Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
материал на тему
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети с нарушением слуха младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у слабослышащих и позднооглохших детей является в настоящее время одной из самых острых.
Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни слабослышащих и позднооглохших обучающихся является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Данная Рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у слабослышащих и позднооглохших обучающихся формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с нарушением слуха действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учѐтом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные экологические условия;
- факторы риска собственной жизнедеятельности слабослышащих, позднооглохших обучающихся, связанные с нарушением слуха;
- особенности отношения слабослышащих, позднооглохших и к своему здоровью, отличного от такового у детей с сохранным слухом.
Основная цель Рабочей программы «Здоровейка» – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- формировать установку на использование здорового питания;
- развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; - пробуждать в детях с нарушением слуха желания заботиться о своем здоровье;
- формировать потребность слабослышащих и позднооглохших обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 4блоков.
- «Гигиена человека»: личная гигиена и ее влияние на здоровье человека.
- «Быть здоровыми хотим»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
- «Правила здорового питания»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.
- «Спорт и здоровье»: знакомство с подвижными играми, правилами игры во время спортивных игр.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 3А класса для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с нарушением слуха.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоенияслабослышащими и позднооглохшими обучающимися данной Рабочей программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся с нарушением слуха формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование уменияопределять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для всех людей правила поведения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному плану.
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей с нарушениями слуха, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации Рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВ;
- заботиться о своем здоровье;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
В начале и в конце учебного года будут проведены мероприятия по выявлению физических возможностей обучающихся с нарушением слуха и проведен мониторинг физического развития воспитанников.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | ||
Всего часов | Теор. | Практ. | |||
Введение. Что значит быть здоровым? | 1 | 1 | Уметь воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. | ||
I | «Гигиена человека». | 8 | 4 | 4 | |
1.1 | Я и мой внешний вид. | 1 | |||
1.2 | Правила личной гигиены. | 1 | 2 | ||
1.3 | Правила ухода за ушами. | 1 | |||
1.4 | Учимся ухаживать за волосами. | 1 | |||
1.5 | Что такое кариес? | 1 | |||
1.6 | Правила Мойдодыра. | 1 | |||
II. | Быть здоровыми хотим. | 7 | 4 | 3 | Формировать у детей представление о правильном режиме дня и последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета. Учить работать в группе, умение договариваться, сотрудничать. Формировать представления о значении здорового образа жизни. |
2.1 | Соблюдаешь ли ты режим дня? | 1 | |||
2.2 | О пользе утренней зарядки. | 1 | |||
2.3 | Глазам полезна физкультура. | 1 | |||
2.4 | Почему кто-то болеет, а кто-то нет? | 1 | |||
2.5 | Способы закаливания. Люди-моржи. | 1 | |||
2.6 | Викторина «Как победить болезнь?» | 1 | |||
2.7 | Правила сохранения здоровья. | 1 | |||
III. | Правила здорового питания. | 10 | 4 | 6 | Формировать мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; формировать представления о полезных продуктах и витаминах, содержа-щихся в них. |
3.1 | Питание – источник энергии. | 1 | 1 | ||
3.2 | Разница между вкусной и здоровой пищей. | 1 | |||
3.3 | Мы едем в деревню «Кашкино» | 1 | |||
3.4 | Экскурсия в столовую. | 1 | |||
3.5 | Молоко коровье – кушай на здоровье. | 1 | |||
3.6 | Еда для здоровячков и хлюпиков. | 1 | |||
3.7 | Где найти витамины зимой и весной? | 1 | |||
3.8 | Лук - от семи недуг. | 1 | |||
3.9 | Викторина «Здоровое питание». | 1 | |||
IV. | Спорт и здоровье. | 8 | 2 | 6 | Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей. Учить работать по предложенному учителем плану. |
4.1 | Значение спорта в нашей жизни. | 1 | |||
4.2 | Как и чем играли в старину. | 1 | |||
4.3 | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | 1 | |||
4.4 | Мой веселый, звонкий мяч. | 1 | |||
4.5 | Спортивные игры. | 1 | 2 | ||
4.6 | В здоровом теле - здоровый дух. | 1 | |||
Итого: | 34 | 15 | 19 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | В стране Гигиении. | 9 | |||
1.1 | Введение. | 1 | Знакомство с тематикой занятий. Мониторинг физических возможностей обучающихся. | ||
1.2 | Я и мой внешний вид. | 1 | Закрепление знаний детей об основных правилах личной гигиены; формирование навыков соблюдения чистоты своего тела средствами личной гигиены. | ||
1.3 | Правила личной гигиены. | 1 | Обучение простейшим навыкам ухода за своим телом, формировать потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. | ||
1.4 | Как микробы попадают в организм? | 1 | Формирование у обучающихся основы здорового образа жизни через чтение сказки о мышонке. | ||
1.5 | Практикум. «Моем, моем трубочиста». | 1 | Обучение детей этапам самостоятельного ухода за руками. | ||
1.6 | Правила ухода за ушами. | 1 | Обучение поддержания в чистоте ушей и слуховых аппаратов, мытью их по мере надобности. | ||
1.7 | Учимся ухаживать за волосами. | 1 | Закрепление знаний о средствах ухода за волосами. | ||
1.8 | Что такое кариес? | 1 | Обобщение знаний о гигиене полости рта и зубов, выяснить, какой вред приносит неправильный уход за зубами. | ||
1.9 | Правила Мойдодыра. | 1 | Развитие потребности в соблюдении санитарно-гигиенических навыков в процессе анализа стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». | ||
II. | Быть здоровыми хотим. | 7 | |||
2.1 | Соблюдаешь ли ты режим дня? | 1 | Формирование у детей представлений о правильном режиме дня, составление режима дня. | ||
2.2 | О пользе утренней зарядки. | 1 | Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, их пользе для хорошего физического самочувствия. | ||
2.3 | Глазам полезна физкультура. | 1 | Систематизация знаний о значении глаз; формирование знаний о способах бережного отношения к ним. | ||
2.4 | Почему кто-то болеет, а кто-то нет? | 1 | Профилактика простуды ОРЗ и ГРИППа. | ||
2.5 | Способы закаливания. Люди-моржи. | 1 | Формирование знаний о пользе закаливания на здоровье человека, способах закаливания. | ||
2.6 | Викторина «Как победить болезнь?» | 1 | Закрепление правил закаливания, профилактика простудных заболеваний. | ||
2.7 | Правила сохранения здоровья. | 1 | Рисование по теме здоровьесбережения. | ||
III. | Правила здорового питания. | 10 | |||
3.1 3.2 | Питание – источник энергии. | 2 | Закрепление знаний о продуктах питания. Рисование. | ||
3.3 | Разница между вкусной и здоровой пищей. | 1 | Игра. Выбор полезных продуктов. | ||
3.4 | Мы едем в деревню «Кашкино» | 1 | Исследование. Получение муки и крупы из зерна. | ||
3.5 | Экскурсия в столовую. | 1 | Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи». | ||
3.6 | Молоко коровье – кушай на здоровье. | 1 | Беседа о производстве молока. | ||
3.7 | Еда для здоровячков и хлюпиков. | 1 | Учить отличать вредные продукты от полезных. | ||
3.8 | Где найти витамины зимой и весной? | 1 | Рассказ, исследование, загадки. Приготовление салата. | ||
3.9 | Лук - от семи недуг. | 1 | Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). | ||
3.10 | Викторина «Здоровое питание». | 1 | Проведение викторины. | ||
IV. | Спорт и здоровье. | 8 | |||
4.1 | Значение спорта в нашей жизни. | 1 | Определение значимости спорта для людей. | ||
4.2 | Как и чем играли в старину. | 1 | Знакомство с видами игр и их правилами. | ||
4.3 | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | 1 | Формировать знания о правилах игры. Проведение игр «Горелки», «Филин и пташка» и др. | ||
4.4 | Мой веселый, звонкий мяч. | 1 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | ||
4.5 | Путешествие в Спортландию. | 1 | Учить распознавать спортивные игры. | ||
4.6 | Баскетбольное кольцо. | 1 | Отработка приёмов игры в баскетбол. Броски в кольцо. | ||
4.7 | Футбольное поле. Правила игры в футбол. | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра футбол. | ||
4.8 | В здоровом теле - здоровый дух. | 1 | Мониторинг физических возможностей обучающихся. |
- МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
- Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
- Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
- Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
- Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
- Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996. Усачев А.А., 9. - Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.10.
- Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство
Технические средства обучения:
- компьютер,
- медиапроектор,
- интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" содержит материал, разработанный в соответствии с релизацией ФГОС НОО обучающихся с О...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для обучающихся 10-11 класса
Данная программа расчитана на малокомплектные школы.Срок реализации 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов
Рабочая программа, КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (вариант I) «Здоровейка»
Данная программа «Здоровейка» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся спортивно-оздоровительного направления....