конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с обучающейся 1 класса с ОВЗ. Самоанализ.
план-конспект на тему
Конспект логопедического занятия по теме:
«Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Малышева Галина Александровна, учитель-логопед МБОУ «УСОШ» с. Лешуконское
Конспект логопедического занятия по теме:
«Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»
Пояснительная записка
Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
Данное логопедическое занятие рассчитано на обучающуюся 1 класса с системным недоразвитием речи (ОВЗ).
Характеристика обучающейся: Девочка обучается по АОП для обучающихся с нарушением интеллекта (1 вариант). У обучающейся нарушен фонетико-фонематический компонент речевой системы, грамматический строй, словарный запас качественно неполноценен, недостаточно сформированы навыки связного высказывания.
Методическая тема занятия: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы».
Тема занятия, называемая детям: «Пересказ текста с опорой на картинки».
Место занятия в образовательной программе логопедической работы:
Занятие включено в раздел « развитие устной связной речи»
Цель: формирование умения последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, вопросы.
Задачи:
- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- Расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
- Формировать положительную мотивацию к обучению;
- Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
- Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка)
Оборудование: интерактивная доска; презентация;
Предварительная работа: проведение логопедического занятия по теме: «Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы».
Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: Обучающаяся научится составлять пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы.
Этапы проведения занятия
Самоанализ логопедического занятия .
Тема: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы».
Системное недоразвитие речи при умственной отсталости.1 класс.
На занятии присутствовала обучающаяся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости. Обучается по программе VIII вида первый год по заключению ОПМПК. До этого год обучалась по общеобразовательной программе. У обучающейся в целом нарушен лексико-грамматический компонент речевой системы, поэтому она недостаточно понимает учебные задания, указания, инструкции, испытывает трудности овладения учебными понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Отмечается недостаточное развитие связной речи. Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, подобраны методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.
- Занятие соответствует плану коррекционной работы .
Цель: формирование умения последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, вопросы.
Задачи: Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- Расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
- Формировать положительную мотивацию к обучению;
- Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
- Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка)
Цель, задачи в ходе занятия реализованы.
- Учебный материал соответствует программным требованиям, теме, цели и задачам занятия, возрасту обучающейся и её возможностям.
- Характер усвоения знаний детьми:
- Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд они повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной речи.
- Задания с учётом особенностей полисенсорного восприятия школьников ( с опорой на несколько анализаторов):
зрительн.+ слух., кинестетич.+речедвиг.
- Объём изучаемого оптимален, перегрузки не было.
- На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися. Наличие наглядности – мотивационный компонент.
- Структурные элементы занятия:
- Организационный момент (Организационный момент создал положительный настрой на обучение)
- Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
- Целеполагание
- Основная часть (Использование различных способов запоминания текста. В целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения был проведен один из приёмов оздоровления- офтальмологическая пауза с использованием ИКТ с соблюдением лексической темы «насекомые»)
- Итоговая часть. Рефлексия
- Изложение нового материала
- связь с предыдущим и последующим ( «Пересказ текста с опорой на вопросы» и «Пересказ по сюжетным картинкам» )
- наличие межпредметной связи ( психология + логопедия, логопедия + русск. яз., логопедия + окружающий мир)
- изложение материала по принципу от простого к сложному, составление предложений с незаконченной концовкой, составление предложений по вопросам, составление текста; Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
- При подаче материала осуществлялся индивидуальный подход.
Предложенные виды заданий по теме были эффективны при изучении данной темы. Инструкции – доступны.
- Занятие имело коррекционную направленность:
- упражнения на развитие высших психических функций,
- включение задания с опорой на несколько анализаторов
- смена видов деятельности.
- Поведение учащихся:
- устойчивость внимания,
- появление активности,
- наличие (или отсутствие) интереса,
- работоспособность высокая (низкая).
Умение логопеда поддержать работоспособность – в виде поощрения за правильный ответ.
- Назначение занятия: закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением, подготовить с составлению пересказа по сюжетным картинам.
Общие результаты занятия оправдали ожидания - занятие прошло на высоком уровне, в необходимом темпе. Учащаяся продемонстрировала сформированные умения и навыки по теме. Для достижения лучших результатов с обучающейся будет продолжена работа над развитием связной речи на следующих занятиях.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию обучающейся на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».
Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...
Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.ТЕМА: «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов с существител...
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи с ОНР 3 уровня (лексическая тема: «Одежда»).
Активизировать словарь по теме «Одежда», обучить составлению описательного рассказа по схеме....
Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.
Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...