Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Этика взаимоотношений в окружающем мире" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
материал на тему
Материал содержит тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_vzaimootnoshen._3a.docx | 60.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
К дошкольному возрасту у детей с нарушением слуха уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Обучающемуся необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У слабослышащих и позднооглохших детей появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этике взаимоотношений является младший школьный возраст. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения у детей с нарушением слуха начинается с приходом в школу. Именно в начальных классах закладываются основы вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед педагогами задачу: дать слабослышащим и позднооглохшим обучающимся знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Разработанная мною программа «Этика взаимоотношений в окружающем мире» направлена на организацию духовно-нравственного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся во внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает у слабослышащих и позднооглохших обучающихся развитие духовно-нравственных качеств, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.
Рабочая программа «Этика взаимоотношений в окружающем мире» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».
Цель программы: сформировать у слабослышащих и позднооглохших обучающихся позитивное отношение к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Задачи:
- формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения между людьми,
- познакомить обучающихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
- сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
- показать детям с нарушением слуха разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.
Рабочая Программа составлена на основе принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
- Принцип ориентации на идеал - высшую норму нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
- Аксиологический принцип, где ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
- Принцип следования нравственному примеру, который позволяет расширить нравственный опыт, дает возможность продемонстрировать обучающимся реальную возможность следования идеалу в жизни.
- Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
- Принцип диалогического общении основан на развитии речи слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания, направленный на духовно-нравственное развитие обучающихся с нарушением слуха, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников.
- Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Для реализации Рабочей программы используются разнообразные методы работы со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания слабослышащих и позднооглохших обучающихся представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Ценностные ориентиры.
Содержание Рабочей программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Формы и виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение музея;
- конкурсы;
- посещение библиотек.
Темы занятий Рабочей программы составлены таким образом, чтобы слабослышащие и позднооглохшие обучающихся проявляли активность в обсуждении жизненных ситуаций, тем самым пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках.
Материал Рабочей программы разделен по блокам:
«Школьный этикет»,
«Учимся общаться»,
«Правила поведения в общественных местах»,
«Копилка вежливых слов», которые выдаются последовательно, но в то же время перекликаются друг с другом, так в блоке «Школьный этикет» затрагивается тема вежливых слов и т.п.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3А класса, объёмом 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет, территория школы, в микрорайоне. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При реализации данной Рабочей программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе о нормах взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и представителями различных социальных групп.
На данном этапе воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.
Второй уровень результатов - получение обучающимися с нарушением слуха опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок с нарушение слуха получит практическое подтверждение приобретенных знаний и начнет их ценить.
- Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия детей с нарушением слуха с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами школы, в открытой общественной среде.
Для этого запланированы походы в театр, музей.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Учебно-тематический план Рабочей программы составлен так, чтобы
переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществлялся последовательно.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- использование в общении вежливых слов.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос.
- Наблюдение.
- Диагностика.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Теорет. | Практ. | ||||
I. | Школьный этикет | 9 | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих в школе. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни). | ||
1.1 | Снова пришли мы на урок. | 1 | |||
1.2 | Вежливое отношение к старшим. | 1 | |||
1.3 | Правила поведения на перемене. | 1 | |||
1.4 | Буратино за столом. | 1 | |||
1.5 | Самое «вкусное» место в школе. | 1 | |||
1.6 | Все ли соблюдют правила в гардеробе? | 1 | |||
1.7 | Откуда пришла к нам книга? | 1 | |||
1.8 | Экскурсия в школьную библиотеку, «книжкина мастерская». | 1 | |||
1.9 | Поведение на прогулке. | 1 | |||
II. | Учимся общаться | 7 | Использовать в речи слова вежливости. Высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников. Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | ||
2.1 | Анализ стихотворения А. Барто «Медвежонок – невежа». | 1 | |||
2.2 | Всегда ли вы здороваетесь? | 1 | |||
2.3 | Обращение к человеку в различных ситуациях. | 1 | |||
2.4 | Будем учиться не ссориться и правильно себя вести. | 1 | |||
2.5 | Употребляемые слова при извинении. | 1 | |||
2.6 | Контролируй свое поведение. | 1 | |||
2.7 | О хорошем, добром поступке, который совершил Крош. | 1 | |||
III. | Правила поведения в общественных местах | 10 |
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Использовать доброжелательный тон в общении. | ||
3.1 | Поведение на улице. | 1 | |||
3.2 | Правильно ли я веду себя на дороге? | 1 | |||
3.3 | "Тише едешь, дальше будешь". | 1 | |||
3.4 | Где хранятся музейные экспонаты? | 1 | |||
3.5 | Сюжетно-ролевая игра «В театре, в кино». | 1 | |||
3.6 | Поведение в общественных местах. Кроссворд. | 1 | |||
3.7 | Уважай себя и окружающих. | 1 | |||
3.8 | Правила поведения дома и в гостях. | 1 | 1 | ||
3.9 | Как вести себя в магазине? | 1 | |||
IV. | Копилка вежливых слов | 8 | Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | ||
4.1 | Доброе слово лечит, а худое калечит. | 1 | |||
4.2 | Работа над рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». | 1 | |||
4.3 | Слова благодарности. | 1 | |||
4.4 | Давайте говорить друг другу комплименты. | 1 | |||
4.5 | Учимся выбирать и дарить подарки. | 1 | |||
4.6 | Слова прощания с взрослыми, друзьями, знакомыми. | 1 | |||
4.7 | Вежливые слова в нашей жизни. | 1 | |||
4.8 | Правила воспитанного человека. | 1 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | Школьный этикет | 9 | |||
1.1 | Снова пришли мы на урок. | 1 | Обсудить предложенные ситуации. Учить формулировать правила поведения на уроке. | ||
1.2 | Вежливое отношение к старшим. | 1 | Учить решать проблемные ситуации: как надо относиться к родителям, учителю? Этикет в общении с родителями, учителем. | ||
1.3 | Правила поведения на перемене. | 1 | Закрепить знания о правилах поведения на переменах. Учить разыгрывать ситуации, формулировать правила поведения на перемене. | ||
1.4 | Буратино за столом. | 1 | Учить формулировать правила поведения в столовой. | ||
1.5 | Самое «вкусное» место в школе. | 1 | Экскурсия в столовую. Закрепить правила поведения в столовой. | ||
1.6 | Все ли соблюдют правила в гардеробе? | 1 | Повторить правила поведения в гардеробе. | ||
1.7 | Откуда пришла к нам книга? | 1 | Сформулировать правила поведения в библиотеке. | ||
1.8 | Экскурсия в школьную библиотеку, «книжкина мастерская». | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | ||
1.9 | Поведение на прогулке. | 1 | Закрепить правила поведения на пришкольном дворе. | ||
II. | Учимся общаться | 7 | |||
2.1 | Анализ стихотворения А. Барто «Медвежонок – невежа». | 1 | Учить использовать в общении со сверстниками вежливые слова. | ||
2.2 | Всегда ли вы здороваетесь? | 1 | Учимся здороваться с разными людьми, используя разные формы приветствия. | ||
2.3 | Обращение к человеку в различных ситуациях. | 1 | Слова обращения к разным людям на разных уровнях. | ||
2.4 | Будем учиться не ссориться и правильно себя вести. | 1 | Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты. | ||
2.5 | Употребляемые слова при извинении. | 1 | Учить разыгрывать ситуации, отвечать на извинение. | ||
2.6 | Контролируй свое поведение. | 1 | Дать понятие о необходимости контроля своего поведения. | ||
2.7 | О хорошем, добром поступке, который совершил Крош. | 1 | Просмотр мультфильма Смешарики «Подвиг». Закрепление знаний в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. | ||
III. | Правила поведения в общественных местах | 10 | |||
3.1 | Поведение на улице. | 1 | Формулирование правил поведения на улице. | ||
3.2 | Правильно ли я веду себя на дороге? | 1 | Вспомнить правила поведения на улице. | ||
3.3 | "Тише едешь, дальше будешь". | 1 | Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Составление памятки «Ты-пассажир». | ||
3.4 | Где хранятся музейные экспонаты. | 1 | Учить соблюдать правила поведения в музее. | ||
3.5 | Сюжетно-ролевая игра «В театре, в кино». | 1 | Беседа о поведении учащихся в театре, кино, на концерте. Создание проблемной ситуации. | ||
3.6 | Поведение в общественных местах. Кроссворд. | 1 | Вспомнить правила поведения в театре, учить видеть ошибки в поведении других.Решение кроссворда. | ||
3.7 | Уважай себя и окружающих. | 1 | Формулирование правил поведения на празднике с помощью сюжетно-ролевых игр. | ||
3.8 | Правила поведения дома и в гостях. | 2 | Анализ рассказа «В гостях и дома». Составление правил поведения дома и в гостях. | ||
3.9 | Как вести себя в магазине? | 1 | Учить правилам поведения в магазине. Экскурсия в магазин. | ||
IV. | Копилка вежливых слов | 8 | |||
4.1 | Доброе слово лечит, а худое калечит. | 1 | Просмотр фрагментов из мультфильмов. | ||
4.2 | Работа над рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». | 1 | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». | ||
4.3 | Слова благодарности. | 1 | Просмотр мультфильма «Муха – Цокотуха». Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Разыгрывание ролевой ситуации. | ||
4.4 | Давайте говорить друг другу комплименты. | 1 | Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент. | ||
4.5 | Учимся выбирать и дарить подарки. | 1 | Привитие навыков культуры поведения через сюжетно-ролевую игру. | ||
4.6 | Слова прощания с взрослыми, друзьями, знакомыми. | 1 | Вспомнить и закрепить правила прощания. | ||
4.7 | Вежливые слова в нашей жизни. | 1 | Разгадывание филворда. | ||
4.8 | Правила воспитанного человека. | 1 | Создание проблемных ситуаций и их решение на занятии. Диагностика уровня знаний учащихся. |
- МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Библиотечный фонд для учителя:
- Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
- Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
- Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
- Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
- Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.
- Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 007. - 296с.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М.:1994. 107 с.
- Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.
Библиотечный фонд для для обучающихся и родителей:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010
Интернет ресурсы http://esotery.net/human/ilia-muromets
Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
http://www.portal-slovo.ru/
http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
Технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. ...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...
- Мне нравится (1)