода в природе. (Практическая работа «Анализ воды».) | практическая | Практическая работа | 2 | ||
19-20 | Почва.( Практическая работа «Анализ почвы».) | практическая | Практическая работа | 2 | ||
Проектно- исследовательская деятельность (14 часов) | ||||||
21-22 | Выбор темы проекта. Планирование деятельности. | Подготовка проекта | беседа | 2 | ||
23-25 | Сбор информации по данной теме. | Подготовка проекта | 3 | |||
26-32 | Создание проектных заданий. Исследовательская работа. | Подготовка проекта | Исследовательская работа | 3 | 4 | |
33-34 | Презентации. Защиты проектов. | Защита проекта | 2 | |||
Итого: | 20 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"
Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный журналист»(общеинтеллектуальное направление)для 6-8 классов(основное общее образование)Количество часов: 35...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный инженер - нейротехнолог»
Рабочая программа рассчитана на изучение курса с использованием Цифровой лаборатории в области нейротехнологий в рамках деятельности центра «Точка роста», и является неотъемлемой частью ме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" для 5 классов
Цель рабочей программы:·обучить учащихся оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения, объяснять своё отношение к поступкам с п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...