Логопедическое занятие по теме "Антонимы"
план-конспект на тему
Конспект группового логопедического занятия по теме "Антонимы" Закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое
логопедическое
занятие
на тему «Антонимы»
Составила: учитель-логопед
МБОУ «Школа-интернат № 9» г.Сарова
Егорова Е.Ю.
Тема.Антонимы.
Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи.
Задачи:
Обучающие и коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас;
- развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно- образное мышление;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- закреплять навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов;
- совершенствовать навыки построения предложений из слов, данных в начальной форме;
- совершенствовать навыки правильного чтения и письма;
- закреплять навыки контроля за собственной речью.
Воспитательные:
- воспитывать умение адекватно принимать установленные учителем правила и выполнять их;
- воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки в коллективной деятельности;
- стимулировать учащихся к результативной деятельности через похвалу и поощрение;
- способствовать рабочему настроению учащихся;
- развивать коммуникативную сторону речи;
- соблюдать здоровьеохранительный режим обучения.
Оборудование:
- предметные и сюжетные картинки по теме;
- пазлы из дидактической игры «Противоположности»;
- карточки и плакаты со словарным материалом, заданиями;
- кроссворд;
- цветные магниты.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
I.Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой занятия.
2. Работа с таблицей.
3. Отгадывание загадок.
4. Редактирование предложений.
5. Составление предложений.
6. Физкультминутка.
7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.
8. Игра «Плюс-Минус».
9. Заполнение кроссворда.
10.Игра «Найди пару».
10. Игра «Наоборот».
III. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Надеюсь, что вы покажите им хорошие знания и поведение. Давайте настроимся на работу, вспомним наше основное правило:
Кто хочет разговаривать,
Тот будет выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
(чтение по таблице хором)
II. Основная часть.
1.Знакомство с темой занятия.
К нам в гости приехали Антон и Антонина (Демонстрация иллюстрации).
Посмотрите, кто они? (мальчик и девочка)
Как вы думаете, девочки отличаются от мальчиков?
Антон и Антонина тоже очень разные дети. Я думаю, что нам интересно будет поближе с ними познакомиться. Дело в том, что я знаю только Антонину. Помогите мне побольше узнать об Антоне.
Антонина высокого роста, а Антон … (низкого).
У Антонины тёмные волосы, а у Антона … (светлые).
Тоня видит хорошо, Антоша … (плохо).
( Логопед: «Почему вы так думаете?» Дети: «Он носит очки»)
Антонина просыпается рано, а Антон … (поздно).
Утром Тоня пьёт чай горячий, а Тоша молоко … (холодное).
Антонина болеет редко, а Антон … (часто).
Тоня сильная, а Антоша …. (слабый).
Антонина любит трудиться, а Антон … (отдыхать).
У Тони много друзей, а у Тоши … (мало).
Мы познакомились с ребятами. Они живут в стране Наоборот. А сейчас они нас приглашают к себе в гости. Выполняя задания жителей страны Наоборот, мы много узнаем о словах-антонимах (словах, противоположных по значению).
2. Работа с таблицей.
- Подберите антоним к каждому слову (работа с магнитами).
- Какие слова остались без пары? Назовите антонимы к данным словам.
бледный съедобный вежливый
поздний трусливый сырой
близкий длинный передний
храбрый ранний румяный
полезный короткий дорогой
грубый дешёвый ядовитый
вредный стройный далёкий
Знакомство с антонимом слова «стройный» - « сутулый» (показ пары картинок
(мальчик стройный - мальчик сутулый), объяснение значения слов-антонимов).
3. Отгадывание загадок.
Учащиеся сами читают загадки на карточках, находят в тексте и называют
слова-антонимы и отгадку.
Толстым в школу я хожу,
Летом тоненький лежу.
Детям нужно отдыхать,
Вот и мне пора поспать. (портфель)
Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сладкого вагон,
Чтоб с улыбкой съесть … (лимон)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
Звёзды яркие сверкают…
Как его мы называем? (небо)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушёная в запас
Как лекарство, лечит нас (малина)
Он – недели день последний,
Он – всеобщий выходной.
Хоть он зимний,
Хоть он летний,
Он коротенький такой. (воскресенье)
Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
И всё же очень-очень
Они ребятам нравятся.
Лесные ли , болотные,
Зовём мы их … (животные)
На ночь два оконца
Сами закрываются
А с восходом солнца
Сами открываются,
Потому что люди
Утром просыпаются. (глаза)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
4. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений.
- Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений.
1 вариант.
Моя младшая сестра Оля учится в школе очень плохо.
2 вариант.
Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин.
Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем редактированных.
5. Составление предложений.
Учащимся предлагается составить предложения из слов, данных в начальной форме. Слова располагаются на доске. По мере составления учащимися предложений логопед переворачивает таблички (открывает правильный вариант).
(сначала логопед помогает определить первое слово в предложении и направляет учащихся вопросом «что делает?»).
1 вариант. широкий, мама, юбка, Рита, шить, для.
2. вариант. горячий, в, Витя, налить, молоко, чашка.
Детям предлагается найти в предложениях слова, обозначающие признаки предметов, подобрать к ним антонимы и составить с ними предложения.
6. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,
Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,
Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).
Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.
Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).
А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.
Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!
6. Звукобуквенный анализ слов.
Работа с цветными магнитами и настенной азбукой.
-В этом слове 8 букв.
-Четвёртый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «ровный». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «р»). А последний звук совпадает с последним звуком слова-антонима («кривой»). Какой буквой обозначим этот звук? ( буквой «й»).
Первый звук в этом слове такой же, как первый звук в слове «зло». Какой буквой обозначим этот звук? (буквой «з»). А второй звук такой же, как первый звук слова-антонима («добро»).
- Догадались, что это за слово? Так называют человека, когда он хорошо себя чувствует и у него нет температуры («здоровый»).
- Подберите антоним к этому слову («больной»).
Сравнение двух слов-антонимов (звуко-буквенный и слоговой анализ, составление слого-ритмических схем).
7. Работа с парой антонимов.
Вставить в текст пропущенные слова «сегодня»- «завтра» и «враг»-«друг» в соответствии со смыслом высказывания.
«… поучусь, а …. погуляю,» - говорит ленивый.
« … погуляю, а … поучусь,» - говорит прилежный.
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я …., а деревьям … . (дятел)
8. Игра «Плюс-Минус».
Редактирование предложений. Работа по индивидуальным карточкам.
Оценка правильности предложений (отметка «+» и «-»), чтение сначала правильных вариантов, а затем неправильных вариантов с исправлением.
1 вариант.
Куст высокий, а дерево низкое. | |
Камень лёгкий, а пух тяжёлый. | |
Днём светло, а ночью темно. | |
В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю. | |
Весёлые люди плачут, а грустные смеются. | |
Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно. |
2 вариант.
Река узкая, а ручей широкий. | |
Дедушка молодой, а внук старый. | |
Работать тяжело, а отдыхать легко. | |
Неделя начинается воскресеньем, а заканчивается понедельником. | |
Смех громкий , а шёпот тихий. | |
Переходя улицу, смотри сначала налево, а потом направо. |
9. Заполнение кроссворда.
н | ж | |||||||||
п | р | о | х | л | а | д | а | |||
т | л | ч | р | |||||||
з | и | м | а | ь | а | |||||
ш | ч | |||||||||
и | ||||||||||
н | ||||||||||
а |
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
Я антоним к слову «холод».
В речке все – и стар, и молод,
Меня любит детвора,
Потому что я … (жара).
Я антоним к слову «день».
Всем давно трудиться лень.
И игрушки тоже прочь,
Спать пора. Пришла уж … (ночь).
Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач)
Я антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишина).
10. Игра «Найди пару». Работа с пазлами.
Учащимся предлагаются сюжетные пазлы из игры «Противоположности». Они должны найти подходящую (противоположную) пару пазлов и составить к ней предложение-подпись ( типа «Витя разжигает костёр, а Толя тушит»).
11. Игра «Наоборот»
Вот и нам пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … . (низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … . (близко)
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь … . (пол)
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты … . (нашёл)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … . (храбрец)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай … . (конец)
III. Итог занятия.
-Вот и наше занятие закончилось . Антон и Антонина считают, что вы не зря побывали в Стране Наоборот, многому научились.
- Ребята, так кто же живёт в Стране Наоборот? (слова-антонимы). Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...