Тематическое планирование логопедических занятий 2-3 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Тематическое планирование логопедических занятий 2-3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_logopedicheskih_zanyatiy_2-3_klass.docx | 65.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ
2-3-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НВОНР
№ | Тема урока | Содержание по темам | КоЛ-ВО Часов ДАТА | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
Виды фонетико- фонематического анализа и синтеза | Развитое лексико- грамматической стороны речи | Развитие связной речи | ||||
Раздел I. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений | Должны: - уметь, не отвлекаясь, слышать и слушать учителя-логопеда - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме; - отвечать на вопросы простыми предложениями; - иметь элементарные оптико-пространственные и временные представления. | |||||
1 | Орг. занятие | Знакомство детей с логопедическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями | 1ч | |||
2 | Уточнение и развитие пространственных представлен | Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Уточнение семантического значения предлогов и их адекватное использование. Расширение и активизация лексического запаса на данную тему | 2ч | |||
3 | Уточнение и развитие временных отношений | Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели…. Активизация и обобщение словаря словами, относящимися ко времени: суток, год, век, эпоха. Анализ сказки «Старик-годовик». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок» | 1ч | |||
Раздел II. Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||||||
1 | Речь. Предложение. | Выделение из речи предложений. Составление схем к предложению. | Большая буква вначале предложения. Точка в конце предложения. | Составление предложений по предметным картинкам. | 1ч | Дети должны уметь: - разграничивать понятия речевые и неречевые звуки; - различать по акустическим и моторным признакам: гласные звуки от согласных, твёрдые согласные от мягких, звонкие от глухих; - называть звуки из которых состоит слово (гласные: ударный - безударный согласные: звонкие -глухие, твёрдые - мягкие); - не смешивать понятия «звук» и «буква»; - определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов и звуков в слове; - определять границы предложения и слова; - уметь передать выразительным чтением различные по интонации и цели высказывания предложения и ставить необходимые пункт.знаки в конце предложения при письме;
-делить слова на слоги, ставить ударение; - владеть правилами переноса слов; - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме; - целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда; - умение отвечать на вопросы в точном соответствии с заданием; - умение работать в заданном темпе.
У учащихся должны быть сформированы: - понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога; - первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога, звука. - наблюдательность к языковым явлениям; - определённые навыки учебной деятельности. |
2 | Предложение Слово. | Определение количества слов в предложении. | Грамматическое оформление предложения. | Отграничение предложений в сплошном (слепом) тексте. Виды предложений по интонации и цели высказывания | 1ч | |
3 | Слово. Слог. | Выделение гласного из слога. | Слогообразующая роль гласных. Правила переноса. Активизация и обогащение словаря по теме: «Животные» | Составление и чтение предложений различных по интонации и цели высказывания | 1ч | |
4 | Неречевые и речевые звуки. Органы речи. | Дифференциация речевых и неречевых звуков. (Игра «Что звучит»). Звукобуквенный анализ. | Графическая схема звуков. Алфавит. | Чтение «Забавная азбука» (буква потерялась). | 1ч | |
5 | Звуки речи. | Классификация звуков. Артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных. Слияние звуков. | Графическая схема звуков. Их цветовое обозначение | Беседа по прослушанной сказке «Сказке о гласных и согласных звуках». | 1ч | |
6 | Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. | Выделение гласного звука в слове | Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались Ударение. | Составление предложений по сюжетным картинкам со словами данными вразброс, но в правильной форме | 1ч | |
Ударение. | Делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах | Понятия: ударный и безударный слоги. Смыслоразличительная роль ударения. | Значения слов, отличающихся ударением (кружки - кружки), составление предложений с ними. | 1ч | ||
7 | Звук и буква У | Звукобуквенный анализ: УТКА. Определение количества звуков и букв. | Различия в написании Письменных букв Игровое упражнение «Буква потерялась»: СУП -С...П. | Закончи предложения Словами со звуком у: В комнате летает... (муха). У ребёнка болит ...(ухо). | 1ч | |
8 | Звук и буква О. | Звукобуквенный анализ: осы Определение количества Звуков и букв. | Различия в написании Письменных букв роса – росы; коса - косы Безударная О. | Составить предложение По сюжетной картинке. | 1ч | |
9 | Дифференциа-ция О-У. | Выделение звуков в ударной и безударной позиции. Цифровой ряд: Слух, куст, круги, Кожура, стрекочут. | Слова-паронимы: гол-гул, ход-худ, сок-сук, сток-стук, точка-тучка, стройка-струйка. Их Семантическое значение. | Составление предложения со словами стройка, струйка. | 1ч | |
10 | Гласные 2-го ряда. | Сравнение артикуляции: А-Я (йа), О-Е (йо), У-Ю (йу), Э-Е (йе). | Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. | Составление предложений со слова-ми мал-мял, мыл-мил. | 2ч | |
11 | Твердые и мягкие со- гласные. | Выделение t-t* в начале и в конце слова. Звукобуквенный анализ. | Игра «Назови мягкую пару» (Б-Б*, В-В* и т.д.). Парный слог ДА-ДЯ. Пр. употребления ед. и мн. ч. | Составление предложений из слов (См. карт.). | 1ч | |
12 | Твердые и мягкие со- гласные. | Звукобуквенный анализ ОСЕНЬ (кол-во букв и звуков). Игра «Найди слово в слове»: олень кони. | Обозначение мягкости согласных буквой Ь в конце слова. Активизировать словарь названием месяцев осени. Практическое употребление единственного и множественного числа. Слова- паронимы стал-сталь, был-быль | Дополни предложение словом (см.карт.). | 1ч | |
13 | Твердые и мягкие со- гласные. | Звукобуквенный анализ: ДЕНЬ (кол-во звуков и букв). | Обозначение мягкости согласных буквой Ь в середине слова. Практическое употребление единственного и множественного числа: день-деньки. Словообразование («Измени слово так, чтобы Ь был в середине»: встань-встаньте. «Назови свое имя ласково: Надя-Наденька. | Беседа по сказке про Ь (Ефименкова, стр. 158). | 1ч | |
14 | Разделительный Ь. | Отработка ня-нья, вю-вью. Деление слов на слоги: листья - ли-стья, вьюга - вью-га. | Практ. употребление слов с Ь во множественном числе: воробей-воробьи. Слова-антонимы: работа -безделье | Слепой текст «Осенью». | 1ч | |
15 | Разделительный Ь. | Дифференциация: смягчение, разделение. РУЖЬЕ - МАЛЬЧИК. | Практическое употребление множественного числа: сук - сучья. Практическое употребление притяжательных прилагательных: барсучья, волчья. Слова-синонимы: приятель -друг, горе-несчастье. | Составление предложений с притяжательными прилагательными. Составление предложений из слов: день, льет, целый, дождь. | 1ч | |
16 | Звонкие и глухие согласные. | Определение позиции звонких и глухих звуков. Выделение звонкого звука в начале слова. | Графическое изображение звонких и глухих согласных. | Простое нераспространенное предложение. Главные члены предложения. Распространение дополнением вин-го падежа. | 1ч | |
17 | Звуки п - п'. Буквы П,п. | Определение наличия звуков п (п*) в слове. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: плот, пила. | Буквы Пп. Чтение закрытого слога и односложного слова с t и t* согласным Пал - пил - пыл - пол -пул - пял – пел. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. | Совершенствовать умения и навыки в составлении предложений по картинке, типа, Петя заправляет постель. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п. |
18 | Звуки б -б'. Буквы Б, б. | Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: бант, бинт. Определение наличия звуков б (б*) в словах | Буква Б б Чтение с ускорением темпа, изменением последовательности и различны м ударением Ба - бо - бу Бо - ба - бу Бу - бо - ба | Составление предложения по картинке, типа, Боря рисует кораблик. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки б - б', выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б. |
19 | Различие звуков п - б (п' - б') | Различения по акустическим и моторным признакам в слогах, словах предложениях. Сравнить Палка Балка Чем похожи, чем отличаются? | Активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка. Лексическое значение слов-паронимов | Составление предложений со словами-паронимами по сюжетным картинкам. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
20 | Звуки ф - ф'. Буквы ф, Ф. | Определение наличия звуков Ф-Ф' в слове. Звуко- слоговой анализ: ФЛАГ, ФОКУС, ФИЛИН | Буква Ф ф. Упражнения с разрезной азбукой: АФ - ФА - ФЛА - ФЛАГ ИФ - ЛИФ - ЛИФТ ШАРФ - ШАРФЫ ШКАФ - ШКАФЫ ЖИРАФ – ЖИРАФЫ | Беседа государственном флаге Республики Татарстан. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф',-определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Ф, ф. |
21 | Звуки в - в'. Буквы В, в. | Помочь детям увидеть согласный звук В в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков В - В' в слове. 3вуко-слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ | Буква В в. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -УШК: СОВУШКА СОЛОВУШКА ЖУРАВУШКА и т.д. | Беседа (стр. 27, Конова-ленко-3) по рассказу Чарушина «Волчишко (стр. 84, Коноваленко -Зима) | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки в-в', определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в. |
22 | Различие звуков ф - в (ф' - в'). | Различение по акустическим и моторным признакам. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа, АЛФАВИТ. | Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ. | Составление предложения по сюжетной картинке: НА СТОЛЕ В ВАЗАХ ЛЕЖАТ КОНФЕТЫ И ВАФЛИ. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами ф,Ф. |
23 | Звуки Т- Т. Буква Т. | Звукобуквенный анализ слов» телега, тайна, Татарстан. Сказка про Тима и Тома. | Буква Т т. Различия в написании бук» Пп,Тт. Уточнение и развитие словаря по теме «Транспорт». | Какому транспорт-ному средству нужны эта колёса? (самолёту,самокату, телеге, тачке) Беседа: «Татарстан - республика в которой мы живём». | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки т -т', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Различать буквы, имеющие кинетическое сходство: п и т |
24 | Звуки Д-Д. Буква Д. | Звукобуквенный анализ слов: ДЕКАБРЬ, ДЫНЯ, ДЕДУШКА | Буква Д д. Различение букв Д-Б. Практическое написание непроизносимой согласной в середине и в конце слов. | Составление пред-ложений по сюжетной картинке: Дима делает зарядку. | 1чч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам зв. д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Различать буквы, имеющие кинет. сходство: д-б |
25 | Дифференциация Т-Д (Т-Д*) | Звукобуквенный анализ: том-дом, тачка-дачка. тень-день | Лексическое значение слов паронимов. | Составление предложений из слов со звуками Т, Д. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
27 | Звуки к - к'. Буквы к, К. | Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков к - к' и их позиции в слогах словах. Звукобук. анализ слов с данными звуками (Казань, Кама). | Составление цепочки слов коза - волк: Коза - поза - пола, Полк - волк Активизация словаря «Сказочные герои» Практическое употребле ние тв.п. ед.ч. «Кто между кем». Игровое упражнение. | Распространение предложения путем введения дополнения. Коля пишет буквы мелком. Продолжение цикла бесед о нашем крае. «Казань – столица нашей республики». | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. |
28 | Звуки г - г'. Буквы г, Г. | Согласные звуки г - г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях соотносить их с буквой. Определение наличия звука и его позиции в словах. Звуко-слоговой анализ слов: гимн герб флаг, пингвин, галстук. | Буква Г г Практическое употребление творительного падежа ед.ч. Игровое упр-е «Путешествие на поезде» (Кто с кем едет в одном вагоне). | Составление предложе- ний по картинкам и во- просам типа: Гвозди забивают молотком. Белье гладят утюгом. Грядки рыхлят граблями. Продолжение цикла бесед о нашем крае «Гимн, герб, флаг – символы Республики Татарстан». | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки г - г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. |
29 | Различие звуков к - г (к' - г') | Сравнительный звуко- буквенный и звуко- слоговой анализ слов типа: Кол – гол. Корка - горка | Определить лексическое значение слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка Выявить и расширить словарный запас детей по темам «Овощи», «Фрукты». | Добавление предложения по картинке: В землю вбили… В ворота забили…. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
30 | Звуки с - с'. Буквы с, С. | Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх,столб. Подбор слов к звуковым схемам | Активизировать и уточнять словарь словами по теме «Птицы». Игровое упражнение «Кто с кем» (мама с дочкой, девочка с мячом). Буквы С-с, сопоставление написания с-е. | Составление словосоче- таний с предлогом с. Графическая запись предлога с. | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). |
31 | Звуки з - з'. Буквы з, З. | 3вуко-буквенный анализ слов типа звонок, стрекоза. Звуко-слоговой анализ с определением места звука з: Зебра, обезьяна, козы, кузнечик. Подбор слов к звуковым схемам. | Буква 3 з. Сопоставление написания з, э. Активизация и уточнение словаря по теме «Животные». Понятие о непроизносимой согласной на конце слова. | Введение в предложения дополнения род.п. и предлога без «Кто без кого вышел на прогулку». | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки з - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; различать среди других букв (сопоставление написания з - э). |
32 | Различие звуков с - з (с' -з') | Находить предмет по данному слогу: сан, за, со (санки, замок, собака). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок. | Дидактическое. Упражнение «Прятки». Упражнять в применении правила о написании непроизносимой согласной на конце слова | Игровое упр-е «Кто с кем вышел на прогулку. Кто без кого вышел на прогулку». | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
33 | Звук ш. Буквы ш, Ш | Определять и выделять твёрдый звук ш в слогах, словах, предложениях соотносить с буквой | Образование слова путем добавления слога: шко…, шля... Буква Ш ш. Сопоставление ш, и. Образование слов из слова шоколадка. | Формирование умения выделять заданный звук в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихотворе-нии Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»). Введение в предложение союза а. (Летом шишки зеленые, а осенью коричневые) | 1ч | Уметь определять по акустическим . и моторным признакам звук ш; выделять его в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь различать буку ш среди других букв (сопоставление ш, и). |
34 | Звук ж. Буквы ж, Ж | Звукобуквенный анализ слов со звуком ж. Определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; | Превращение слова жир в слово нож, путём замены букв и слогов: жир – жар, ложа – ложка, ножка – нож. Сопоставление ж – х. Упражнения в закреплении изученного на уроках правила «жи, ши» | Составление предложений по картинке (Дежурная Женя положила на стол ложечки и ножи). | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь различать буку ж среди других букв (сопоставлять ж -х). |
35 | Различие звуков ш – ж | Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка. | Активизация словаря по теме «Одежда». Образование слов Р.п, мн. Числа. | Составление развёрнутого ответа на вопрос «В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш?». Почему. | 2ч. | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ш – ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. |
36 | Различие звуков з – ж | Различать по акустическим и моторным признакам звуки з - ж; определять и выделять их в слогах, словах, типа жал – зал. Чем похожи слова, чем отличаются. | Игровое упр-е «Буква потерялась». Железо - *еле*о | Составление предложе- ний со словами парони- мами по сюжетным картинкам. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки з- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. |
37 | Различие звуков с – ш | Графическое изображение звуков с – ш. Звуко-слоговая схема слова с написанием согласного с и ш слов типа: Саша, старушка. | Игровое упр-е «Буква потерялась» (Сушки - *у*ки.) | Введение в речь предлога от. Составление предложений типа: Груша от грушевого дерева. Слива от сливого дерева. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с – ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. |
38 | Звук ч. Букы ч, Ч. | Определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях Звуко-слоговой анализ слова типа пограничники. Звукобуквенный анализ ЧАЙКА- | Словообразование. «Измени слово так, чтобы появился звук Ч»: стул-стульчик, узор -узорчатый, мама-мамочка. Практическое написание чк, чн, чь. Сопоставление Ч-У | Закончить предложения: словами со звуком Ч. | 1ч | Уметь выделить по акустическим и моторным признакам звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой. |
39 | Звук щ. Буквы щ, Щ. | Определение позиции звука в словах: щенок, ящерица, плащ. Звуко-слоговой анализ данных слов. | Буква Щ щ. Сопоставление ш, щ. Игра «Измени слово так, чтобы появился звук Щ: комната - комнатища. Сравнение слов комната - комнатища. Какой слог добавили? Какое значение он придал слову? | Распространение предложений путём дополнения слов со звуком щ: У собаки маленький щенок У щуки маленький щуренок. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения различать буку щ среди других |
40 | Различие звуков ч - щ | Различение по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ . Продолжить формирование навыков звуко-слогового анализа на примере слов, типа: щучка. | Различение букв ч -щ. Активизации и уточнению словаря словами, типа чемодан –чемоданчик – чемоданище, волк – волчонок – волчище. Правило «Ча– ща», «Чу – щу». | Дополнить предложения словом со звуком ч (Я ищу … ключ, очки, ручку). | 2ч | Уметь различать по акустическим . и моторным признакам звуки ч - щ; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
41 | Звук ц. Буквы ц, Ц. | Определять звук ц по акустическим и моторным признакам Звуко-слоговой анализ слов типа: страница, сестрица, цыпленок, ящерица, цапля, курица | Буква Ц ц. Сопоставление ц, и. Активизация словаря по теме «Цирк» арена ,трибуна, канатоходец акробат, клоун, наездница, дрессировщица | Продолжить работу по формированию умений составлять предложения с опорой на схему по двум сюжетным картинкам из 3-х слов (Курица снесла яйц)о. | 1ч | Уметь выделить по акустическим и моторным признакам звук ц в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой, различать её среди других букв (сопоставление ц – и). |
42 | Различие звуков с - ц | Различение звуков с - ц по акустическим и моторным признакам в слогах, словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа: страница и звукобуквенный анализ на примере слов-паронимов, типа: цвет – свет. | Активизация словаря по теме «Птицы» (синица, цапля, скворец, курица, цыпленок, снегирь) | Продолжить формирование умений составлять предложения по картинке («Кого чем угощает Снегурочка». Синицу угощает салом. Зайца угощает капустой. Лисицу угощает холодцом.) | 2ч | Уметь различать по акуст. и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях.. |
43 | Различие звуков т - ц | Различение по акустическим и моторным признакам звуков т - ц. Звуко-слоговой анализ слов типа: цыплята, отец, птицы, цветы. | Способствовать активизации и уточнению словаря по теме «Детёныши животных» («У кого кто?» У курицы цыплята. У лисицы лисята.). | Составление предложе- ния по сюжетной картинке «Перелётные птицы улетают на юг». | 2ч | Уметь различать по акуст. и моторным признакам звуки т – ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. |
44 | Повторение | |||||
45 | Контрольный урок. | Диктант | 1ч |
II этап
№ | Тема урока | Содержание по темам | кол. часов | Требования к уровню подготовки учащихся | ||||
Виды фонетико- фонематического анализа и синтеза | Развитие лексико- грамматической стороны речи | Развитие связной речи | ||||||
Раздел III. Коррекционная работа на уровне слова | ||||||||
1 | Слово, обозначающее предмет | Подбор слов к звуковой схеме Чем отличаются схемы? | Вопрос к слову. Что это? Кто это? Почему поставили этот вопрос? Графическое изображение слова предмета ___Слово - часть предложения. | Разбор предложения: Дети насыпали корм птицам. Насыпали корм кому? (птицам). Насыпали когда? (зимой). Распростр. предл-я по вопросам. | 1ч | Дети должны уметь: - выделять из речи слова различных частей речи, ставить к ним вопрос; - правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций; - группировать языковой материал по заданным основаниям; - передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании. Должны иметь представления: - о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
-о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак | ||
2 | Слово, обозначающее предмет | Подбор слов к звуковой схеме Чем отличаются схемы? | Кто? Что? Цветное изображение слов, предметов. Игровое упражнение «Найди пару" | Картина «Зимние забавы». Сост. предложений про неживые предметы. «Настал морозный денек. Ярко светит солнце. Снег переливается разноц.огнями» | 1ч | |||
3 | Слово, обозначающее действие предмета. | Подбор слов к звуковой схеме | Что делает? Графическое изображение слова-действия: ====== | Подбор слов-действий к картинкам. Тает снег. Бегут ручьи. Появились проталины. Возвраща-ются птицы. Озаглав. текст. Пересказать его. | 1ч | |||
4 | Слово, обозначающее действие предмета. | Подбор слов к звуковой схеме | Активиз. и обогащение словаря по теме «Профессии». Что делает повар, ... Игр. упр-ие «Что лишнее» | Слепой текст. Найти конец предложения. | 1ч | |||
5 | Дифференциация предмет - действие. | Подбор слов к звуковой схеме | Графическое изображение слов - предметов и действий. Игра «Будь внимательнее». | Выделение слов из предложения. Рыба плавает. Солнце светит. Граф. диктант. | 1ч | |||
6 | Слово обозначающее признак предмета | Подбор слов к звуковой схеме СТРИЖ | Подбор слов признаков к предмету. Вопрос - какой? Игр.упр. «Кто больше увидит слов – признаков». | Распространение предложения путем введения слова- признака. | 1ч | |||
7 | Слово, обозначающее признак предмета. | Подбор слов к слоговой структуре: перестановка буквы в слове марка- рамка | Подбери слово - друга. Игра с мячом «Наоборот». Загадки про ручей, огурец, редиску. | Чтение рассказа А.И. Куприна «Слон». Нарисовать слона по описанию в рассказе. | 1ч | |||
8 | Дифференциация предмет, действие, признак | Нарасти слово: сто - стол - столб - столбики.. | Графический диктант. Игровое упражнение «Кто больше подберет слов- предметов к словам - действиям», «Назови профессию людей по их действию». | Грамм-кое оформление предложения. Разбор предложений с выделением членов предложения. Виды предложений. | 1ч | |||
9 | Повторение | Образование слов путем замены гласных: МАЛ - МЯЛ-МУЛ. | Грамматическое оформление предложения Графический диктант. | Виды предложений. Разбор предложений с выделением членов предложения. | 1ч | |||
10 | Родственные слова. Корень слова. | Найди слово в слове: ОЛЕНЬ, ЛОСЬ. | Подбор родственных слов к слову ЛОСЬ, Определение общей части. снежок-снег,снежная, подснежник, снегопад. Общая часть снег. Безударн. е -и. | Добавление родственных слов в предложение: «жил в лесу... Вместе с ним жила... У них есть... . | 1ч | Уметь: - определять признаки родственных слов (общность слов не только на слух и зрительно, но и через смысловое единство слов), -определять и выделять общую часть слов (корень); - определять группы родственных слов | ||
11 | Родственные слова. Состав слова. | Состав слова. | Нахождение родственных слов среди предложенных со схожими корнями, но с разным лексическим значением, типа рис –рисовый, рисунок, рисовать. | Деформированный текст. Вставь пропущенную букву е или и. | 1ч | |||
12 | Практическое овладение учащимися способа образования слов с помощью суффиксов и адекватного их употребления | Анализ слов солнце - солнышко. Дифференциация С-Ш. Анализ слов дом - домик. Чем похожи, чем отличаются, что добавили и т.д. Звукобуквенный анализ. МЯЧ. Звук Щ. Анализ слова ПЛАЩ. Звук С. Звукобуквенный анализ СТОН. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне | Трава-травка-траву-шка-травный. Употребление -ушк-, юшк-, -ышк-, -ишк-. Безударные гласные а-о Употребление суф-фиксов -ок-, -ек-, -ик-, -к-. Значение слова. Семантическое значение слов. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очек-, -очк-, -еньк-, -оньк-. Употребление суффиксов в названиях животных тигр ~ тигрица, тигрята, тигренок. Употребление оттеночных суффиксов -щу-, --ущ-, ющ-, -оват-. Употребление суффиксов профессий: -ист-, -ник-, -чик-, -щик-, -их-. Употребление суффиксов прилагательных -СК-, -Н-,-ОВ-,-ЕВ--АН-,-ЕН-. Безударные гласные я-и. пятно - пятнистый | Выделение слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами в предложении. Составление предложений по предметным картинкам (гриб –грибок; …) Деформированный текст «ПИСЬМО К МАТЕРИ». Расставь предложения по порядку. Выдели слова, имеющие уменьшительно-ласкательное значение. Составление предложений с этими словами. Чтение сказки «Заяц хвастун». Прочитайте предложение, вставьте пропуще-нное слово. Определи профессию по словам действиям. Составление предложений с этими словами. Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово. | 6ч | Иметь представление о суффиксе как о значимой части слова. Уметь: - образовывать новые слова посредством суффиксов и правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением; - выделять знакомые суффиксы в словах. - передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании. | ||
13 | Проверочная работа по практическому использованию суффиксов | 1ч | ||||||
14 | Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления | Звуко-буквенный анализ слов | 1. Состав слова. Приставка - значимая часть слова. 2. Практическое овладение семантическим значением приставок при-, про-, пере- и адекватное их применение. 3. Семантическое значение приставок вы-, от-, о-, у- и адекватное их применение 4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок с-, за-, на-, по. 5. Семантическое значение приставок при- пре-, про, пра-. Их практическое применение и правила написания. 6. Итоговый урок по теме «Приставка». | Выбрать нужную при- ставку и добавить её к выделенным словам в предложениях: «Птицы летели к кормушке (под, от)» и т.д. Деформированное предложение (подобрать слова подходящие по смыслу среди ряда родственных слов, различающихся приставками). Дидактическое упражнение «Лесная школа» | 6ч | Уметь: - находить и выделять приставки в словах, - образовывать новые слова с помощью приставок и правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); - выделять знакомые приставки в словах. | ||
15 | Понятие о предлогах и способах их использования | Звуко-буквенный анализ слов | 1.Окончание. Роль предлога и окончания в предложении. В чем сходство и различие? 2.Семантическое значение предлогов на, в, из, с, над, под, около, за. Игр. упр. «Прятки». 3.Семантическое значение предлогов к, до, от и адекватное их применение. 4.Семантическое значение предлогов из-, под-, из-за, из-под и адекватное их использование 5. Практическая работа по применению предлогов. | Предложное управление. Распространение предложения путём введения обстоятельства, выраженного существительным с предлогом. Выделения предлога из предложения. | 5ч | Иметь представление о предлоге как о слове и его роли в речи. Знать наиболее распространённые предлоги, их значение, уметь определять предлоги, правильно писать предлоги со словами
| ||
16 | Дифференциация предлог-приставка (грубая). | Раздельное написание предлога. Слитное написание приставки. | Анализ предложений, выделение предлогов и слов с приставками. Сравнение. | 1ч | Уметь -дифференцировать предлог – приставку; -правильно писать предлоги со словами; - пользоваться способами словообразования | |||
17 | Дифференциация предлог-приставка (тонкая). | Раздельное написание предлога. Слитное написание приставки с глаголами. | Установление связи между предлогами и приставками. | 1ч | ||||
18 | Проверочная работа | Практическое использование предлогов и приставок | 1ч | |||||
19 | Родственные слова. Состав слова. | Звуко-буквенный анализ слов | Безударные гласные а-о. Знакомство с принципом подбора родственных слов и выделение из них проверочных слов. Безударные гласные е-и. Практическое овладение навыком проверки безударной гласной. Безударные гласные Я-И. Практическое овладение навыком подбора проверочных слов. Итоговый урок по подбору родственных слов к безударной гласной. | Деформированный текст, предложения. Вставь пропущенную букву в слова, подбери родственное проверочное слово. Найти родственные слова в тексте. | 4ч | Уметь подбирать однокоренные слова отличать их от формы слова, ориентироваться в морфемном составе слова; активно пользоваться различными способами словообразования; правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций. | ||
20 | Практическое овладение навыком подбора синонимов; способы их употребления | 1. Слова-синонимы (предметы): прут- хворостинка. 2.Слова-синонимы (действия). 3.Слова-синонимы (признаки). 4.Практическое употребление слов-синонимов. | 1.Редактирование текста «Дятел» (См. карт.). 2. Деформированный текст «Весна» (См. карт.). 3.Редактирование текста «Воробьиная семья». Работа с текстом «Осень» (по Сладкову). | 4ч | Уметь раскрывать лексическое значение близких по значению слов и сравнивать их; адекватно применять их в предложениях | |||
21 | Практическое овладение навыком подбора антонимов; способы их употребления | 1.Слова-антонимы (предметы). 2.Слова-антонимы (действия). 3.Слова-антонимы (признаки). 4.Итоговый урок по пройденной теме. | Составление предложений сложной син-таксической конструкции с союзом А. Чтение и анализ пословиц. Чтение и анализ метафор. | 4ч | Уметь раскрывать лексическое значение противоположных по значению слов; адекватно применять их в предложениях | |||
22 | Многозначные слова. | Слова-омонимы. Анализ слова МЫШКА: животное, компьютер. Анализ словосочетаний пушистая норка, неглубокая норка. | Текст. Его анализ. Не хочет косой косить косой. Говорит: «коса коса». Составление предложений со словосочетаниями. | 4ч | Уметь находить лексического значения слов одинаковых по звучанию и написанию, но различных по смыслу |
№ | Тема урока | Содержание по темам | кол.часв дата | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
Развитие лексико- грамматической стороны речи | Развитие связной речи | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
V раздел. Коррекционная работа на уровне предложения | ||||||
1 | Практическое овладение построением простого нераспростр-го предложения. Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены. | Согласование глагола с именем существительным. Главные члены предложения. | Практическая работа с текстом «Весна». Выделение главных членов предложения Предложения с однородными членами. | 2ч | Уметь - наблюдать, сравнивать, - слышать и слушать, думать, - высказывать свои мысли и давать оценку товарищам; - сотрудничать в коллективе (принимать помощь товарищей и оказывать самому). данной учителем. Уметь: - участвовать в беседе; - связно отвечать на вопросы, употребляя простые распространённые предложения; - давать коллективные ответы на вопросы по теме; - составлять предложения по вопросам; - распространять предложения путём введения дополнений В., Р., Д., Т. падежей. - сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя.
- по вопросам учителя описывать иллюстрацию. Иметь представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак) Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить пунктуационные знаки; составлять по заданиям предложения; правильно оформлять тетради и письменные работы. | |
2 | Дифференциация «Словосочетание - предложение» | Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предложений. Главные члены предложения | Составление предложений из данных словосочетаний Беседа по прочитанной татарской народной сказке «Шурале» | 1ч | ||
3 | Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. с предлогом и без в ед. и мн.ч. | Практическое употребление вин. пад. ед. и мн. числа. Беспредложное управление. Обогащение словаря профессиями людей. | Графическая схема предложения. Связь слов в простом предложении. Дети слепили бегемота. | 1ч | ||
4 | Практическое овладение распространением предложения путем введения определения к дополнению. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Поздняя весна - ранняя весна. | Составление предложений из 4-х слов по схеме | 1ч | ||
5 | Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Р. пад с предлогом и без в ед. и мн.ч. | Практическое употребление родительного падежа единственного и множесчтвенного ч числа ч. Игра «Угадай, чего не стало?» | Чтение и анализ «Чей хвост лучше» | 1ч | ||
6 | Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Твори-тельном падеже с предлогом и без предлога в ед.ч. | Практическое употребление творительного падежа. Игровое упражнение «Что между чем» | Составление предложений по схеме: кто? что? чем? Мальчик забивает гвоздь молотком. | 1ч | ||
7 | Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилага-тельного. и существительного в Д. падеже. | Согласование им прилагательного с именем существительным в падеже. Практическое употребление дат падежа. | Чтение и анализ сказки «Три медведя» | 1ч | ||
8 | Практическое овладение распространением предложения с опорой на вопрос. | Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Кто? Птица. Что сделала? Принесла. Птица принесла кого? Птица принесла гусеницу. Птица принесла какую гусеницу? Птица принесла кому жирную гусеницу? Каким птенцам принесла птица жирную гусеницу? | Составление предложений по картине «Скворец» Чтение текстов без окончаний, нахождение предложений заданной конструкции | 1ч | ||
9 | Предложения с предлогами | Связь слов в предложениях с предлогами | Анализ предложений с предлогами, уточнение роли предлога в предложении. Деформированные предложения (вставь пропущенный предлог в предложение) | |||
Повторение. | Обобщение знаний и проверка навыка составления распространенного предложения различной структуры. | 1ч | ||||
VI раздел. Коррекционная работа на уровне текста | ||||||
10 | Текст. | Связь предложений в тексте. Практическое применение навыков согласования и управления. | Виды текстов. Анализ текста. Коллективное составление текста из предложений по теме «Весна» («Осень») | 1ч | Участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями. Иметь представление о признаках текста и его оформлении. Владеть дифференцированной работой с текстом. Составлять текст (связный рассказ) из данных предложений, уметь его пересказать. Находить границы предложения. Иметь представление о различении предложений по цели высказывания и интонации. | |
11 | Дифференциация текст –предложение Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения. | Практическое употребление навыка согласования слов | Деление сплошного текста на отдельные предложения «Выпал первый снег» «Вечером» Последовательный пересказ | 1ч | ||
12 | Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ | Составление предложений из данных словосочетаний. | Деформированный текст Последовательный пересказ. Составление связного текста из деформированных предложений (предложения даны в нужном порядке, отдельные слова – в начальной форме). Последовательный пересказ. («Сон», «Лиса и козёл»). | 2ч | ||
13 | Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста («Альма»). | Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их. Правила оформления плана. | Последовательное описание собаки, щенят, конуры. | 1ч | Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. Уметь: - отвечать на отдельные вопросы, на вопросы по картинке, по теме данной учителем; - составить план рассказа, пересказывать по данному плану и составленному самостоятельно;
-составлять рассказы по серии сюжетных картин и пересказывать их. - сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя, с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; - предугадать сюжетно-идейный замысел автора; Уметь: - разъяснять заголовок с помощью учителя и сюжетные картинки; - озаглавливать небольшие части текста, составлять самостоятельно; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - пересказывать прочитанное; - выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении с соблюдением - подробно пересказывать по вопросам, с опорой на план и на сюжетные картинки; - составлять устные рассказы по картинкам; - составлять тексты, с последовательной записью предложений под руководством учителя (сочинения, изложения) - по вопросам учителя описывать иллюстрацию, давать небольшое описание растения, животного, природы в разные времена года; -правильно подбирать языковые средства; - высказывать своё отношение к тексту. | |
14 | Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста («На катке») | Однородные члены предложения (сказуемые). Согласование в роде и падеже. | Пересказ с опорой на рисунок. | 1ч | ||
15 | Практическое овладение пересказом повествовательного текста «Дрозд» | Активизация словаря дрозд, злодей. Установление временной связи. | Умение отвечать на вопросы и распространять предложения с опорой на вопрос. Пересказ с опорой на временную связь. | 1ч | ||
16 | Практическое овладение творческим пересказом описательно –повество-вательного текста («Как медведь себя напугал») | Активизация словаря: хрустнула, угодила (попала в цель), выпугнул (выгнал и напугал), выпорхнула (быстро вылетела), испугавшись, дал стрекача (очень быстро удалился). Умение применять близкие по значению синонимы. Сложное предложение с союзом, чтобы, потому что | Установление предметных связей медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, медведь. Установление временных связей. Под каждым рисунком пишем слово-действие. Выявление причинно-следственных связей. Первый пересказ цепочкой. Затем каждый самостоятельно. | 1ч | ||
17 | Практическое овладение выборочным пересказом («Дружок и Пушок»). Изложение.
| Грамматически верное оформление собственного высказывания предложениями сложной синтаксической конструкции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте. | Самостоятельное описание сначала кошки, собаки, а затем объединить единым предложением. | 1ч | ||
18 | Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине («Кошка с котятами») | Однородные члены предложения (подлежащие). Графическое изображение предложений. Правила написания однородных членов предложения. Согласование в роде и падеже. | Последовательное описание кошки, котят, корзины. Самостоятельное составление плана. | 1ч | ||
19 | Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану | Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Набережные Челны | Беседа о животных нашего края. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по готовому плану «Нашли ежа» («Заяц») | 1ч | ||
20 | Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану | Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Россия, река Кама (приток Волги), Набережные Челны | Составление рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану «Оленёнок» («На рыбалку») | 1ч | ||
21 | Устное сочинение-описание арбуза. | Однородные определения. Согласование в роде и падеже. Практическое употребление синонимов. Сложное предложение с союзным словом «который» | Описание деловым языком с опорой на карточки - символы (глаза, руки, нос, рот). | 1ч | ||
22 | Устное сочинение-описание белки и лисы. | Составление предложений сложной синтаксической конструкции. Сост. простого предложения и распространение его. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле, а лиса - в норе. Грамматическое оформление сложного предложения. | Умение пользоваться планом. Составление связного высказывания с опорой на предложенный план. | 1ч | ||
23 | Письменное сочинение «Как Миша нашел щенка» (по серии сюжетных картин с элементами описания щенка) | Грамматическое оформление сложных предложений. Практическое употребление синонимов, сравнительных оборотов. Знакомство с метафорой. | Подобрать слова действия к каждой картинке. С каждым словом - действием составляют предложения. Установление предметной связи, временной. Умение излагать в определенной последовательности. Умение подбирать языковые средства при описании щенка. Совершенствовать навыки составления плана и его использования. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово.Текст (описательный). Предложение. Слово-предмет.Текст (повествовательный). Предложение. Слово-действие.Текст (описательный). Предложение. Слово-признак.Текст (опис...
Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово. Звук (буква).Текст (списывание)Текст. Предложение (диктант).Текст. Предложение. Слово (диктант).Текст (повествование, описание).Текст (басня)....
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5-7 классе СКОШ 8 вида
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе материала Е.В.Мазановой....
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс...
Тематическое планирование логопедических занятий 4 класс
Тематическое планирование 4 класс...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР. Подготовительный этап.
Подготовительный этап.Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению....