Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ « Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора директор школы
классных руководителей по УВР Сазонов С.М.
Протокол № ____ __________ Кузина О.Р.
от «____» ____________2014 г _____________
«____» ____________2014 г «____» ____________2014 г
Рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию
на 2014 – 2015 учебный год
Давыдовой Ольги Геннадьевны
(классного руководителя 8 «а» класса)
Лягушиной Марины Владимировны
(воспитателя)
2014г.
Пояснительная записка
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.Сухомлинский.
Рабочая программа «Духовно – нравственное воспитание» предназначена для учащихся 8 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Говоря о морали, подразумевается поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании».
- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
- Инструктивными письмами Министерства образования и науки,
- Уставом КОУ Шербакульской школы-интерната VIII вида,
- Типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В. В. Воронковой,
- Образовательной программой ОУ.
Структура программы.
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд.
Цель программы:
- сформировать у учащихся прочные нравственные привычки, опыт гуманного поведения и отношения к окружающим;
- способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество.
Задачи программы.
- Формировать у воспитанников осознание ценностей в человеческой жизни.
- Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
- Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить им следовать в повседневной жизни.
- Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
- Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
- Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
- Научить детей различать эмоции и определять состояние окружающих.
Методы достижения поставленной цели.
1 Тематические беседы по нравственной тематике.
2 Дискуссии по нравственной тематике.
3 Практикумы, игры по этикету.
4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
5 Шефская работа: встречи с малышами, ветеранами труда, нуждающимися людьми.
6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест поселка.
7 Конкурсы, походы, экскурсии.
8 Родительские собрания.
Предполагаемый результат
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевых свойств.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Учащиеся должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
- Уровни духовно-нравственного воспитания
- Моя семья.
- Я и школа.
Культура и мы.
- Мое Отечество.
I. «МОЯ СЕМЬЯ»
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано преставление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | Формы | Примечание |
1. 2. 3. 4. | «Моя семья – моя крепость» «Спасибо мамочка тебе…» «Традиции моей семьи» «Папа, мама, я – спортивная семья» | Кл. час Праздник Кл. час Спорт.праздник |
II «Я И ШКОЛА»
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека,
- овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,
- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
- умение пользоваться правами ученика,
- выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | Формы | Примечание |
1. 2. 3. 4. | «Наши школьные обязанности» Предметные недели «Мои права и обязанности» Участие в школьных мероприятиях | Организация дежурств, распределение поручений Викторины, игры, олимпиады Кл. час |
III « КУЛЬТУРА И МЫ »
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов. Проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.
Предполагаемый результат деятельности:
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
- занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
- участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | Формы | Примечание |
1. 2. 3. 4. | «Что такое красота?» Традиционные русские народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха» «Наше творчество» «Красота родных просторов» | Кл.час Праздники Выставка работ Экскурсия |
IV «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
- изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
- верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | Формы | Примечание |
1. 2. 3. 4. | Государственная символика РФ. Об ответственности несовершеннолетних. «Они защищали Родину» к 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Зарница» | Кл. час Встреча с полицейским Кл. час Экскурсия Военно-спортивная игра |
Используемая литература
- Художественная литература афоризмы, поэзия.
- Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
- Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
- Книги и брошюры по этикету.
- Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
- Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
- Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...