Программа социализации
рабочая программа
Большинство выпускников коррекционных образовательных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
Трудности в общении там, где это общение свободно, где требуется самостоятельно строить отношения;
Несформированность потребности и способности трудиться;
Непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, иждивенчество;
Неудовлетворительное состояние здоровья.
Учитывая сложный процесс социального развития подростка, приобретения им опыта социальных действий, усвоения социальных норм поведения, на основе которых формируется социально значимые качества личности, была разработана данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii.docx | 76.99 КБ |
programma_sotsializatsii.docx | 68.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР «31» августа_2014 г.
| РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол № 4 от 31 августа 2014 |
Программа по социальной адаптации старшеклассников
«В ТРУДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ»
Учитель профильного труда
Т.А. Лисянская
Смоленск
2014г.
Актуальность программы.
Большинство выпускников коррекционных образовательных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
- Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
- Трудности в общении там, где это общение свободно, где требуется самостоятельно строить отношения;
- Несформированность потребности и способности трудиться;
- Непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, иждивенчество;
- Неудовлетворительное состояние здоровья.
Учитывая сложный процесс социального развития подростка, приобретения им опыта социальных действий, усвоения социальных норм поведения, на основе которых формируется социально значимые качества личности, была разработана данная программа.
Цель и задачи программы
Цель: способствовать формированию социально значимых качеств личности обучающихся необходимых ему для успешной социализации.
Достижению цели способствует реализация следующих задач:
- Способствовать формированию навыков и потребителей в труде, определение достойного места в обществе;
- Создать условия для управления личностными мотивами поведения;
- Способствовать развитию анализировать собственную деятельность;
- Способствовать развитию стремления трудиться;
Структура и содержание программы
Весь курс занятий состоит их двух разделов.
Раздел 1. Формирование основ гражданского самосознания.
В данном разделе подобраны темы помогающие старшеклассникам осмыслить жизнь, распознать то, что в ней по-настоящему значимо, определить цель жизни. Раскрываются понятия «гражданин», «нормы жизни в обществе», «нормы и права морали».
Раздел 2. На пороге взрослой жизни.
В этом разделе обучающиеся знакомятся с нормативными документами. Раздел включает темы по профориентации. Подобраны темы для создания условий для подготовки к правильному выбору будущей профессии; содействовать воспитанию уважения к труду; принятыми в обществе представлениями о нравственности и этики; знающими собственные обязанности, контролирующими собственное поведение, дающими нравственную оценку собственному поведению и поступкам, а также поведению и поступкам окружающих. Необходимость определённого поведения, обусловленного Подготовить обучающихся осознающими Программа предусматривает проведение лекций, бесед, практических занятий. Программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов коррекционной школы 8 вида. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40-45 минут.
Они умеют с разной степенью помощи учителя:
- Выбирать варианты поиска работы;
- Оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске работы;
- Оформить необходимые документы при приёме на работу;
- Оценивать правильность записей в трудовой книжке;
Тематическое планирование.
дата | Тема занятия | Форма проведения занятия | Цели деятельности педагога | Планируемый результат |
1 | Вводное занятие | Рассказ, беседа. | Познакомить старшеклассников с программой, актуальностью, основными направлениями | Имеют представления о том, что такое социальная адаптация, о важности работы |
Раздел 1. Формирование основ гражданского самосознания. | ||||
2 | Права и обязанности | Лекция | Познакомить с правами и обязанностями обучающегося специального образовательного учреждения | Знают права и выполняют обязанности специального образовательного учреждения |
3 | Нормы жизни в обществе | Беседа | -Познакомить с «понятием общество» -Дать различие норм морали и норм права -Рассказать об условиях духовной жизни в обществе | -Овладевают первоначальными Представлениями о социальной жизни, социальных ролях людей. -Способны делать самостоятельный моральный выбор в соответствующих жизненных ситуациях |
4 | Человек среди людей. | Беседа | -раскрыть основы ценности Общественной жизни | - Имеют представления об основных ценностях Общественной жизни. |
5 | Человек в семье | Лекция | -познакомить с родственными связями в семье. | - Имеют представления О круге близких людей. |
6 | Семейный бюджет. | Беседа | - Познакомить с источниками дохода в семье | - Имеют представления о семейном бюджете, его составных частях |
7 | Зарплата и другие виды доходов | Беседа | Дать понятия о видах доходов (зарплата, пенсия, стипендия) | - Имеют представления о видах доходов |
8 | Труд и деньги | Беседа | Познакомить с некоторыми способами зарабатывания денег | Имеют представления о способами зарабатывания денег |
9 | Труд и домашнее хозяйство | Беседа | - Раскрыть взаимосвязь труда в домашнем хозяйстве и благосостояние семьи | - Осознают важность домашнего труда |
Раздел 2. На пороге взрослой жизни. | ||||
10 | Право на труд. Трудовая дисциплина | Экскурсия на Чулочную фабрику. | Трудовая дисциплина на примере работников цеха выпуска готовой продукции | - Осознают требования к кандидату при трудоустройстве на работу |
11 | Безработица. Центр занятости. | Экскурсия | - Раскрыть понятие «безработица» | Имеют представления о понятиях «безработица» - Знают о центрах занятости |
12 20 | Типы профессий | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Познакомить с классификацией профессий в лёгкой промышленности | Имеют представления о видах профессий |
21 -24 | Здоровье и профессия. Профпри годность | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Раскрыть взаимосвязь здоровья человека и возможной профессии. | Имеют представления о видах профессий. Имеют представления о профпригодности. |
25 - 28 | Знакомство с профессией | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | - Выработать активное и осознанное отношение к выбору профессии. | - Осознают ответственность при выборе профессии. |
29 - 30 | Профессио нальность | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Профессии основных цехов фабрики: вязальщица, кетлёвщица, швея, мотальщица, формовщица. | - Осознают ответственность при выборе профессии |
31 - 32 | «Лучший по профессии»- Праздник мастерства. | Производственная практика. АОЗТ «Смоленская чулочная фабрика» | Развивать эстетический вкус | - Имеют представления о профессиональных ролях людей. |
33 - 34 | Профориен тационное краеведение | Экскурсия на фабрику «Смоленская вышивка» | Развивать эстетический вкус | - Имеют представления о профессиональных ролях людей. |
Календарно - тематическое планирование занятий
дата | № | Тема занятия |
1 неделя | 1. | Вводное занятие. Т.Б. |
2 неделя | 2. | Права и обязанности учащихся школы. знать и выполнять данные правила. |
3 неделя | 3. | Нормы жизни в обществе |
4 неделя | 4. | Человек среди людей. |
5 неделя | 5. | Человек в семье. Родственные связи в семье. Круг близких родственников. Способы взаимодействия со взрослыми. |
6 неделя | 6. | Семейный бюджет. |
7 неделя | 7. | Зарплата и другие виды доходов |
8 неделя | 8. | Труд и деньги. О рынке труда. |
9 неделя | 9. | Труд и домашнее хозяйство. |
10 неделя | 10. | Право на труд. Трудовая дисциплина. О ТК РФ. |
11 неделя | 11. | Безработица. Центр занятости. О причинах безработицы. |
12 неделя | 12. | Типы профессий в лёгкой промышленности. Т.Б. Требование рынка труда. чулочна |
13 неделя | 13. | Типы профессий которые могут освоить. О возможности выпускника втттрудоустройстве |
14 неделя | 14. | Типы профессий (смежные профессии). Т.Б. Варианты поиска работы. |
15 неделя | 15. | Типы профессий на чулочной фабрике ( швейный цех). Т.Б. |
16 неделя | 16. | Типы профессий на чулочной фабрике ( красильный цех). Т.Б. |
17 неделя | 17. | Типы профессий на чулочной фабрике (выпускной цех). Т.Б. |
18 неделя | 18. | Типы профессий на чулочной фабрике. О перечне документов при трудоустройстве. |
19 неделя | 19. | Типы профессий. О продолжительности рабочего дня, порядок выплаты зарплаты. |
20 неделя | 20. | Документация для поступления на работу. |
21 неделя | 21. | Здоровье и профессия. Профпригодность. Профпри годность |
22 неделя | 22. | Здоровье и профессия. Т.Б. Профпри годность |
23 неделя | 23. | Здоровье и профессия. Медицинская комиссия. Профпри годность |
24 неделя | 24. | Здоровье и профессия. Правила здорового образа жизни. Профпри годность |
25 неделя | 25. | Знакомство с профессией. «Рабочая смекалка». |
26 неделя | 26. | Знакомство с профессией. Производительность труда. |
27 неделя | 27. | Знакомство с профессией. Сопутствующие документы: пропуск и др. |
28 неделя | 28. | Знакомство с профессией. Т.Б. |
29 неделя | 29. | Профессиональность. Наблюдение за передовиками производства. нальность |
30 неделя | 30. | Профессиональность нальность |
31 неделя | 31. | «Лучший по профессии» - праздник мастерства. Праздник мастерства. |
32 неделя | 32. | «Лучший по профессии» » - праздник мастерства. |
33 неделя | 33. | Профориентационное краеведение. Экскурсия на фабрику « Смоленская вышивка» ентационное краеведение |
34 неделя | 34. | Профориентационное краеведение. Экскурсия на фабрику «Восход» |
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности ребенка, его творческих способностей.
2. Обогащение учащихся знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Классный час может проводиться в различных формах:
в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Прогнозируемый результат.
1. Подросток подготовлен к правильному выбору будущей профессии, соответствующей современному рынку труда.
2. Повысится вера в себя. Обучающиеся станут более открытыми с окружающими. Только так они могут стать нужным специалистом.
3. Обучающиеся станут обладать качествами, необходимыми для утверждения на работе.
4. Подросток сможет самостоятельно может собрать пакет документов для поступления на работу.
5. Обучающиеся смогут соблюдать правила безопасности на производстве.
6. Обучающиеся смогут быть трудолюбивыми, мудрыми, не совершающими ошибок, о которых потом будут жалеть.
7. Обучающиеся смогут быть понимающими прекрасное.
Заключительное анкетирование по программе.
1. Что в данной программе вам запомнилось?
2.Можете ли вы использовать материал программы в своей повседневной жизни? Если «да» то как?
3. Чем, по вашему, можно дополнить данную программу, что можно убрать из неё?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Дополнительные замечания, предложения, замечания:
Схема №1
Концепция социализации личности, которая происходит через различные каналы (стихийные, социально-контролируемые в ОУ и самовоспитание;
(Схема 2)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Образование | ||
ВОСПИТАНИЕ | ОБУЧЕНИЕ | |
Ценности (отношения к миру вещей, людей, природы) моральные нормы образцы поведения | знание о мире способы познания | |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА: Помощь в решении личностных проблем и в познании себя ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ |
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
Социализация может происходить:
– стихийно (за счёт инстинкта подражания);
– за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих;
– целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).
Педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития. А в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.
Главные заповеди воспитания:
• Главная цель воспитания – счастливый человек
• Воспитание без уважения – подавление
• Интеллигентность – антипод невежеству
• Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны
• Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше
Литература
1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? /А.В. Бабушкин.-М., 1999.
2. Как помочь ребёнку войти в современный мир? /под ред. Т.В. ., Антоновой. -М. 1995.
3. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция,
Психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М., 2000.
4. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
УТВЕРЖДЕНО: Приказ №___ от «__» _______ 2019_г. директор ________ С.А.Дюг | СОГЛАСОВАНО: педагог-организатор _______ Рыбакова Л.В. | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» ______ 2019г. | РАССМОТРЕНО: на МО кл.руководителей Протокол № 1 от «__» августа 2019 г. руководитель МО _________ Рыбакова Л.В. |
Программа по социальной адаптации старшеклассников
«Мир, в котором я живу»
Учитель профильного труда
Т.А. Лисянская
Смоленск
2019г.
Актуальность
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Важнейшими задачами по социализации детей с ОВЗ, стоящими перед школой, - это профориентационная работа, работа по усвоению ребенком модели поведения в обществе. Первый год обучения по данной программе направлен на работу по профориентации, второй год обучения на усвоение ребенком модели поведения в обществе.
Большинство выпускников коррекционных образовательных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
- Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
- Трудности в общении там, где это общение свободно, где требуется самостоятельно строить отношения;
- Несформированность потребности и способности трудиться;
- Непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, иждивенчество;
- Неудовлетворительное состояние здоровья.
Учитывая сложный процесс социального развития подростка, приобретения им опыта социальных действий, усвоения социальных норм поведения, на основе которых формируется социально значимые качества личности, была разработана данная программа.
Цель и задачи программы
Цель: способствовать формированию социально значимых качеств личности обучающихся необходимых ему для успешной социализации.
Достижению цели способствует реализация следующих задач:
- Способствовать формированию навыков и потребителей в труде, определение достойного места в обществе;
- Создать условия для управления личностными мотивами поведения;
- Способствовать развитию анализировать собственную деятельность;
- Способствовать развитию стремления трудиться;
Структура и содержание программы
Весь курс занятий состоит их двух разделов.
Раздел 1. Формирование основ гражданского самосознания.
В данном разделе подобраны темы помогающие старшеклассникам осмыслить жизнь, распознать то, что в ней по-настоящему значимо, определить цель жизни. Раскрываются понятия «гражданин», «нормы жизни в обществе», «нормы и права морали».
Раздел 2. На пороге взрослой жизни.
В этом разделе обучающиеся знакомятся с нормативными документами. Раздел включает темы по профориентации. Подобраны темы для создания условий для подготовки к правильному выбору будущей профессии; содействовать воспитанию уважения к труду; принятыми в обществе представлениями о нравственности и этики; знающими собственные обязанности, контролирующими собственное поведение, дающими нравственную оценку собственному поведению и поступкам, а также поведению и поступкам окружающих. Необходимость определённого поведения, обусловленного Подготовить обучающихся осознающими Программа предусматривает проведение лекций, бесед, практических занятий. Программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов коррекционной школы 8 вида. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40-45 минут.
Они умеют с разной степенью помощи учителя:
- Выбирать варианты поиска работы;
- Оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске работы;
- Оформить необходимые документы при приёме на работу;
- Оценивать правильность записей в трудовой книжке;
I год обучения
Цель: успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи:
- Формировать представления о мире профессий, особенностями труда людей родного села.
- Воспитывать уважение к физическому и умственному труду, к разным профессиям.
- Способствовать успешной социализации детей к окружающему миру.
Формы занятий:
- беседы;
- видеоэкскурсии;
- ролевые игры;
- встречи с представителями различных профессий, экскурсии.
План работы
Блоки | Тематика занятий | Форма занятия | Время проведения | Ответственный |
«Профессии моей семьи» | «Профессии моих родителей» | Беседа | Ноябрь | Учитель профтруда |
«Профессии в моей школе» | «Кто работает в школе?» Экскурсия по школе «Работа воспитателей и учителей» | Беседа, экскурсия | Декабрь | Учитель профтруда, классный руководитель |
«Профессии села и города» знакомство с профессиями города их отличие от профессий села | «Хвала рукам, что пахнут хлебом». | Беседа, видеоэкскурсия | Февраль | Учитель технологии |
Знакомство с профессией продавец. | Беседа, ролевая игра, экскурсия | Февраль, март | Учитель технологии | |
«Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря. | Беседа, экскурсия, ролевая игра | Март | Учитель технологии | |
Знакомство с профессиями в животноводстве: «Моя малая станция юннатов». | Беседа, экскурсия | Апрель | Учитель технологии | |
«В гостях у почтальона Печкина». | Беседа, экскурсия на почту, ролевая игра | Апрель | Учитель технологии | |
«Живёшь на Смоленщине, будь строителем». | Беседа, ролевая игра, экскурсия на стройку. | Май | Учитель технологии | |
Итоговое занятие «Мир вокруг нас» | Игра | Май | Учитель технологии |
Ожидаемые результаты:
- иметь представления о профессиях и особенностях труда людей родного села; - сформировать интерес к выбору будущей профессии, потребности в самоопределении; - обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми,успешно адаптироваться к жизни в социуме.
II год обучения
Цель: успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи:
1. Способствовать формированию культурного отношения к людям.
2. Расширить представления и знания учащихся об этикете, правилах хорошего тона, умении общаться.
3.Способствовать успешной социализации детей к окружающему миру.
Формы занятий:
- беседы;
- ролевые игры;
- экскурсии;
- классные часы.
План работы
Блоки | Тематика занятий | Форма занятия | Время проведения | Ответственный |
Общие вопросы этикета | Что такое этикет? История возникновения этикета | Беседа | Октябрь | Учитель профтруда, классный руководитель |
Роскошь человеческого общения. Тестирование: «Насколько вы общительны, робки, контактны?» | Беседа | Октябрь | Учитель профтруда, классный руководитель | |
«Что такое вежливость» | Классный час | Ноябрь | Учитель профтруда, классный руководитель | |
Этикет в семье и с близкими родственниками | Домашний этике Приём пищи –тоже искусство. | Беседа, экскурсия, ролевая игра | Декабрь | Учитель профтруда, классный руководитель |
Сервировка стола. У вас гости. Вы в гостях | Ролевая игра | Январь | Учитель профтруда, классный руководитель | |
Хороший тон за пределами дома. | Вы сказали: «Здравствуйте!». Культура поведения в общественных местах. | Классный час | Февраль | Учитель профтруда, классный руководитель |
Готовы ли вы к путешествию? Этикет в поездке. | Классный час | Март | Учитель профтруда, классный руководитель | |
Народные традиции у представителей различных религий. | Беседа, виртуальная экскурсия | Апрель | Учитель профтруда, классный руководитель | |
Правила поведения в различных языковых ситуациях | Язык –враг или друг? Разговор по телефону. | Беседа, ролевая игра | Май | Учитель профтруда, классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков культурного поведения, правил хорошего тона;
- представление о достойном поведении в обществе;
- обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме.
1II год обучения
Тематическое планирование.
дата | Тема занятия | Форма проведения занятия | Цели деятельности педагога | Планируемый результат |
1 | Вводное занятие | Рассказ, беседа. | Познакомить старшеклассников с программой, актуальностью, основными направлениями | Имеют представления о том, что такое социальная адаптация, о важности работы |
Раздел 1. Формирование основ гражданского самосознания. | ||||
2 | Права и обязанности | Лекция | Познакомить с правами и обязанностями обучающегося специального образовательного учреждения | Знают права и выполняют обязанности специального образовательного учреждения |
3 | Нормы жизни в обществе | Беседа | -Познакомить с «понятием общество» -Дать различие норм морали и норм права -Рассказать об условиях духовной жизни в обществе | -Овладевают первоначальными Представлениями о социальной жизни, социальных ролях людей. -Способны делать самостоятельный моральный выбор в соответствующих жизненных ситуациях |
4 | Человек среди людей. | Беседа | -раскрыть основы ценности Общественной жизни | - Имеют представления об основных ценностях Общественной жизни. |
5 | Человек в семье | Лекция | -познакомить с родственными связями в семье. | - Имеют представления О круге близких людей. |
6 | Семейный бюджет. | Беседа | - Познакомить с источниками дохода в семье | - Имеют представления о семейном бюджете, его составных частях |
7 | Зарплата и другие виды доходов | Беседа | Дать понятия о видах доходов (зарплата, пенсия, стипендия) | - Имеют представления о видах доходов |
8 | Труд и деньги | Беседа | Познакомить с некоторыми способами зарабатывания денег | Имеют представления о способами зарабатывания денег |
9 | Труд и домашнее хозяйство | Беседа | - Раскрыть взаимосвязь труда в домашнем хозяйстве и благосостояние семьи | - Осознают важность домашнего труда |
Раздел 2. На пороге взрослой жизни. | ||||
10 | Право на труд. Трудовая дисциплина | Экскурсия на Чулочную фабрику. | Трудовая дисциплина на примере работников цеха выпуска готовой продукции | - Осознают требования к кандидату при трудоустройстве на работу |
11 | Безработица. Центр занятости. | Экскурсия | - Раскрыть понятие «безработица» | Имеют представления о понятиях «безработица» - Знают о центрах занятости |
12 20 | Типы профессий | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Познакомить с классификацией профессий в лёгкой промышленности | Имеют представления о видах профессий |
21 -24 | Здоровье и профессия. Профпри годность | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Раскрыть взаимосвязь здоровья человека и возможной профессии. | Имеют представления о видах профессий. Имеют представления о профпригодности. |
25 - 28 | Знакомство с профессией | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | - Выработать активное и осознанное отношение к выбору профессии. | - Осознают ответственность при выборе профессии. |
29 - 30 | Профессио нальность | Производственная практика. ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» | Профессии основных цехов фабрики: вязальщица, кетлёвщица, швея, мотальщица, формовщица. | - Осознают ответственность при выборе профессии |
31 - 32 | «Лучший по профессии»- Праздник мастерства. | Производственная практика. АОЗТ «Смоленская чулочная фабрика» | Развивать эстетический вкус | - Имеют представления о профессиональных ролях людей. |
33 - 34 | Профориен тационное краеведение | Экскурсия на фабрику «Смоленская вышивка» | Развивать эстетический вкус | - Имеют представления о профессиональных ролях людей. |
Календарно - тематическое планирование занятий
дата | № | Тема занятия |
1 неделя | 1. | Вводное занятие. Т.Б. |
2 неделя | 2. | Права и обязанности учащихся школы. знать и выполнять данные правила. |
3 неделя | 3. | Нормы жизни в обществе |
4 неделя | 4. | Человек среди людей. |
5 неделя | 5. | Человек в семье. Родственные связи в семье. Круг близких родственников. Способы взаимодействия со взрослыми. |
6 неделя | 6. | Семейный бюджет. |
7 неделя | 7. | Зарплата и другие виды доходов |
8 неделя | 8. | Труд и деньги. О рынке труда. |
9 неделя | 9. | Труд и домашнее хозяйство. |
10 неделя | 10. | Право на труд. Трудовая дисциплина. О ТК РФ. |
11 неделя | 11. | Безработица. Центр занятости. О причинах безработицы. |
12 неделя | 12. | Типы профессий в лёгкой промышленности. Т.Б. Требование рынка труда. чулочна |
13 неделя | 13. | Типы профессий которые могут освоить. О возможности выпускника втттрудоустройстве |
14 неделя | 14. | Типы профессий (смежные профессии). Т.Б. Варианты поиска работы. |
15 неделя | 15. | Типы профессий на чулочной фабрике ( швейный цех). Т.Б. |
16 неделя | 16. | Типы профессий на чулочной фабрике ( красильный цех). Т.Б. |
17 неделя | 17. | Типы профессий на чулочной фабрике (выпускной цех). Т.Б. |
18 неделя | 18. | Типы профессий на чулочной фабрике. О перечне документов при трудоустройстве. |
19 неделя | 19. | Типы профессий. О продолжительности рабочего дня, порядок выплаты зарплаты. |
20 неделя | 20. | Документация для поступления на работу. |
21 неделя | 21. | Здоровье и профессия. Профпригодность. Профпри годность |
22 неделя | 22. | Здоровье и профессия. Т.Б. Профпри годность |
23 неделя | 23. | Здоровье и профессия. Медицинская комиссия. Профпри годность |
24 неделя | 24. | Здоровье и профессия. Правила здорового образа жизни. Профпри годность |
25 неделя | 25. | Знакомство с профессией. «Рабочая смекалка». |
26 неделя | 26. | Знакомство с профессией. Производительность труда. |
27 неделя | 27. | Знакомство с профессией. Сопутствующие документы: пропуск и др. |
28 неделя | 28. | Знакомство с профессией. Т.Б. |
29 неделя | 29. | Профессиональность. Наблюдение за передовиками производства. нальность |
30 неделя | 30. | Профессиональность нальность |
31 неделя | 31. | «Лучший по профессии» - праздник мастерства. Праздник мастерства. |
32 неделя | 32. | «Лучший по профессии» » - праздник мастерства. |
33 неделя | 33. | Профориентационное краеведение. Экскурсия на фабрику « Смоленская вышивка» ентационное краеведение |
34 неделя | 34. | Профориентационное краеведение. Экскурсия на фабрику «Восход» |
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности ребенка, его творческих способностей.
2. Обогащение учащихся знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Классный час может проводиться в различных формах:
в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Прогнозируемый результат.
1. Подросток подготовлен к правильному выбору будущей профессии, соответствующей современному рынку труда.
2. Повысится вера в себя. Обучающиеся станут более открытыми с окружающими. Только так они могут стать нужным специалистом.
3. Обучающиеся станут обладать качествами, необходимыми для утверждения на работе.
4. Подросток сможет самостоятельно может собрать пакет документов для поступления на работу.
5. Обучающиеся смогут соблюдать правила безопасности на производстве.
6. Обучающиеся смогут быть трудолюбивыми, мудрыми, не совершающими ошибок, о которых потом будут жалеть.
7. Обучающиеся смогут быть понимающими прекрасное.
Заключительное анкетирование по программе.
1. Что в данной программе вам запомнилось?
2.Можете ли вы использовать материал программы в своей повседневной жизни? Если «да» то как?
3. Чем, по вашему, можно дополнить данную программу, что можно убрать из неё?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Дополнительные замечания, предложения, замечания:
Схема №1
Концепция социализации личности, которая происходит через различные каналы (стихийные, социально-контролируемые в ОУ и самовоспитание;
(Схема 2)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Образование | ||
ВОСПИТАНИЕ | ОБУЧЕНИЕ | |
Ценности (отношения к миру вещей, людей, природы) моральные нормы образцы поведения | знание о мире способы познания | |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА: Помощь в решении личностных проблем и в познании себя ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ |
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
Социализация может происходить:
– стихийно (за счёт инстинкта подражания);
– за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих;
– целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).
Педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития. А в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.
Главные заповеди воспитания:
• Главная цель воспитания – счастливый человек
• Воспитание без уважения – подавление
• Интеллигентность – антипод невежеству
• Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны
• Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше
Литература
1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? /А.В. Бабушкин.-М., 1999.
2. Как помочь ребёнку войти в современный мир? /под ред. Т.В. ., Антоновой. -М. 1995.
3. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция,
Психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М., 2000.
4. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Программа социализации школьников
В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....
Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....
программа социализации
программа социализации...
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Программа социализации подростков "Лидер"
Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере....