Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».
план-конспект занятия на тему

Помелова Наталья Аркадьевна

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу».

 

Цели:

  1. Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприятии картины. Формировать умение описывать картину с опорой на зрительные образы и без них. Закреплять умение распространять предложения за счет прилагательных.
  2. Создавать условия для развития связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, мелкой и общей моторики.
  3. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и бережного отношения к природе. Формировать речевую культуру поведения на занятии, адекватную самооценку, самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_po_kartine.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу».

Цели:

  1. Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприятии картины. Формировать умение описывать картину с опорой на зрительные образы и без них. Закреплять умение распространять предложения за счет прилагательных.
  2. Создавать условия для развития связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, мелкой и общей моторики.
  3. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и бережного отношения к природе. Формировать речевую культуру поведения на занятии, адекватную самооценку, самоконтроль.

Оборудование: сюжетная картина «Дикие животные в лесу», Лесовичок,

картинно-графический план.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Отгадайте загадку о том, кто к нам пришел в гости.

Знаю лес и лес люблю

Я давно в лесу живу.

Там гуляю каждый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок

Старичок - … Дети: Лесовичок.

  1. Подготовка к основному этапу.

Лесовичок: здравствуйте, ребята!

Логопед: Откуда пришел Лесовичок? (Лесовичок пришел из леса)

Лесовичок: Ребята, знаете ли вы, кого можно встретит в лесу?

(В лесу можно встретить диких животных, птиц).

Логопел: Лесовичок, ребята умеют загадывать загадки о диких животных.

  1. Игра «Отгадай -ка»

Логопед: Загадай загадку своим друзьям или Лесовичку, используя слова – признаки. Дети загадывают загадки.

  • Он маленький, пушистый, трусливый, длинноухий, травоядный, летом – серый, зимой – белый. Кто это?
  • Он огромный, бурый, сильный, косолапый, всеядный. Кто это?
  • Она маленькая, ловкая, трудолюбивая, запасливая, летом рыженькая, зимой серенькая. Кто это?

И т.д.

Логопед: Как можно назвать одним словом всех этих животных?

Какие они? Дети: Это дикие животные.

Почему их называют дикими?

Лесовичок: Ребята, а я пришел не с пустыми руками. Я принес вам картину. Хотите её рассмотреть?

Дети проходят на стулья, чтобы рассмотреть сюжетную картину.

  1. Основная часть.
  1. Рассматривание картины «Дикие животные в лесу».
  • Прием «Называй -ка»

Логопед: Возьмите «подзорную трубу» и внимательно рассмотрите картину.

- Какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима).

- Что изображено на картине? (На картине изображен зимний лес с дикими животными)

- Какой это лес? (Это смешанный, заснеженный, дремучий лес)

- Что вы увидели в лесу? (Я увидел лиственные деревья, елочки, снег, следы и т.д. )

- Кого вы увидели в лесу? (Я увидел серенькую белочку. Я увидел длинноногого, рогатого лося. И т.д. )

Логопед размещает схематически изображенные картинки этих предметов на половинках круга на доске.

  • Прием «Объдиняй -ка».

Логопед: соедини две взаимосвязанные половинки в целое и составь предложение.

Дети: Серенькая белочка сидит у дупла и грызет орешки. Рыжая хитрая лиса мышкует. Беленький трусливый зайчик сидит под елочками. И т.д.

  1. Рассказ логопеда.

На картине изображен смешенный дремучий заснеженный лес. Снег лежит на земле и на деревьях. На толстом суку притаилась серая пятнистая рысь. Серенькая белочка сидит у дупла и грызет орешки. Рыжая хитрая лиса мышкует. Серые голодные волки стоят под деревом. Они увидели следы зайца, который только что пробежал здесь. Под елочками прячется беленький трусливый зайчик. Темно-коричневый длинноногий лось гложет кору осины. Рыжая лиса мышкует.

  1. Физминутка.

Подвижная игра «Кто как ходит?»

Логопед: Как ходит лось?

По – лосиному красиво

Ходит лось в лесу глухом.

Логопед: Как ходит лиса?

Вот идет лиса – краса,

Ходит крадучись она.

Логопед: Как прыгает зайчик?

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Логопед: Как ходит медведь?

По – медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.

 

5.  Самостоятельные рассказы детей.

Лесовичок: Кто хочет составить рассказ?  Ты хочешь рассказывать один или со своим товарищем?

6. Итоги занятия.

Лесовичок: Чей рассказ вам понравился? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

Развитие пассивно-активного словаря по теме "Дикие животные". Формирование диалогической речи посредством жестового языка

Конспект индивидуального логопедического занятия  с учащимся 5в класса "Особый ребенок"...

Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....