Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (вариант I) «Здоровейка»
рабочая программа

Иващенкова Любовь Олеговна

Данная программа «Здоровейка» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся спортивно-оздоровительного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashchenkova_zdoroveyka.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению (вариант I)

«Здоровейка»

Программу составила:

Иващенкова Любовь Олеговна

воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск 2021

Пояснительная записка

Данная программа «Здоровейка» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся спортивно-оздоровительного направления.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся «Здоровейка» (спортивно-оздоровительного направления) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Наиболее эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся,  развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Цели и задачи программы:

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного     здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.
  1. Воспитание:
  • целеустремленности и настойчивости;

             Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» разработана для обучающихся 3-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 40 минут: 34 часа в год.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Основные личностные результаты внеурочной деятельности

по программе «Здоровейка»:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни,
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Здоровейка:

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

2. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» обучающиеся получат возможность узнать:

  • основные вопросы гигиены;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

Получат возможность научиться:

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать «полезные» и «вредные» продукты;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • отвечать за свои поступки.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:

«Вот мы и в школе»: Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

«Чистота – залог здоровья». Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. В гостях у Мойдодыра. Просмотр мультфильма: К. Чуковский «Мойдодыр». Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр».

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке». Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Веселая зарядка. Веселая переменка.

«Питание и здоровье»: Правильное питание. Просмотр  мультфильма «Азбука здоровья». Как и чем мы питаемся. Витаминная тарелка на каждый день.  Овощи. Витаминная азбука. Просмотр развивающего мультфильма.  Фрукты. Витаминная азбука. Просмотр развивающего мультфильма «Фрукты и ягоды». Культура питания.  Как вести себя за столом. Просмотр мультфильма «Лунтик учит правила. Учимся как вести себя за столом. Приглашение к чаю. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.

«Моё здоровье в моих руках»: Мой внешний вид – залог здоровья.  Полезные и вредные привычки. «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Веселые переменки.  Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

 «Я в школе и дома»: Мой внешний вид – залог здоровья. Полезные и вредные привычки. Веселые переменки. «Как сохранять и укреплять свое здоровье».

«Забота об органах чувств»:  Зрение – это сила. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Осанка – это красиво. Как сохранить зубы здоровыми. Весёлые переменки. День здоровья «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим».

Содержание разделов:

Раздел 1: «Вот мы и в школе» 1 часов.

Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

Раздел 2: «Чистота – залог здоровья» 8 часов.

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. В гостях у Мойдодыра. Просмотр мультфильма: К. Чуковский «Мойдодыр». Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр».

 Раздел 3: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке»  3 часа

Рассказ о том, что такое зарядка. Заучивание комплекса утренней зарядки. Разучивание весёлых игр, в которые можно играть на перемене.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Игра «Зачем нужна зарядка». Рассказ о том, что такое зарядка. Заучивание комплекса утренней зарядки.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.  Выполнение элементарного комплекса утренней зарядки.

Веселая переменка. Разучивание весёлых игр, в которые можно играть на перемене. «Ручеёк», «У медведя во бору».

Раздел 4: «Питание и здоровье» 4 часа

Правильное питание. Просмотр  мультфильма «Азбука здоровья». Как и чем мы питаемся. Витаминная тарелка на каждый день.  Овощи. Витаминная азбука. Просмотр развивающего мультфильма.  Фрукты. Витаминная азбука. Просмотр развивающего мультфильма «Фрукты и ягоды». Культура питания.  Как вести себя за столом. Просмотр мультфильма «Лунтик учит правила. Учимся как вести себя за столом. Приглашение к чаю. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.

 Здоровое питание, просмотр мультфильма, игра  «Съедобное-несъедобное».

 Культура питания. Просмотр мультфильма «Винни Пух идет в гости». Игра «Правильно - неправильно».

Как вести себя за столом. Учимся как вести себя за столом Просмотр мультфильма «Лунтик учит правила». Учимся как вести себя за столом.

Раздел 5: «Моё здоровье в моих руках» 4 часа

Мой внешний вид – залог здоровья.  Полезные и вредные привычки. «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Веселые переменки.  Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Зрение – это сила. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Осанка – это красиво. Как сохранить зубы здоровыми. Весёлые переменки. День здоровья «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим».

 «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим!».  Что такое режим? Игра «Время спать, время играть…» Просмотр мультфильма.

Раздел 6: «Я в школе и дома». 4 часа

Мой внешний вид – залог здоровья. Полезные и вредные привычки. Веселые переменки. «Как сохранять и укреплять свое здоровье».

 Мой внешний вид – залог здоровья. Просмотр мультфильма.  Беседа по мультфильму. Игра «Правильно - неправильно».

Полезные и вредные привычки. Просмотр мультфильма. Игра «Хорошо – плохо». Веселые переменки. Разучивание весёлых игр, в которые можно играть на перемене. «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Просмотр мультфильма.

Раздел 7: «Забота об органах чувств» 7 часов.

Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги. Просмотр презентации. «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность» Просмотр презентации. Викторина.

«Берегись пожара» Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья». Выявление причин возникновения пожара. Работа над стихотворением С.В. Михалкова «Дядя Стёпа». Знакомство с правилами поведения при пожаре. Знакомство с правилами предупреждения пожара.

Правила дорожные знать каждому положено. Знакомство со знаками. Работа с памяткой «Это должен знать каждый». Игра «Красный, жёлтый. «Игровая психотерапия»

Снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих.

Снятие состояния психического дискомфорта. Оздоровительная минутка. Игра  «Волшебная шкатулка». Игра «Тух-тиби-дух!» Комплекс упражнений для снятия состояния психического дискомфорта.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание (раздел, тема)

Практическая работа

Ко-во   часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

Раздел  «Вот мы и в школе» 1ч

1

Вступительное занятие «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

Игры на внимание.

1

07.09

Раздел «Чистота – залог здоровья» 8ч

2

Дружи с водой.

Просмотр мультфильма. Игра «Плавает - не плавает»

2

14.09

21.09

3

Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Просмотр мультфильма. Конкурс на самый большой мыльный пузырь

2

28.09 05.10

4

В гостях у Мойдодыра.

Просмотр мультфильма: К. Чуковский «Мойдодыр». Игра «Загадки Мойдодыра»

2

12.10

19.10

5

Праздник чистоты  «К нам приехал Мойдодыр».

Веселые игры.

2

26.10

02.11

II четверть -7 часов

Раздел «Здоровье в порядке - спасибо зарядке» 3ч

6

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

Игра «Зачем нужна зарядка?».

1

16.11

7

Веселая зарядка.

Выполнение элементарного комплекса утренней зарядки.

2

23.11

30.11

Раздел «Питание и здоровье» 4ч

9

Правильное питание.

Просмотр мультфильма, игра  «Съедобное - не съедобное»

2

07.12

14.12

10

Как и чем мы питаемся. Витаминная тарелка на каждый день.

Что такое витамины? Просмотр мультфильма, Витамин А. Игра «Третий лишний»

1

21.12

11

Овощи. Витаминная азбука.

Просмотр мультфильма, Витамин С. Игра «Третий лишний».

1

28.12

III четверть – 8 часов

Раздел « Мое здоровье в моих руках» 4 ч

12

Фрукты. Витаминная азбука.

Просмотр мультфильма, Витамин В. Игра «Третий лишний».

1

18.01

13

Культура питания.

Просмотр мультфильма «Винни Пух идет в гости». Игра «Правильно - неправильно».

1

25.01

14

Как вести себя за столом.

Просмотр мультфильма «Лунтик учит правила. Учимся как вести себя за столом.

1

01.02

15

Приглашение к чаю.

Чаепитие с игровыми элементами.

1

08.02

Раздел «Я в школе и дома» 4ч

16

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

Что такое режим?

Игра «Время спать, время играть…» Просмотр мультфильма.

2

22.02

01.03

17

«Полезные» и «вредные» продукты.

Игра «Волшебный мешочек».

2

15.03

22.03

IV четверть – 7 часов

Раздел «Забота об органах чувств»7ч

18

Чтобы уши слышали.

Просмотр мультфильма. Как ухаживать за ушами. Игра «Пойми меня».

2

05.0412.04

19

Зачем человеку кожа

Просмотр мультфильма. Как ухаживать за кожей.

Игра «Правильно-неправильно»

2

19.04226.04

20

Осанка – это красиво

Просмотр мультфильма. Как правильно сидеть за партой.

1

03.05

21

Как сохранить зубы здоровыми

Просмотр мультфильма. Как сберечь зубы.

Игра «Третий лишний» (чем чистят зубы»). Как правильно чистить зубы»

1

10.05

22

Весёлые переменки

Общеукрепляющие упражнения на свежем воздухе. Веселые старты.

2

17.04

24.05

23

День здоровья «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим».

Соревнования команд

1

31.05

Список использованной литературы

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М. 2005. - 85 с.
  5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  6. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  7. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  9. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. //Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес детям»

Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения  (135 часов).  Программа предполагает проведение занятий  1 раз в неделю.  Продолжительность з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" содержит материал, разработанный  в соответствии с релизацией ФГОС НОО  обучающихся с О...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...