Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.
статья

Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipa.docx17.6 КБ
Файл realizatsiya_printsipa.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа формирование речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.

I.Значение работы над речью на уроках математики.

    Формирование речи является необходимым условием при изучении неслышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний.

    Успехи достигнутые в овладении речью и в усвоении математических знаний, содействуют развитию словесно-логического мышления неслышащих детей. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности в свою очередь оказывает влияние на формирование у глухих учащихся системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.

    Формирование речевого общения основывается на практическом овладении языком. Основной путь формирования речевого общения связан с деятельностью детей. При работе над речью исходным и ведущим принципом организации и отбора языкового материала является коммуникативный принцип, обязательно предполагающий осуществление смыслового подхода к материалу. Непринужденность устного общения позволяет использовать эмоциональные и другие средства.

    На уроках математики работа над речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. На уроке используются все возникающие ситуации общения и в них реализуются требования по развитию разговорной речи.

II.Классификация речевого материала.

    Весь речевой материал, с которым школьники встречаются в процессе изучения математики, условно можно разбить на две группы.

    К первой группе относится разговорная лексика, которая обслуживает организационные моменты на уроке. В её состав входят, прежде всего, слова и словосочетания, с помощью которых формулируются задания, направленные на организацию учебной деятельности детей. К этой же группе относится речевой материал, посредством которого дети сообщают учителю о выполнении работы и готовности к работе. Материал данной группы используется на всех уроках и поэтому не требует специальной работы на уроках математики. Необходимо только уделять внимание слуховому восприятию и правильному произношению слов, словосочетаний и предложений; вариативности речевого высказывания.

    Ко второй группе слов относятся те из них, с помощью которых учащимся передаются знания, строится объяснение учителя, формулируются задания в учебниках. Можно выделить несколько подгрупп данного речевого материала:

   -знакомые слова, используемые в неизвестном для учащихся значении. Например: «лежит», «принадлежит», «вершина», «корень», «построить», «разбить», «отложить», «площадь», «перенести», «привести», «отношение»; «минута» и «секунда» при измерении углов и многие другие. В математическом языке значение этих слов не совпадает с лексическим значением, известным детям.

   -слова и словосочетания, обозначающие математические понятия и термины. Например: «уравнение», «неравенство», «функция», «аргумент», «треугольник», «параллелограмм», «медиана», «биссектриса» и многие-многие другие.

    При выявлении значения данных слов, словосочетаний и предложений применяются следующие приемы:

   -замена слова другим словом или словосочетанием; поскольку не ко всякому слову можно подобрать соответствующую замену, чаще всего незнакомое слово заменяется таким синонимом, значение которого не полностью совпадает с заменяемым, а смысл слова-заменителя уточняется. Например: «построить» значит «начертить», «разбить» - «разделить на равные части»;

   -выполнение практического действия; этот прием используется, когда нет возможности подобрать наиболее подходящий синоним. Например: «перенести переменные в левую часть уравнения, а числа в правую». Выполнение данного задания объясняется с помощью практических действий;

   - демонстрация чертежа; данный прием часто используется при  объяснении геометрического материала. Например: при изучение видов треугольника демонстрируются чертежи «остроугольного треугольника», «прямоугольного треугольника», «тупоугольного треугольника», «равнобедренного треугольника», «равностороннего треугольника»;

   -объяснение применяется, когда не может быть использован ни один из выше перечисленных способов. Например: «Функция – это зависимость одной переменной от другой». При этом показывается изменение значения одной величины от изменения другой:  изменение площади квадрата в зависимости от изменения  длины стороны квадрата; изменение расстояния, пройденного автомобилем, в зависимости от времени. Для конкретизации данного понятия применяются схемы, диаграммы, графики.

III.Особенности работы над развитием речи на уроках математики в старших классах.

    Изучение систематических курсов алгебры и геометрии начинается в старших классах, поэтому дети приходят с уже определенным словарным запасом и знанием грамматических форм. В зависимости от речевого развития учащихся при работе над речевым материалом можно вычленить следующие проблемы:

   -разный уровень слухового восприятия знакомого речевого материала: в одном классе на организационные моменты тратится минимум времени, в другом приходится повторять фразы несколько раз; у одних учащихся усвоение новых слов на слух происходит после однократного повторения, другие не воспринимают фразу или слово и после многократных повторений;

   -разный уровень произносительной стороны речи;

   -перенос известного детям значения слова на математический термин или понятие, что часто приводит к искажению и неправильному пониманию, например: отношение в математике – отношение между людьми; корень в математике – корень в природе; квадрат в геометрии – квадрат числа в алгебре;

   -употребление схожих по произношению слов, выученных на других уроках: аргентум в химии и аргумент в алгебре;

   -трудности в понимании сложных конструкций, например: квадрат суммы – сумма квадратов и другие.

    При работе над разговорной речью в старших классах используется ситуативность. Ситуации общения, возникающие на уроке, можно разбить на две группы: те, которые естественно возникают в процессе общения и те, которые преднамеренно создаются педагогом.

    Начало урока:

    Естественная ситуация.

-Сегодня на уроке понадобятся циркуль и транспортир.

-У меня нет циркуля. Дайте мне, пожалуйста, циркуль!

-Вася, предай циркуль Насте!

-Настя, возьми циркуль!

-Спасибо!

    Созданная ситуация.

-Света, поинтересуйся у Валеры, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Валера, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Мы изучали «Умножение одночлена на многочлен».

-Хорошо! Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему урока!

(Темы урока на доске нет.)

-Михаил Александрович! Какая тема урока?

-Тема урока: «Умножение многочлена на многочлен».

    Особое внимание при работе по развитию разговорной речи в старших классах необходимо уделять развитию вариативности речи. Для этого используются побуждения:

-Скажи по-другому!

-Как можно сказать по-другому?

-Запиши задание по-другому!

-Ответь другими словами!

    Работа по развитию речи на уроках математики в старших классах позволяет учащимся более успешно осваивать сам математический материал, содействует их словесно-логическому мышлению.

IV.Особенности работы над развитием речи на уроках математики в специальных классах.

    Работа над развитием речи на уроках математики в специальных классах по приемам и методам работы качественно не отличается от работы в других классах. Но объемы применения того или иного метода не совпадают.

    Разговорная речь присутствует в уменьшенных масштабах. Практически отсутствует вариативность. Некоторые учащиеся до конца обучения так и не могут пользоваться разговорными фразами.  Разговорная речь в естественных ситуациях практически невозможна. В созданных ситуациях, после долго обучения, некоторые ученики начинают пользоваться заученными штампами.

    Математические понятия формируются на интуитивном уровне. Определения и термины детям не даются.

    Основными приемами объяснения значения слова являются выполнение практического действия и показ предмета или картинки.

    Самую большую трудность вызывают текстовые задания, так как часто дети не понимают не только грамматических отношений между словами в предложении, но и значения самих слов.

    Если работа ведется систематически, то можно добиться определенных успехов в развитии речи учащихся специальных классов.

V.Заключение.

Таким образом реализация принципа формирования речевого общения как основы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха и речи на уроках математики способствует, параллельно с овладением математическими знаниями, умениями и навыками, развитию социальной адаптации и коммуникации учащихся.



Предварительный просмотр:

Реализация принципа формирование речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.

I.Значение работы над речью на уроках математики.

    Формирование речи является необходимым условием при изучении неслышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний.

    Успехи достигнутые в овладении речью и в усвоении математических знаний, содействуют развитию словесно-логического мышления неслышащих детей. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности в свою очередь оказывает влияние на формирование у глухих учащихся системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.

    Формирование речевого общения основывается на практическом овладении языком. Основной путь формирования речевого общения связан с деятельностью детей. При работе над речью исходным и ведущим принципом организации и отбора языкового материала является коммуникативный принцип, обязательно предполагающий осуществление смыслового подхода к материалу. Непринужденность устного общения позволяет использовать эмоциональные и другие средства.

    На уроках математики работа над речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. На уроке используются все возникающие ситуации общения и в них реализуются требования по развитию разговорной речи.

II.Классификация речевого материала.

    Весь речевой материал, с которым школьники встречаются в процессе изучения математики, условно можно разбить на две группы.

    К первой группе относится разговорная лексика, которая обслуживает организационные моменты на уроке. В её состав входят, прежде всего, слова и словосочетания, с помощью которых формулируются задания, направленные на организацию учебной деятельности детей. К этой же группе относится речевой материал, посредством которого дети сообщают учителю о выполнении работы и готовности к работе. Материал данной группы используется на всех уроках и поэтому не требует специальной работы на уроках математики. Необходимо только уделять внимание слуховому восприятию и правильному произношению слов, словосочетаний и предложений; вариативности речевого высказывания.

    Ко второй группе слов относятся те из них, с помощью которых учащимся передаются знания, строится объяснение учителя, формулируются задания в учебниках. Можно выделить несколько подгрупп данного речевого материала:

   -знакомые слова, используемые в неизвестном для учащихся значении. Например: «лежит», «принадлежит», «вершина», «корень», «построить», «разбить», «отложить», «площадь», «перенести», «привести», «отношение»; «минута» и «секунда» при измерении углов и многие другие. В математическом языке значение этих слов не совпадает с лексическим значением, известным детям.

   -слова и словосочетания, обозначающие математические понятия и термины. Например: «уравнение», «неравенство», «функция», «аргумент», «треугольник», «параллелограмм», «медиана», «биссектриса» и многие-многие другие.

    При выявлении значения данных слов, словосочетаний и предложений применяются следующие приемы:

   -замена слова другим словом или словосочетанием; поскольку не ко всякому слову можно подобрать соответствующую замену, чаще всего незнакомое слово заменяется таким синонимом, значение которого не полностью совпадает с заменяемым, а смысл слова-заменителя уточняется. Например: «построить» значит «начертить», «разбить» - «разделить на равные части»;

   -выполнение практического действия; этот прием используется, когда нет возможности подобрать наиболее подходящий синоним. Например: «перенести переменные в левую часть уравнения, а числа в правую». Выполнение данного задания объясняется с помощью практических действий;

   - демонстрация чертежа; данный прием часто используется при  объяснении геометрического материала. Например: при изучение видов треугольника демонстрируются чертежи «остроугольного треугольника», «прямоугольного треугольника», «тупоугольного треугольника», «равнобедренного треугольника», «равностороннего треугольника»;

   -объяснение применяется, когда не может быть использован ни один из выше перечисленных способов. Например: «Функция – это зависимость одной переменной от другой». При этом показывается изменение значения одной величины от изменения другой:  изменение площади квадрата в зависимости от изменения  длины стороны квадрата; изменение расстояния, пройденного автомобилем, в зависимости от времени. Для конкретизации данного понятия применяются схемы, диаграммы, графики.

III.Особенности работы над развитием речи на уроках математики в старших классах.

    Изучение систематических курсов алгебры и геометрии начинается в старших классах, поэтому дети приходят с уже определенным словарным запасом и знанием грамматических форм. В зависимости от речевого развития учащихся при работе над речевым материалом можно вычленить следующие проблемы:

   -разный уровень слухового восприятия знакомого речевого материала: в одном классе на организационные моменты тратится минимум времени, в другом приходится повторять фразы несколько раз; у одних учащихся усвоение новых слов на слух происходит после однократного повторения, другие не воспринимают фразу или слово и после многократных повторений;

   -разный уровень произносительной стороны речи;

   -перенос известного детям значения слова на математический термин или понятие, что часто приводит к искажению и неправильному пониманию, например: отношение в математике – отношение между людьми; корень в математике – корень в природе; квадрат в геометрии – квадрат числа в алгебре;

   -употребление схожих по произношению слов, выученных на других уроках: аргентум в химии и аргумент в алгебре;

   -трудности в понимании сложных конструкций, например: квадрат суммы – сумма квадратов и другие.

    При работе над разговорной речью в старших классах используется ситуативность. Ситуации общения, возникающие на уроке, можно разбить на две группы: те, которые естественно возникают в процессе общения и те, которые преднамеренно создаются педагогом.

    Начало урока:

    Естественная ситуация.

-Сегодня на уроке понадобятся циркуль и транспортир.

-У меня нет циркуля. Дайте мне, пожалуйста, циркуль!

-Вася, предай циркуль Насте!

-Настя, возьми циркуль!

-Спасибо!

    Созданная ситуация.

-Света, поинтересуйся у Валеры, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Валера, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Мы изучали «Умножение одночлена на многочлен».

-Хорошо! Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему урока!

(Темы урока на доске нет.)

-Михаил Александрович! Какая тема урока?

-Тема урока: «Умножение многочлена на многочлен».

    Особое внимание при работе по развитию разговорной речи в старших классах необходимо уделять развитию вариативности речи. Для этого используются побуждения:

-Скажи по-другому!

-Как можно сказать по-другому?

-Запиши задание по-другому!

-Ответь другими словами!

    Работа по развитию речи на уроках математики в старших классах позволяет учащимся более успешно осваивать сам математический материал, содействует их словесно-логическому мышлению.

IV.Особенности работы над развитием речи на уроках математики в специальных классах.

    Работа над развитием речи на уроках математики в специальных классах по приемам и методам работы качественно не отличается от работы в других классах. Но объемы применения того или иного метода не совпадают.

    Разговорная речь присутствует в уменьшенных масштабах. Практически отсутствует вариативность. Некоторые учащиеся до конца обучения так и не могут пользоваться разговорными фразами.  Разговорная речь в естественных ситуациях практически невозможна. В созданных ситуациях, после долго обучения, некоторые ученики начинают пользоваться заученными штампами.

    Математические понятия формируются на интуитивном уровне. Определения и термины детям не даются.

    Основными приемами объяснения значения слова являются выполнение практического действия и показ предмета или картинки.

    Самую большую трудность вызывают текстовые задания, так как часто дети не понимают не только грамматических отношений между словами в предложении, но и значения самих слов.

    Если работа ведется систематически, то можно добиться определенных успехов в развитии речи учащихся специальных классов.

V.Заключение.

Таким образом реализация принципа формирования речевого общения как основы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха и речи на уроках математики способствует, параллельно с овладением математическими знаниями, умениями и навыками, развитию социальной адаптации и коммуникации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики

Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...

Формирование логических умений у неслышащих учащихся на уроках математики.

Рассматриваются методы и приемы формирования логических умений на уроках математики у неслышащих учащихся в старших классах....

«Формирование личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

В статье рассмотриваются приёмы формирования личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочное время...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках математики в условиях пенитенциарной школы

Дайджест выступления учителя математики в ИК-43 Кирсанова С.Г. на методическом семинаре школы, посвящённом обмену практическим опытом в формировании УУД учащихся....