К вопросу о подготовке студентов – дефектологов к конструктивному общению с неслышащими людьми
статья по психологии на тему

Кудряшова Екатерина Михайловна

Для осуществления успешной профессиональной деятельности в области специальной педагогики и психологии и ее отдельных отраслях необходимы специалисты, обладающие не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и способные устанавливать контакт и организовывать общение и взаимодействие со всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса.

Данная статья освещает значимость подготовки студентов-дефектологов к конструктивному общению с людьми с нарушениями в развитии на примере специфики процесса общения с людьми, имеющими снижение слуха. 

 

Психология в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 20-21 ноября 2008 года / Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО "КГПУ". - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008, с. 72-78. 

 

Карельский государственный педагогический университет

Г. Петрозаводск

Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель каф. Физического и психического здоровья ребенка

Т.М. Потахина, ст. преподаватель каф. Физического и психического здоровья ребенка

 

К вопросу о подготовке студентов – дефектологов к конструктивному общению с неслышащими людьми

 

На сегодняшний день повсеместно отмечается, что количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии не уменьшается. Более того, специалисты указывают на тенденцию к увеличению числа детей с различными нарушениями.

Работа с детьми с нарушениями в развитии, а также с их родителями носит комплексный характер. При более подробном рассмотрении процесса обучения и развития детей особой категории можно выделить диагностический, профилактический, коррекционный, психологический, педагогический и другие блоки. Содержание данных блоков неоспоримо важно знать будущим специалистам – дефектологам для профессиональной ориентированности в области специальной педагогики и психологии  и отдельных её отраслях.

Однако для осуществления успешной профессиональной деятельности в указанных сферах необходимы специалисты, обладающие не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и способные устанавливать контакт и организовывать общение и взаимодействие со всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса.

Для организации эффективного общения значимым является понимание специфических особенностей протекания данного процесса у лиц с нормальным и отклоняющимся развитием, а также умение применять различные приемы и техники общения. От студентов ожидается умение устанавливать контакт с разными типами собеседников, а также готовность к взаимодействию с ними с учетом специфики нарушения в развитии.

Непосредственная подготовка в данном направлении осуществляется через изучение отдельных отраслей специальной психологии (олигофрено-, тифло- сурдопсихологии и др.) и вопросов психологии общения.

При изучении указанных вопросов у студентов появляется возможность осознать глубину и многогранность процесса общения, узнать и отработать эффективные техники и приемы общения. В результате этого студенты имеют представления об эффективном общении как о субъект-субъектном взаимодействии, при котором оба участника активны. Ориентироваться на особенности нарушенного хода развития, а значит и на возможные особенности общения с данными лицами, студенты учатся при ознакомлении с дисциплинами блока специальной психологии.

Специфика процесса общения проявляется при взаимодействии с людьми, имеющими интеллектуальные, сенсорные и другие нарушения в развитии. Одним из примеров, характеризующих качественно своеобразное протекание данного процесса, является общение с лицами, имеющими снижение слуха. Более того, общение именно с детьми с нарушением слуха вызывает наибольший интерес у студентов и в то же время наибольшие трудности.

Согласно теоретическим данным (И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозовой, Т.В. Розановой, И.В. Цукерман, Э.А. Вийтар, Т.Г. Богдановой и др.) у лиц названной категории отмечается избирательная потребность в общении, которая опосредована спецификой нарушения, а, следовательно, и выбранными средствами общения.

Своеобразие контакта слышащего человека с человеком, имеющим снижение слуха заключается не только в средствах передачи информации, но и в специфике восприятия глухим (слабослышащим) человеком партнера по общению, что определяется критерием «наличие / отсутствие нарушения слуха».

Многие студенты, как и большинство слышащих людей, не владеющих жестовым языком, испытывают опасения быть непринятыми и непонятыми неслышащими людьми.

Вступая в контакт со слышащим собеседником, незнающим специфических средств общения, человек с нарушением слуха часто испытывает нежелание подобного взаимодействия. Люди с нарушением слуха предпочитают поддерживать отношения с представителями своей группы, т.е. с неслышащими. Часто это проявляется в обострении «Мы-чувства», которое заключается в дифференциации своей группы неслышащих от группы слышащих людей. Примерами этого служат проявления группового фаворитизма, заключающиеся в обозначении неслышащими своей группы как «Мы», «Наши», «Свои» и слышащих людей как «Они», «Чужие» и пр. Данные особенности имеют место уже в дошкольном возрасте и обостряются при осознавании собственного дефекта. Это, в свою очередь, объясняет настороженное отношение неслышащих людей к слышащим.

Анализируя характерные лицам с нарушениями слуха особенности психического развития, личностной и эмоциональной сфер, а также наблюдения за процессом их общения, можно выявить специфические характеристики взаимодействия неслышащих между собой и со слышащими людьми.

Нарушение слуха естественным образом накладывает определенный отпечаток на развитие личности человека, его эмоциональной сферы. Прямым следствием нарушенного слуха является замедленный и возможно резко ограниченный ход речевого развития, отмечается недостаточная осведомленность о различных социальных сферах, узость познавательных интересов. В силу речевого недоразвития или отсутствия речи имеет место резкое сужение круга общения и ограничение диапазона социальных связей. Таким образом, слабослышащий (глухой) оказывается в специфических условиях жизнедеятельности в социальной среде. Более того, возможна недостаточная критичность самооценки и при этом повышенная требовательность и критика к другим, в частности к слышащим. Может иметь место и завышенность уровня притязаний, который не всегда соответствует возможностям неслышащего человека (речевым возможностям, возможностям слухового восприятия).

Соответственно возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающим людям и к самому себе, что, в свою очередь, определяет особенности процесса социальной перцепции. Характеризуя содержательную сторону эмоциональной сферы, важно отметить, что трудности зачастую возникают из-за недостаточного умения осознавать, обозначать свои и дифференцировать эмоциональные состояния других людей. В результате чего они не принимают во внимание уникальные личностные особенности, самооценку и эмоциональный фон партнера по общению. Т.Н. Прилепская отмечала определенные проблемы у глухих в формировании эмоционально-волевых процессов и качеств личности по причине трудности овладения речью и общения с окружающими. Наблюдается недостаток речевых средств для описания особенностей людей, их эмоциональных проявлений. Для детей характерны яркие, сильные, но не всегда разнообразные эмоциональные реакции.

У лиц с нарушением слуха нередко отмечается повышенная раздражительность, негативные аффективные реакции при возникновении коммуникативных трудностей. Затруднения в выражении своих желаний и чувств в общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений. Кроме того, людям с нарушениями слуха долгое время малознакомыми остаются социально-нравственные чувства.

В то же время у неслышащих в качестве компенсации недоступных средств общения проявляются значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, что широко используется в процессе межличностного общения и взаимодействия.

Люди с нарушением слуха обращают на себя внимание окружающих особенностями установления контакта и сложностью данного процесса, в связи с чем воспринимаются слышащими людьми недоступными или малодоступными для общения, а также нередко остаются непонятыми.

Тем не менее, есть люди, желающие поддерживать свободный контакт с неслышащими людьми.

Знание, понимание и принятие вышеуказанных особенностей личностной, эмоциональной, познавательных сфер человека со сниженным слухом позволяет студентам снимать барьер отношений, который складывается у неслышащих людей (по мнению неслышащих окружающие видят их особенность и на этой основе дополнительно ее подчеркивают).

Изучение студентами сурдопсихологии, а также выход в образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха дает опыт практического взаимодействия с такими людьми.

Для обеспечения конструктивного общения  с неслышащими важно не только знать их психологическую характеристику, но и закономерности процесса общения, а также возможные особенности протекания этого процесса у данной категории лиц.

Исходя из классического определения понятия общения, следует, что это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (группами), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий как минимум три аспекта: коммуникативный, интерактивный, перцептивный (Психологический словарь).

Ошибочным является представление о меньшей общительности людей с нарушением слуха. Люди данной категории также стремятся к установлению контакта с окружающими людьми. Однако, стоит отметить, что они стремятся к поддержанию контактов со слышащими людьми, владеющими жестовой или дактильной речью. Чаще подобные контакты носят ситуативный характер.

При изучении процесса общения лиц с нарушением слуха со слышащими явными становятся следующие особенности.

Для лиц с нарушением слуха характерно качественное своеобразие процесса кодирования и декодирования информации. Имеющиеся особенности познавательной сферы лиц с нарушением слуха накладывают отпечаток и на содержание сообщений. Можно говорить об особом содержании представлений и понятий лиц с нарушением слуха. Так, например, морально-этические представления соответствуют социальным критериям общества, однако, отличаются некоторой односторонностью, преимущественным преобладанием в использовании конкретных понятий и трудностями в оперировании абстрактными понятиями, что естественным образом сужает диапазон содержания сообщений между слышащим и неслышащим собеседниками.

Известным является тот факт, что для глухих людей жесты выступают в роли основного средства общения, согласно этому жестовый язык рассматривается как своеобразная лингвистическая система. Для слышащих же людей, учитывая их возможность устного общения, жесты являются лишь вспомогательным, сопровождающим средством общения. Используют невербальные средства  коммуникации все. Однако слышащий человек ориентируется, прежде всего, на слышимую звучащую речь, при этом жестам он не придает явного символического значения. В тоже время человек с нарушением слуха сознательно ориентирован на восприятие и переработку информации, представленной в жестовом виде.

Помимо этого присущие слышащим людям паралингвистические средства общения (ритмико-интонационные характеристики голоса, тембровая окраска и пр.) имеют качественные отличия у людей со сниженным слухом. Из-за ограниченного слухового восприятия недоступной является выразительная сторона речи говорящего человека, что отражается на формировании эмоционально-экспрессивной лексики. Эмоциональный опыт также недостаточен в силу ограничения интонационной коммуникации.

В силу обозначенных особенностей процесса коммуникации неслышащих наблюдаются трудности обратной связи. Затруднительным является как передача, так и получение обратной связи в ходе общения.

Своеобразие речевого развития лиц с нарушениями слуха значительно затрудняет вербализацию и осознание эмоциональных состояний, их дифференциацию и обобщение и, как следствие, межличностные отношения воспринимаются упрощенно.

Восприятие людей, социальных групп, как правило, сопровождается контрастностью оценок, некоторой категоричностью суждений. Это в еще большей степени затрудняет взаимодействие со слышащими людьми. 

Учет указанных особенностей в определенной мере позволит оптимизировать содержание и процесс общения слышащего и неслышащего собеседников.

По нашим наблюдениям отмечается возрастание интереса не только к изучению психологии лиц с нарушением слуха, но и желание прямого свободного контакта с этими людьми. В частности студенты, будущие дефектологи, обучающиеся на факультете Дошкольной и социальной педагогики и психологии, все больше проявляют активность и неподдельный интерес к взаимодействию с неслышащими детьми. Преодолев трудности контакта с детьми имеющими нарушения слуха, они смогут в дальнейшем поддерживать отношения и со взрослыми неслышащими людьми.

Компиляция теоретических знаний в области психологии общения, сурдопсихологии, а также овладение основами жестового языка позволит студентам успешно осуществлять контакт не только в профессиональном, но и личном общении с неслышащими людьми.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы конструктивного общения

Развитие коммуникативных навыков общения для повышения уровня воспитанности детей детского дома и их успешной социализации....

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

"Правила для общения с неслышащими обучающимися."

Презентация к выступлению по теме на МО учителей начальной школы и воспитателями ГПД....

Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.

Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики...