Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Этика взаимоотношений в окружающем мире" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
материал на тему

Материал содержит тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_vzaimootnoshen._3a.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

К дошкольному возрасту у детей с нарушением слуха уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Обучающемуся необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У слабослышащих и позднооглохших детей появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.  Следовательно, наиболее важным периодом обучения этике взаимоотношений является младший школьный возраст. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения у детей с нарушением слуха начинается с приходом в школу. Именно в начальных классах закладываются основы вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед педагогами задачу: дать  слабослышащим и позднооглохшим обучающимся  знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Разработанная мною программа «Этика взаимоотношений в окружающем мире» направлена на организацию   духовно-нравственного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся  во внеурочной деятельности.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает у слабослышащих и позднооглохших обучающихся развитие духовно-нравственных качеств, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.

Рабочая программа «Этика взаимоотношений в окружающем мире» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».
Цель программы: сформировать у слабослышащих и позднооглохших обучающихся             позитивное отношение к этическим нормам  взаимоотношения с окружающими. 

Задачи:

  • формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения между людьми,
  •  познакомить  обучающихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
  • показать детям с нарушением слуха разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.

Рабочая Программа составлена на основе  принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал - высшую норму нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
  • Аксиологический принцип, где ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
  • Принцип следования нравственному примеру, который позволяет расширить нравственный опыт, дает возможность продемонстрировать обучающимся реальную возможность следования идеалу в жизни.
  • Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
  • Принцип диалогического общении основан на  развитии речи слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания, направленный на духовно-нравственное развитие обучающихся с нарушением слуха, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников.
  • Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Для реализации Рабочей программы используются разнообразные методы работы со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания слабослышащих и позднооглохших обучающихся представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Ценностные ориентиры.

Содержание Рабочей программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Формы и виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение музея;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек.

Темы занятий Рабочей программы составлены таким образом, чтобы  слабослышащие и позднооглохшие обучающихся   проявляли активность в  обсуждении жизненных ситуаций, тем самым пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках.

Материал Рабочей программы разделен по блокам:

«Школьный этикет»,

«Учимся общаться»,  

«Правила поведения в общественных местах»,

«Копилка вежливых слов», которые выдаются последовательно, но в то же время перекликаются друг с другом, так в блоке «Школьный этикет» затрагивается тема вежливых слов и т.п.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3А класса, объёмом 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет, территория школы, в микрорайоне. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ


При реализации данной Рабочей программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе о нормах взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и  представителями различных социальных групп. 
На данном этапе воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.
Второй уровень результатов - получение обучающимися с нарушением слуха опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок с нарушение слуха получит практическое подтверждение приобретенных знаний и начнет их ценить. 
  2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
    Третий уровень результатов - получение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися             опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. 
    Для его достижения необходимо:
  • сформировать навык взаимодействия детей с нарушением слуха с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами школы, в открытой общественной среде.

Для этого запланированы походы в театр, музей.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

 Учебно-тематический план Рабочей программы составлен так, чтобы
переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществлялся последовательно.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • использование в общении вежливых слов.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностика.

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Теорет.

Практ.

I.

Школьный

этикет    

9

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих в школе.

 Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.  

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни).

1.1

Снова пришли мы на урок.

1

1.2

Вежливое отношение к старшим.

1

1.3

Правила поведения на перемене.

1

1.4

Буратино за столом.

1

1.5

Самое «вкусное» место в школе.

1

1.6

Все ли соблюдют правила в гардеробе?

1

1.7

Откуда пришла к нам книга?

1

1.8

Экскурсия в школьную библиотеку, «книжкина мастерская».

1

1.9

Поведение на прогулке.

1

II.

Учимся общаться  

7

Использовать в речи слова вежливости.

Высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников.

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

2.1

Анализ стихотворения

А. Барто «Медвежонок – невежа».

1

2.2

Всегда ли вы здороваетесь?

1

2.3

Обращение к человеку в различных ситуациях.

1

2.4

Будем учиться не ссориться  и правильно себя вести.

1

2.5

 Употребляемые слова при извинении.

1

2.6

Контролируй свое поведение.

1

2.7

О хорошем, добром поступке, который совершил Крош.

1

III.

Правила поведения в общественных местах

10

 

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Использовать доброжелательный тон в общении.

3.1

Поведение на улице.

1

3.2

Правильно ли я веду себя на дороге?

1

3.3

"Тише едешь, дальше будешь".

1

3.4

Где хранятся музейные экспонаты?

1

3.5

Сюжетно-ролевая игра «В театре, в кино».

1

3.6

Поведение в общественных местах. Кроссворд.

1

3.7

Уважай себя и окружающих.

1

3.8

Правила поведения дома и в гостях.

1

1

3.9

Как вести себя в   магазине?

1

IV.

Копилка вежливых слов

8

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4.1

Доброе слово лечит, а худое калечит.

1

4.2

Работа над рассказом

В. Осеевой «Волшебное слово».

1

4.3

Слова благодарности.

1

4.4

 Давайте  говорить  друг  другу  комплименты.

1

4.5

Учимся выбирать и дарить подарки.

1

4.6

Слова прощания  с взрослыми, друзьями, знакомыми.

1

4.7

Вежливые слова в нашей жизни.

1

4.8

Правила воспитанного человека.

1

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I.

Школьный

этикет    

9

1.1

Снова пришли мы на урок.

1

Обсудить предложенные ситуации. Учить формулировать правила поведения на уроке.

1.2

Вежливое отношение к старшим.

1

Учить решать проблемные ситуации: как надо относиться к родителям, учителю? Этикет в общении с родителями, учителем.

1.3

Правила поведения на перемене.

1

Закрепить знания о правилах поведения на переменах. Учить разыгрывать ситуации, формулировать правила поведения на перемене.

1.4

Буратино за столом.

1

Учить формулировать правила поведения в столовой.

1.5

Самое «вкусное» место в школе.

1

Экскурсия в столовую. Закрепить правила поведения в столовой.

1.6

Все ли соблюдют правила в гардеробе?

1

Повторить правила поведения в гардеробе.

1.7

Откуда пришла к нам книга?

1

Сформулировать правила поведения в библиотеке.

1.8

Экскурсия в школьную библиотеку, «книжкина мастерская».

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

1.9

Поведение на прогулке.

1

Закрепить правила поведения на  пришкольном дворе.

II.

Учимся общаться  

7

2.1

Анализ стихотворения

А. Барто «Медвежонок – невежа».

1

Учить использовать в общении со сверстниками  вежливые слова.

2.2

Всегда ли вы здороваетесь?

1

  Учимся здороваться с разными людьми, используя разные формы приветствия.

2.3

Обращение к человеку в различных ситуациях.

1

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

2.4

Будем учиться не ссориться  и правильно себя вести.

1

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты.

2.5

 Употребляемые слова при извинении.

1

 Учить разыгрывать ситуации, отвечать на извинение.

2.6

Контролируй свое поведение.

1

Дать понятие о необходимости контроля своего поведения.

2.7

О хорошем, добром поступке, который совершил Крош.

1

 Просмотр мультфильма Смешарики «Подвиг». Закрепление знаний в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

III.

Правила поведения в общественных местах

10

3.1

Поведение на улице.

1

Формулирование правил поведения на улице.

3.2

Правильно ли я веду себя на дороге?

1

Вспомнить правила поведения на улице.

3.3

"Тише едешь, дальше будешь".

1

Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Составление памятки «Ты-пассажир».

3.4

Где хранятся музейные экспонаты.

1

Учить соблюдать  правила поведения в музее.

3.5

Сюжетно-ролевая игра «В театре, в кино».

1

Беседа о поведении учащихся в театре, кино, на концерте. Создание проблемной ситуации.

3.6

Поведение в общественных местах. Кроссворд.

1

Вспомнить правила поведения в театре, учить видеть ошибки в поведении других.Решение кроссворда.

3.7

Уважай себя и окружающих.

1

Формулирование  правил поведения на празднике  с помощью сюжетно-ролевых игр.

3.8

Правила поведения дома и в гостях.

2

Анализ рассказа «В гостях и дома». Составление правил поведения дома и в гостях.

3.9

Как вести себя в   магазине?

1

Учить правилам поведения в магазине. Экскурсия в магазин.

IV.

Копилка вежливых слов

8

4.1

Доброе слово лечит, а худое калечит.

1

Просмотр фрагментов из мультфильмов.

4.2

Работа над рассказом

В. Осеевой «Волшебное слово».

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово».

4.3

Слова благодарности.

1

Просмотр мультфильма

«Муха – Цокотуха». Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Разыгрывание ролевой ситуации.

4.4

 Давайте  говорить  друг  другу  комплименты.

1

  Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

4.5

Учимся выбирать и дарить подарки.

1

Привитие навыков культуры поведения через сюжетно-ролевую игру.

4.6

Слова прощания  с взрослыми, друзьями, знакомыми.

1

Вспомнить и закрепить правила прощания.

4.7

Вежливые слова в нашей жизни.

1

Разгадывание филворда.

4.8

Правила воспитанного человека.

1

Создание проблемных ситуаций и их решение на занятии. Диагностика уровня знаний учащихся.

  1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Библиотечный фонд для учителя:

  1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
  2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
  3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
  5. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
  6. Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
  8. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.
  9. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
  10. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 007. - 296с.
  11. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М.:1994. 107 с.
  12. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.

Библиотечный фонд для для обучающихся и родителей:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
  4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  5. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  6. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  7. Осеева В.А. Волшебное слово
  8. Пятак С.В. Расту культурным: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  9. 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  10. Толстой Л.Н. Волк и собака.
  11. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  12. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  13. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.

Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010

Интернет ресурсы  http://esotery.net/human/ilia-muromets

Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

http://www.portal-slovo.ru/

http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. ...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...