Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов
рабочая программа

Ольнёва Ольга Николаевна

Рабочая программа, КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

 методического объединения

педагогов, работающих

с обучающимися с ОВЗ

Протокол №1

от «26» августа 2020г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №1

от «28» августа 2020г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Банникова М.В.

________________

«28» августа  2020г

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

для  обучающихся с ОВЗ

 1-4 классов

«Школа Здоровья»

1 «З» класс

(второй год обучения)

Разработано

ШМО педагогов,

 работающих

с обучающимися с ОВЗ

Проводит

Ольнёва О.Н.

учитель начальных классов      

2020 -2021 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна программы.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.  

     Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

      Программа по  ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель данной программы:

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи:

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.  

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов.

Сроки реализации программы — 5 лет.

Форма и режим занятий:

Форма обучения 

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

 Режим занятий – 1 час в неделю/ 33-34 часов в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  1. К концу 1 класса первого года обучения

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, правила поведения в школе и дома, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические пражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры;   беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, отчёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологических   правил, опрос на занятиях после пройденной темы.

  1. К концу 1класса второго года обучения

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические пражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры;   беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, отчёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологических   правил, опрос на занятиях после пройденной темы.

  1. К концу 2класса

Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений;  правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

  1. К концу 3 года обучения

Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.  

Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».

  1. К концу 4 года обучения

Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры  «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

  • театрализованное действие «Дружба»,
  • спортивный праздник «День здоровья»,
  • сюжетно-ролевые игры  «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»,
  • костюмированный праздник «Чистота и здоровье»,
  • игры-путешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем  делать хорошо и не будем плохо»,
  • урок – КВН «Наше здоровье»,
  • праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

УЧЕБНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

(1 ч/нед., 33 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Дружи с водой

2

1

1

2

Забота о глазах 

1

1

3

Уход за ушами

1

1

4

Уход за зубами

3

1

2

5

Уход за руками и ногами 

1

1

6

Забота о коже

3

1

2

7

Как следует питаться

2

1

1

8

Как сделать сон полезным?

1

 1

 

9

Настроение в школе

1

1

10

Настроение после школы

1

1

11

Поведение в школе

2

 

2

12

Вредные привычки

2

1

1

13

Мышцы, кости и суставы 

2

1

1

14

Как закаляться.

Обтирание и обливание

1

1

 

15

Как правильно вести себя на воде

1

1

16

Чтобы душа была здорова

5

2

3

17

Народные игры

1

1

18

Подвижные игры

1

1

19

Доктора природы

(обобщающие)

2

 1

1

УЧЕБНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Почему мы болеем

3

1

2

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

1

2

3

  Кто нас лечит

1

 

1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравлений

2

1

1

7

Безопасность при любой погоде  

2

1

1

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

1

1

9

Правила безопасного поведения на воде  

1

1

10

Правила общения с огнем

1

1

11

Как уберечься от поражения электрическим током  

1

 

1

12

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

1

1

1

13

Как защититься от насекомых  

1

 

1

14

Предосторожности при обращении с животными  

1

 

1

15

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

1

1

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

1

1

17

Первая помощь при травмах

3

1

2

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  

1

1

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1

1

20

Сегодняшние заботы медицины  

3

3

УЧЕБНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Чего не надо бояться

1

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим не правду  

2

2

4

Почему мы не слушаемся родителей?       

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2

2

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу    

2

1

1

7

Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям 

1

1

9

Как нужно одеваться  

1

1

10

Как вести себя с незнакомыми людьми  

1

1

11

Как вести себя, когда что-то болит

1

1

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1

1

14

Как вести себя в общественных местах  

2

1

1

15

 «Нехорошие слова». Недобрые шутки    

2

1

1

16

Что делать, если не хочется в школу    

1

1

17

Чем заняться после школы  

1

1

18

Как выбрать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1

1

20

Как помочь больным и беспомощным  

2

1

1

21

Повторение

3

1

2

УЧЕБНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Наше здоровье

4

2

2

2

Как помочь сохранить себе здоровье

3

1

2

3

Что зависит от моего решения

2

2

4

Злой волшебник табак

1

 

1

5

Почему некоторые привычки

называются вредными

5

2

3

6

Помоги себе сам

1

1

7

Злой волшебник алкоголь

3

1

2

8

Злой волшебник наркотик

2

1

1

9

Мы одна семья

2

1

1

10

Повторение

11

11

Календарно – тематическое планирование

1 класс  (второй год обучения)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Тема 1.   Дружи с водой

1

Советы доктора Воды

1

07.09

2

Друзья Вода и Мыло

1

14.09

Тема 2. Забота о глазах

3

Глаза - главные помощники человека

1

21.09

Тема 3. Уход за ушами

4

Чтобы уши слышали

1

28.09

Тема 4. Уход за зубами

5

Почему болят зубы

1

05.10

6

Чтобы зубы были здоровыми

1

12.10

7

Как сохранить улыбку здоровой

1

19.10

Тема 5. Уход за руками и ногами

8

«Рабочие инструменты» человека

1

26.10

Тема 6. Забота о коже

9

Зачем человеку кожа  

1

16.11

10

Надежная защита организма

1

23.11

11

Если кожа повреждена

1

30.11

Тема 7. Как следует питаться

12

Питание - необходимое условие для жизни человека

1

07.12

13

Здоровая пища для всей семьи

1

14.12

Тема 8. Как сделать сон полезным?

14

Сон - лучшее лекарство

1

21.12

Тема 9. Настроение в школе

15

Как настроение?

1

11.01

Тема 10. Настроение после школы

16

Я пришел из школы

1

18.01

Тема 11. Поведение в школе

17

Я - ученик

1

25.01

18

Я - ученик

1

01.02

Тема 12. Вредные привычки

19

Вредные привычки

1

15.02

20

Вредные привычки

1

22.02

Тема 13. Мышцы, кости и суставы

21

Скелет - наша опора

1

01.03

22

Осанка - стройная спина!

1

15.03

Тема 14. Как закаляться.  Обтирание и обливание

23

Если хочешь быть здоров

1

05.04

Тема 15. Как правильно вести себя на воде

24

Правила безопасности на воде

1

12.04

Тема 16. Чтобы душа была здорова

25

Делать добро спеши

1

19.04

26

Доброму всё здорово

1

26.04

27

Чем сердиться, лучше помириться

1

10.05

28

Какой Я, какие другие

1

17.05

29

Какой Я, какие другие

1

24.05

Тема 17. Народные игры

30

Русская игра «Городки»

1

31.05

Календарно – тематическое планирование

2 класс 

урока

Программная тема    

Тема урока

Количество

часов

Дата

По плану

Фактически

1

Тема 1.

Почему мы болеем

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1

4

Тема 2.

Кто и как предохраняет нас от болезней

Как организм помогает себе сам?

1

5

Здоровый образ жизни

1

6

Тема 3.

Кто нас лечит

Какие врачи нас лечат

1

7

Тема 4.

Прививки от болезней

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

9

Тема 5.

Что нужно знать о лекарствах

Какие лекарства мы выбираем  

1

10

Домашняя аптечка

1

11

Тема 6.

Как избежать отравлений

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1

13

Тема 7.

Безопасность при любой погоде   

Если солнечно и жарко

1

14

Если на улице дождь и гроза

1

15

Тема 8.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Опасность в нашем доме

1

16

  Как вести себя на улице

1

17

Тема 9.

Правила безопасного поведения на воде   

Вода - наш друг

1

18

Тема 10.

Правила общения с огнем

Чтобы огонь не причинил вреда

1

19

Тема 11.

Как уберечься от поражения электрическим током 

Чем опасен электрический ток?

1

20

Тема 12.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

Травма

1

21

Тема 13.

Как защититься от насекомых 

Укусы насекомых

1

22

Тема 14.

Предосторожности при обращении с животными 

Что мы знаем  про собак и кошек

1

23

Тема 15.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Отравление ядовитыми веществами

1

24

Отравление угарным газом

1

25

Тема 16.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении 

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Как уберечься от мороза

1

27

Тема 17.

Первая помощь при травмах

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или порезался

1

30

Тема 18.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31

Тема 19.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Укус змеи

1

32

Тема 20.

Сегодняшние заботы медицины 

Расти здоровым  

1

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1

Календарно – тематическое планирование

3 класс

урока

Программная тема    

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1

Тема 1.

Чего не надо бояться

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

2

Тема 2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Учимся думать

   

1

3

Спеши делать добро

1

4

Тема 3.

Почему мы говорим неправду   

Поможет ли нам обман

1

5

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

6

Тема 4.

Почему мы не слушаемся родителей

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

8

Тема 5.

Надо уметь сдерживать себя 

Все ли желания выполнимы

1

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

10

Тема 6.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу 

Как отучить себя от вредных привычек

1

11

Как отучить себя от вредных привычек

1

12

Тема 7.

Как относиться к подаркам

Я принимаю подарок

1

13

Я дарю подарки  

1

14

Тема 8.

Как следует относиться к наказаниям 

Наказание

1

15

Тема 9.

Как нужно одеваться 

Одежда

1

16

Тема 10.

Как вести себя с незнакомыми людьми 

Ответственное поведение

1

17

Тема 11.

Как вести себя, когда что-то болит

   

Боль

1

18

Тема 12.

Как вести себя за столом

Сервировка стола

1

19

Правила поведения за столом

1

20

Тема 13.

Как вести себя в гостях 

Ты идёшь в гости

1

21

Тема 14.

  Как вести себя в общественных местах 

Как вести себя в транспорте и на улице

1

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

23

Тема 15.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки   

Умеем ли мы вежливо общаться

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

25

Тема 16.

Что делать, если не хочется в школу   

Помоги себе сам

1

26

Тема 17.

Чем заняться после школы 

Умей организовать свой досуг

1

27

Тема 18.

Как выбрать друзей 

Что такое дружба

1

28

Кто может считаться настоящим другом

1

29

Тема 19.

Как помочь родителям 

Как доставить родителям радость

1

30

Тема 20.

Как помочь больным и беспомощным 

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

31

Спешите делать добро

1

32

Тема 21.

Повторение

Огонёк здоровья

1

33

Путешествие в страну здоровья

1

34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1

Календарно – тематическое планирование

4 класс

урока

Программная тема    

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Тема 1.

Наше здоровье

Что такое здоровье

1

2

Что такое эмоции

1

3

Чувства и поступки

1

4

Стресс

1

5

Тема 2.

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся думать и действовать

1

6

Учимся находить причину и последствия событий

1

7

Умей выбирать

1

8

Тема 3.

Что зависит

 от моего решения

Принимаю решение

1

9

Я отвечаю за своё решение

1

10

Тема 4.

Злой волшебник табак

Что мы знаем о курении

1

11

Тема 5.

Почему

 некоторые привычки

называются вредными

Зависимость

1

12

Умей сказать нет

1

13

Как сказать нет

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь нет

1

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

16

Тема 6.

Помоги себе сам 

Волевое поведение

1

17

Тема 7.

Злой волшебник алкоголь

Алкоголь

1

18

Алкоголь - ошибка

1

19

Алкоголь – сделай выбор

1

20

Тема 8.

Злой волшебник наркотик

Наркотик

1

21

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

22

Тема 9.

Мы одна семья

Мальчишки и девчонки

1

23

Моя семья.

1

24

Тема 10.

Повторение

 

 

Дружба

1

25

«День здоровья»

1

26

Умеем ли мы правильно питаться

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

1

30

Чистота и порядок

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32

Урок – КВН «Наше здоровье»

1

33

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

34

Будьте здоровы

1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1 класс (первого и второго года обучения – на втором году обучения темы можно расширить как в теме так и в содержании занятий)

п/п

Темы

Форма занятий

Методические

приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Дружи с водой

Комбинированные занятия:

  • рассказ
  • беседа
  • игра
  • сказка

Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки

Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах»

Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка

  • Советы доктора Воды
  • «Сказка о микробах»
  • Плакат «Стадии мытья и вытирания рук»
  • Составление памятки «Стадии мытья и вытирания рук»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

2

Забота о глазах 

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • опыт
  • игра
  • наблюдение за опытом
  • заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Наглядные: наблюдение опыта

Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

  • Правила бережного отношения к зрению
  • Правила «Если вы носите очки»

  • Игра «Полезно-вредно»
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Правила

3

Уход за ушами

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • опыт
  • наблюдение
  • рассказ

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение

самомассажа ушей

Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»

  • Памятка «Как сберечь органы слуха»

   

  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Памятки

4

Уход за зубами

Комбинированные занятия:

  • игра
  • беседа
  • работа со стихотворением
  • рисование
  • практикум
  • рассказ

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…»

Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»

  • Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…»
  • Стихотворение «Как поел, почистил зубки…»
  • Это полезно запомнить
  • Этикетки от продуктов
  • Плакат «Чистка зубов»

  •  Игра «Угадайка»
  • Конкурс рисунков «Зуб-Замок»
  • Тест «Найди правильный ответ»
  • Это полезно запомнить
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

5

Уход за руками и ногами 

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • рассказ
  • игра-соревнование

Словесные: беседа по теме

Наглядные: наблюдение

Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка

  • Это полезно знать! (плоскостопие)
  • Пословицы и поговорки о пользе рук и ног
  • Правило «Уход за ногтями»
  •  Игра-соревнование «Кто больше?»
  • Это полезно знать (плоскостопие)!
  • Правило «Уход за ногтями»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

6

Забота о коже

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • рассказ
  • игра
  • опыт
  • практикум
  • наблюдение

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»

практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка

  • Правило «Уход за кожей»
  • Схема «Значение кожи»
  • Плакат «Строение кожи»
  • Игра «Угадайка»
  • Игра «Выбери ответ»
  • Игра «Можно или нельзя»
  • Опрос «Как оказать первую помощь?»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

7

Как следует питаться

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • экскурсия
  • практикум
  • сказка
  • игра
  • опыт

Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение

Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка

  • Стихотворение «Рано утром просыпайся…»
  • Сказка
  • Стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
  • Советы доктора Здоровая Пища
  • Золотые правила питания

  • Повторение правил здоровья
  • Игра «Угадайка»
  • Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

8

Как сделать сон полезным?

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • анализ стихотворения

Словесные: беседа, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника»

Практические: игра, оздоровительная минутка

  • Стихотворение С. Михалкова «Не спать»
  • Плакат «Режим дня школьника»

  • Игра «Можно-нельзя»
  • Игра «Юный кулинар»
  • Игра «Плохо-хорошо»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

9

Настроение в школе

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • практикум
  • анкетирование

Словесные: беседа по теме

Наглядные: наблюдение

Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

  • Анкета «В школе»
  • Анкета «Моё отношение к учёбе»

  • Анкета «В школе»
  • Анкета «Моё отношение к учёбе»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

10

Настроение после школы

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • драматизация
  • анкетирование
  • работа с пословицами
  • игра

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации,

Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки

Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка

  • Анкета «Любишь - не любишь»
  • Пословицы о людской красоте

  • Анкета «Любишь - не любишь»
  • Игра «Закончи рассказ»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

11

Поведение в школе

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • анализ ситуации

Словесные: беседа, анализ ситуации

Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе»  

Практические: оздоровительная минутка, игра

  • Правила ученика
  • Стихотворение Б. Заходера «Перемена»
  • Рассказ «Федя на перемене»  
  • Рассказ М. Куниной «В гардеробе»
  • Рассказ «В столовой»

  • Игра «Какой ты ученик»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

12

Вредные привычки

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • анализ ситуации
  • рассказ
  • драматизация

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов

Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки

Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации

  • Это нужно запомнить (о вреде курения)

  • Игра «Да - нет»
  • Это нужно запомнить
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

13

Мышцы, кости и суставы 

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • рассказ
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: плакат «Скелет человека»,  

Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

  • Плакаты «Скелет, мышцы человека»
  • Правила для поддержания правильной осанки

  • Опрос «Если случилось несчастье»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

14

Как закаляться.

Обтирание и обливание

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • объяснение
  • конкурс рисунков

Словесные: беседа по теме, объяснение

Наглядные: выставка рисунков

Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка

  • Правила закаливания

  • Классная выставка рисунков «Мы дружим с физкультурой и спортом»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

15

Как правильно вести себя на воде

Урок-беседа

Словесные: беседа по теме 

Наглядные: плакаты по теме

Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка

  • Правила поведения на воде
  • Плакаты «Правила поведения на воде»

  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

16

Чтобы душа была здорова

Уроки-тренинги

Словесные: объяснение, беседа по теме  

Наглядные: карточки «Эмоции»  

Практические: тренинг, упражнения, этюды

  • Карточки «Эмоции»  
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

17

Народные игры

Урок-соревнование

Словесные: беседа по теме

Наглядные: разучивание игры «Городки»

Практические: игра «Городки»

  • Атрибуты к игре «Городки»  
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

18

Подвижные игры

Урок-соревнование

Словесные: беседа по теме

Наглядные: разучивание подвижных игр

Практические: подвижные игры

  • Атрибуты к подвижным играм
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

19

Доктора природы (обобщающий)

Урок-обобщение

Словесные: беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами, заучивание слов

Наглядные: рисунки любимых детских персонажей

Практические: дидактические игры, подвижные игры

  • Рисунки любимых детских персонажей
  • Правила здоровья
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Стихотворение «Ты должен знать своё тело...»
  • Игра «Хорошо - плохо»
  • Правила здоровья
  •  Рисунки детей «Любимые герои книг»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2 класс

п/п

Темы

Форма занятий

Методические приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Почему мы болеем

Комбинированные занятия:

  • рассказ
  • беседа
  • игра-соревнование
  • тест

Словесные: рассказ, беседа по теме

Наглядные: 

Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест,  оздоровительная минутка    

  • Карточки с тестом «Твоё здоровье»
  •  Игра-соревнование «Кто больше?»
  • Тест «Твоё здоровье»
  • Беседа «Как надо заботиться о своём здоровье»
  • Вывод

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • тест
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка

   

  • Плакат «Режим дня школьника»
  • Памятка «Как правильно готовить уроки»
  • Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

   

  • Составление памятки «Как правильно готовить уроки»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

3

  Кто нас лечит

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • самоанализ

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка    

  • Вопросы валеологического самоанализа
  • Стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик…»

  • Валеологический самоанализ
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

4

Прививки от болезней

Комбинированные занятия:

  • рассказ
  • беседа
  • игра-соревнование
  • работа со стихотворением
  • дидактическая игра

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»  

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  • Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»
  • Стихотворение С. Михалкова «Прививка»
  • Игра-соревнование «Кто больше?»
  • Игра «Полезно-вредно»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

5

Что нужно знать о лекарствах

Комбинированные занятия:

  • самоанализ
  • беседа
  • работа со стихотворением
  • игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты

Практические: валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка    

  • Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»
  • Памятка «Безвредных лекарств не бывает»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Беседа по пройденной теме «Что должно быть в домашней аптечке»
  • Вывод

6

Как избежать отравлений

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра-соревнование
  • практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»  

Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка    

  • Сказка К. Чуковского «Айболит»
  • Памятка «Признаки лекарственного отравления»
  • Памятка «Признаки пищевого отравления»
  • Памятка «Помоги себе сам»
  • Игра-соревнование «Кто больше?»
  • Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» (командная)
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

7

Безопасность при любой погоде  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

  • Памятка «Признаки солнечного ожога»
  • Памятка «Правила поведения при грозе»
  • Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»
  • Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Памятки

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • дидактическая игра
  • игра-соревнование
  • заучивание слов

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

Практические: игра, оздоровительная минутка

  • Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»
  • Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»
  • Памятка «Правила безопасного поведения в доме»
  • Правила перехода улицы
  • Правила поведения в транспорте
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Игра-соревнование «Кто больше?»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Правила, памятки

9

Правила безопасного поведения на воде  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • игра
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  • Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    
  • Памятка «Когда опасность рядом»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Выводы
  • Памятка

10

Правила общения с огнем

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: план эвакуации школы

Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка  

  • «План эвакуации школы при пожаре»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Памятка

11

Как уберечься от поражения электрическим током  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • практикум

Словесные: беседа по теме  

Наглядные: памятка

Практические: игра, оздоровительная минутка  

  • Памятка «Первая помощь пострадавшему»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Памятка

12

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • практикум
  • работа со стихотворением
  • заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов  

Наглядные: стихотворение

Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка  

  • Стихотворение «Если я буду осторожен»
  • Практикум по оказанию первой помощи при травме
  • Беседа по пройденной теме  

Выводы

13

Как защититься от насекомых  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…»

Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка  

  • Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь…»
  • Памятка «Когда опасность рядом»
  • Пиши и говори правильно: «пинцет»  

  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

14

Предосторожности при обращении с животными  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения      

Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…»  

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  • Стихотворение «Не зря собака тех кусает…»
  • Правила обращения с животными

  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

15

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Комбинированные занятия:

  • повторение
  • игра-соревнование
  • беседа
  • дидактическая игра
  • заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов

Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  • Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»
  • Признаки отравления угарным газом
  • Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
  • Стихотворение «Если в доме появился дым…»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • дидактическая игра
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

  • Признаки теплового удара
  • Признаки обморожения
  • Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»
  • Игра «Валеологический светофор»
  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Игра «Полезно-вредно»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

17

Первая помощь при травмах

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • практикум
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

  • Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»
  • Пиши и говори правильно: «марганцовка»
  • Признаки растяжения связок
  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • практикум
  • опрос

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка  

  • Плакаты по теме (глаз, ухо, нос)
  • Практикум «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме
  • Опрос
  • Выводы

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • практикум
  • опрос

Словесные: беседа по теме  

Наглядные: плакаты по теме

Практические: оздоровительная минутка  

  • Признаки укуса змеи
  • Первая помощь при укусе змеи
  • Практикум «Признаки укуса змеи»
  • Практикум «Первая помощь при укусе змеи»
  • Беседа по пройденной теме
  • Опрос
  • Выводы

20

Сегодняшние заботы медицины  

Урок-конференция

Словесные: рассказы, беседа по пройденным темам, заучивание слов

Наглядные: рисунки животных

Практические: правила ЗОЖ, тест «Оцени себя», «Оздоровительная минутка», подвижные игры  

  • Правила здорового образа жизни
  • Тест «Оцени себя сам»
  • Практикум «Правила здорового образа жизни»
  • Тест «Оцени себя сам»
  • Беседа по пройденным темам
  • Выводы
  • Задание на лето

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3 класс

п/п

Темы

Форма

занятий

Методические

приёмы

Дидактический

материал

Форма подведения итогов

1

Чего не надо бояться

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • практикум
  • анализ ситуации

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов»

Практические: практикум «Снятие страхов    

  • Стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов»
  • Рисунки детей по теме «Страхи»
  • Стихотворение И. Токмаковой «Не буду бояться!»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • игра
  • заучивание слов
  • сказка
  • заучивание пословицы

Словесные: беседа по теме, заучивание слов, продолжение сказки, заучивание пословицы    

Наглядные: пословицы

Практические: игры    

  • Пословица для заучивания: «Доброе дело питает и разум и тело»
  • Слова для заучивания: «Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело»

   

  • Игра «Почему это произошло?»
  • Игра «Соедини слова, чтобы получилась пословица»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

3

Почему мы говорим не правду  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • продолжи рассказы
  • практикум
  • рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»
  • заучивание слов

Словесные: беседа по теме, анализ рассказа, заучивание слов  

Наглядные: рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Практические: практикум      

  • Рассказы для анализа
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»
  • Слова для заучивания
  • Пословицы для анализа

  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

4

Почему мы не слушаемся родителей?       

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • работа с рассказом Е. Чарушина «Курочка»
  • анализ рассказа А. М. Горького «Воробышек»
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ рассказа

Наглядные:  стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…», рассказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ А. М. Горького «Воробышек»  

Практические: игра    

  • Стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…»  
  • Рассказ Е. Чарушина «Курочка»
  • Рассказа А. М. Горького «Воробышек»
  • Игра «Почему нам запрещают»
  •  Пожелания себе
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

5

Надо уметь сдерживать себя

Комбинированные занятия:

  • беседа  
  • работа со стихотворением
  • работа с пословицами
  • игра
  • работа с толковым словарём

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, что значит «сдержаться»  

Наглядные: стихотворение «Хотел иметь я птичку», стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рёвушка», пословицы  

Практические: интерпретация пословиц, игра    

  • Стихотворение «Хотел иметь я птичку»
  • Стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рёвушка»
  • Пословицы

  • Игра «Проверь себя»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу    

Комбинированные занятия:

  • анализ ситуации
  • беседа
  • заучивание слов
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, заучивание слов

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!»,  стихотворение Г. Остера «Нет приятнее занятия…»

Практические: игра    

  • Стихотворение С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!»
  • Стихотворение Г. Остера «Нет приятнее занятия…»
  • Слова для заучивания

  • Игра «Давай поговорим»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

7

Как относиться к подаркам

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • дидактическая игра
  • анализ ситуации
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»

Практические: игра, анализ ситуаций    

  • Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»
  • Это полезно помнить
  • Игра «Закончи предложение»
  • Игра «Выбери ответ»
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Памятки

8

Как следует относиться к наказаниям 

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • анализ ситуации
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение «Например, тебя хотят…», стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

Практические: анализ ситуации, практикум    

  • Стихотворение «Например, тебя хотят…»
  • Стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

 

  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

9

Как нужно одеваться  

Комбинированные занятия:

  • дидактическая игра
  • беседа
  • работа с пословицами
  • анализ ситуации

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

Практические: игра, упражнения    

Стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

  • Пословицы
  • Слова А. П. Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно…»
  • Игра «Кто больше»
  • Игра «Найди правильный ответ»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Памятка

10

Как вести себя с незнакомыми людьми  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение «Азбука безопасности»

Практические: закончи высказывание  

  • Стихотворение «Азбука безопасности»
  • Правила поведения с незнакомыми людьми  
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Правила

11

Как вести себя, когда что-то болит

Комбинированные занятия:

  • кроссворд
  • беседа
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»

Практические: кроссворд, игра    

  • Стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»
  • Незаконченные фразы по теме
  • Кроссворд
  • Беседа по пройденной теме
  • Игра «Закончи фразу»
  • Выводы
  • Памятка

12

Как вести себя за столом

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • рассказ
  • объяснение
  • кроссворд
  • практикум
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, рассказ, объяснение, анализ ситуации

Наглядные: стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…», стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…», сервировка стола

Практические: кроссворд, практикум  

  • Стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…»
  • Стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…»
  • Кроссворд
  • Приборы для сервировки стола

  • Практикум по сервировке стола
  • Кроссворд
  • Игра «Закончи предложение»
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы

13

Как вести себя в гостях

Комбинированные занятия:

  • работа со стихотворением
  • беседа
  • объяснение
  • практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, объяснение    

Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»,

Практические: составление письменного приглашения    

  • Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»
  • Пример письменного приглашения
  • Это полезно помнить

  • Практикум «Приглашение гостей»
  • Самостоятельное составление письменного приглашения
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Памятки

14

Как вести себя в общественных местах  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации      

Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…»,  стихотворение А. Барто «В театре»

Практические: игра      

  • Это полезно помнить (правила поведения на улице, в транспорте)
  • Стихотворение «Азбука поведения в стихах…»  
  • Стихотворение А. Барто «В театре»
  • Правила поведения в школе
  • Игра «Выбери правильный ответ»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Правила поведения

15

 «Нехорошие слова». Недобрые шутки    

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • дидактическая игра
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: наблюдение ситуации

Практические: упражнения на правила общения, игра    

  • Стихотворение «Есть волшебные слова...»
  • Сказка К. Чуковского «Телефон»
  • Это полезно помнить

  • Игра «Комплимент»
  • Игра «Телефон»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы
  • Правила общения

16

Что делать, если не хочется в школу    

Комбинированные занятия:

  • анализ ситуации
  • беседа
  • работа со стихотворением
  • дидактическая игра

Словесные: анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри»

Практические: игра

  • Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри»
  • Мудрые мысли
  • «Полезные» советы Г. Остера
  • Игра «Закончи предложение»
  • Запомни мудрые слова «Помоги себе сам»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

17

Чем заняться после школы  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением  
  • дидактическая игра
  • анализ ситуации
  • сказка

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации        

Наглядные: стихотворный монтаж, потешные сказки

Практические: игра

  • Стихотворный монтаж
  • Потешные сказки
  • Игра «Давай поговорим»
  • Беседа по пройденной теме  
  • Выводы

18

Как выбрать друзей

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • закончи рассказ
  • дидактическая игра
  • стихи читают дети
  • анализ ситуации
  • работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворения П. Синявского, стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?», рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»

Практические: упражнения по теме, игра

  • Стихотворения П. Синявского
  • Стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?»
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»

  • Игра «Хочу быть»
  • Игра «Продолжи предложение»
  • Игра «Любит – не любит»
  • Беседа по пройденной теме
  • Опрос
  • Выводы

19

Как помочь родителям

Комбинированные занятия:

  • стихи читают дети
  • беседа
  • дидактическая игра
  • анализ ситуации

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворения А. Усатовой, В. Берестова, Е Благининой; стихотворение Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих

Практические: игры, анализ ситуаций  

  • Стихотворения А. Усатовой, В. Берестова, Е Благининой
  • Стихотворение Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих

  • Игра «Давай поговорим»
  • Игра «Комплимент»
  • Беседа по пройденной теме
  • Опрос
  • Выводы

20

Как помочь больным и беспомощным  

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра
  • работа с пословицами
  • объяснение
  • ролевая игра

Словесные: беседа, анализ ситуаций, анализ пословиц, объяснение

Наглядные: стихотворение Е. Благининой «Наш дедушка не любит тени…», рассказ «Старый дед и внучок»

Практические: анализ ситуаций, дидактическая игра, ролевая игра

     

  • Стихотворение Е. Благининой «Наш дедушка не любит тени…»
  • Рассказ «Старый дед и внучок»

  • Игра «Давай поговорим»
  • Игра «Кто больше»
  • Ролевая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы: Мудрые люди говорят «Как ты относишься к своим родителям, также и твои дети будут относиться к тебе»

Повторение

* Урок –

спектакль

Драматизация с целью ознакомления с историей врачевания

  • Персонажи спектакля - медицинские работники

* Урок –

путешествие

Конкурс на лучшее знание правил ЗОЖ и умения их выполнять

  • Каждая станция оборудована соответственно теме ЗОЖ

* Урок -

соревнование

Соревнование команд на знание тем ЗОЖ, построенное в виде вопросов-ответов

  • Каждый этап соревнований - это отдельная тема из ранее изученных тем ЗОЖ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4 класс

п/п

Темы

Форма занятий

Методические приёмы

Дидактический

материал

Форма подведения итогов

1

Наше здоровье

Комбинированные занятия:

  • объяснение
  • беседа
  • работа со стихотворением
  • работа со словарём
  • заучивание слов
  • дидактическая игра
  • практикум  

Словесные: объяснение, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения, иллюстрации «Эмоции»

Практические: работа со словарём, анализ ситуации,  практикум

  • Стихотворения  
  • Карточки «Эмоции»
  • Словарь  

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод

2

Как помочь сохранить себе здоровье

Комбинированные занятия:

  • чтение стихов детьми
  • беседа
  • сказка
  • анализ ситуаций
  • дидактическая игра
  • тренинг

Словесные: чтение стихов детьми, беседа по теме

Наглядные: стихотворения, пословицы, сказки

Практические: анализ ситуаций, игры, тренинг    

  • Стихотворения
  • Пословицы
  • Сказки
  • Слова для заучивания
  • Ситуации

   

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

3

Что зависит от моего решения

Комбинированные занятия:

  • рассказы детей
  • беседа
  • работа со стихотворением
  • анализ ситуаций
  • дидактическая игра
  • практикум

Словесные: рассказы детей, беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации  

Практические: анализ ситуаций, игры, практикум      

  • Рассказы  
  • Стихотворения
  • Ситуации

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод

4

Злой волшебник табак

Комбинированные занятия:

  • рассказы детей
  • беседа
  • объяснения
  • дидактическая игра
  • практикум
  • рисование

Словесные: рассказы детей, беседа по теме

Наглядные: рассказы, рисунки

Практические: игра, практикум, рисование  

  • Рассказы
  • Рисунки

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод

5

Почему некоторые привычки

называются вредными

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • работа с пословицей
  • словарная работа
  • анализ ситуаций
  • дидактическая игра
  • тренинг
  • работа с деревом решений
  • практикум

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения, анализ пословицы

Наглядные: стихотворения, пословицы

Практические: словарная работа, анализ ситуаций, игра, тренинг, практикум  

  • Стихотворения
  • Рассказы
  • Пословицы
  • Словарь
  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод
  • Дерево решений

6

Помоги себе сам

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • словарная работа
  • дидактическая игра

Словесные: беседа по теме

Наглядные: словарь

Практические: словарная работа, игра

  • Словарь  

  • Игра «Давай поговорим»
  • Беседа по пройденной теме
  • Вывод

7

Злой волшебник алкоголь

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • рассказ
  • работа со стихотворением
  • заучивание слов
  • работа с деревом решений
  • дидактическая игра
  • анализ ситуации

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения  

Практические: работа с деревом решений, анализ ситуации, игра

  • Стихотворения
  • Басня  
  • Рассказы
  • Это полезно помнить
  • Словарь
  • Игры
  • Беседа по пройденной теме
  • Выводы
  • Памятки
  • Дерево решений

8

Злой волшебник наркотик

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • анализ ситуации
  • дидактическая игра
  • работа с деревом решений
  • практикум

Словесные:  беседа по теме

Наглядные: стихотворения, рассказы

Практические: анализ ситуаций, игра, практикум  

  • Стихотворения
  • Рассказы
  • Это полезно помнить

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод
  • Дерево решений

9

Мы одна семья

Комбинированные занятия:

  • беседа
  • работа со стихотворением
  • анализ ситуаций
  • дидактическая игра
  • практикум

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации

Практические: анализ ситуаций, игра, примеры, практикум  

  • Стихотворения
  • Рассказы
  • Примеры

  • Дидактическая игра
  • Беседа по пройденной теме
  • Практикум
  • Вывод

10

Повторение

*  Театрализованное действие «Дружба»

 

*  Спортивный праздник «День здоровья»

*  Сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и  «Я выбираю кашу»

 

*  Костюмированный праздник «Чистота и здоровье»

*  Игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»

*  Урок – КВН «Наше здоровье»

*  Праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

     Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...