УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
классный час по психологии (9 класс) по теме
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающим людям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_9_klassa.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1»
Тренинговое занятие
Уважительные отношения
в общении с разными людьми
Подготовила
педагог-психолог
Василенко В.А.
2012 г.
Уважительные отношения в общении с разными людьми
Цели: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.
Воспитание толе рантности, уважительного отношения к окружающим людям
Материалы: презентация к занятию, эпизод рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» по ролям. Роли исполняют мама и сын (или фрагмент к/ф «Ты есть» реж. Вл. Макеранец ).
А) мел, мяч
Б) бланки для заполнения (на каждый стол по одному), лист А4 (в форме цветка) на каждого
В) смайлики по количеству участников (по 6 красных, желтых, оранжевых, зеленых)
Г) на доске рефлексия.
Д) карточки с надписями (мама; друг; младший брат, сестра; старший брат, сестра; учитель; директор школы; классный руководитель; бабушка, дедушка)
Ход занятия
Столы (4 стола, по 6 стульев) расставлены по кругу, соединены по 2.
Учащиеся встают в круг.
- Ритуал приветствия.
Разминка.
1. Упражнение «Чем мы похожи»
- Мы с вами встали в круг, так как круг это символ открытости, чистоты намерений, сплоченности. А чтобы быть сплоченными ответьте мне на вопрос: мы с вами одинаковые или нет?
- Оказывается, мы очень похожи, и не только внешне, но и по характеру. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и говорить, чем похожи. Игра начинается.
2. На столе лежат смайлики. Каждый учащийся должен взять 1 понравившийся смайлик (они разные по цвету) и сесть в ту команду, где на столе лежит какой смайлик.
Правила поведения в группе
- Доверительный, доброжелательный стиль общения;
- Необходимо слушать друг друга (говорим по одному);
- Недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал…, Я считаю, что …. не работал на занятии…»;
- Активное участие во всех упражнениях;
II. Основная часть.
- Мотивационный блок.
1. Учащимся зачитывается воспоминание Василий Александрович Сухомлинского: «Я никогда не испытывал разочарование в людях потому, что всегда в них искал такие черты, которые вызывают уваже ние. При этом я всегда находил повод для уважения человека больше, чем ожидал вначале».
- О чем идет речь в высказывании?
- А когда возникает уважение, когда мы молчим или говорим?
- А уважение к кому? К близким людям? (к разным людям)
Поэтому тема занятия «Уважительные отношения в общении с разными людьми».
- Мозговой штурм «Уважение»
Вопросы учащимся:
- Как вы понимаете уважение?
- В каких случаях можно сказать, что этот человек вызывает уважение?
- Какими качествами должны обладать люди достойные уважения?
3. Просмотр фрагмента кинофильма «Ты есть» реж. Вл. Макеранец
Беседа по фрагменту фильма.
- Что здесь произошло?
- Какие качества демонстрирует сын? (эгоизм, высокомерие, малодушие)
- Мы видим ли здесь уважение? Почему нет?
- Какая ключевая фраза была произнесена сыном, говорящая о неуважении? (Ты бы все испортила)
4. Работа в группах. На столах лежат бланки, в которых написаны фразы, эти фразы нужно закончить.
• Я считаю, что уважение - это...
• Человек достоин уважения, если он...
• Я уважаю людей, которые...
• Я не уважаю людей, которые...
5. Обсуждение по группам. Почему именно так.
Подведение итогов.
- Информационный блок.
Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим че ловека, несмотря на его недостатки. Даже, если человек не согласен с на шим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.
Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку, даже в слу чае совершения им ошибок.
Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Именно когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, его одежда, поведение. Однако, есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.
Первое - это терпимость.
Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспо койству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к че ловеческой боли и страданиям.
Второе - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.
Третье - размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.
4. Игровой блок. Игра «Цветок-уважения».
Каждый ученик пишет на сердцевине свое имя и передает другому, который на лепестке пишем, за что уважаешь этого человека и лепесток загибает. В конце человек получает «Цветок» уважение.
Учащиеся анализируют каждую игру, начиная свой ответ следующими предложениями:
1. Мне было легко, потому что...
2. Мне было трудно, потому что...
3. Убедительнее всех был..., потому что...
Игра «Телефонный разговор».
По желанию ребята приглашаются к воображаемому теле фону. Прежде чем они начнут говорить, им необходимо из вол шебной телефонной книги вытянуть номер телефона, по кото рому нужно позвонить.
На карточке написаны не номера телефонов, а имена людей, которым нужно срочно позвонить. Остальные учащиеся не зна ют, кому будет звонить ученик. Ученик не произносит ничего вслух. Ему разрешается жестикулировать, сидеть, ходить. Зада ча остальных - догадаться по жестам, мимике, поведению, кому звонит ученик.
Предполагаемое телефонное сообщение:
• мама;
• друг;
• младший брат, сестра;
• старший брат, сестра;
• учитель;
• директор школы;
• классный руководитель;
• бабушка, дедушка.
Упражнение «Узкий мост»
На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором (не очень широком, почти узком) расстоянии друг от друга. Это будет «мост». Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста. Для этого участники игры-упражнения должны суметь договориться, как и каким способом, они будут это делать (с применением силы, уговоров, слез и т.п).
Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Группа наблюдает за тем, как каждый из участников будет пытаться решить поставленную задачу - сможет ли вежливо убедить другого в необходимости уступить место или столкнет. Обсуждается эффективность действий каждого из участников.
5. Информационный блок.
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам не приятны и не вызывают у нас симпатии. Однако, такое общение не толь ко неизбежно, но оно может быть плодотворным и полезным.
Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся пре зидент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.
В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, реши тельным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать свое, негативное от ношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он су мел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его ад министрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние ми нуты своей жизни, когда он был смертельно ранен.
- Какие способы уважения воспитал в себе Авраам Линкольн? (терпение, находился на одной волне со свои оппонентом, думал, что о нем думают другие)
- Какой мы сделает вывод?
Вывод. Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти точек сопри косновения с нами. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаемся.
Рефлексия занятия.
Поместить свой смайлик на доску, где фотографии природы:
- Если бушующее море – Это значит, занятие вызвало массу чувств эмоций, вы по-другому стали относится к людях.
- Если вы поставите на водопад, вы это знали, но не всегда применяли, но теперь вы полученные знания будете использовать в общении с людьми
- Если поставите на тихое, спокойное море, значит вам это все известно, но у вас имеется своя точка зрения и вы ее не поменяете.
Мама |
Друг |
младший брат, сестра |
старший брат, сестра |
учитель |
директор школы |
классный руководитель |
бабушка, дедушка |
Я считаю, что уважение - это... |
• Человек достоин уважения, если он... |
• Я уважаю людей, которые... |
• Я не уважаю людей, которые... |
Я считаю, что уважение - это... |
• Человек достоин уважения, если он... |
• Я уважаю людей, которые... |
• Я не уважаю людей, которые... |
Я считаю, что уважение - это... |
• Человек достоин уважения, если он... |
• Я уважаю людей, которые... |
• Я не уважаю людей, которые... |
Я считаю, что уважение - это... |
• Человек достоин уважения, если он... |
• Я уважаю людей, которые... |
• Я не уважаю людей, которые... |
Я считаю, что уважение - это... |
• Человек достоин уважения, если он... |
• Я уважаю людей, которые... |
• Я не уважаю людей, которые... |
Мои впечатления о семинаре
- Что для вас показалось интересным?_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы себе возьмете для практики? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ваши рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пожелания
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления о семинаре
- Что для вас показалось интересным?_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы себе возьмете для практики? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ваши рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пожелания
_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности, роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...
Возможности поисково-иследовательской деятельности в формировании уважительного отношения к исторической памяти малой родины
Представлен опыт работы по организации индивидуальной поддержки школьников в гражданском самоопределении через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность....
Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале
Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери. По моему, человек, любящий и уважающий с...
Роль классного руководителя в воспитании уважительного отношения к своему здоровью.
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...