Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
материал
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_mnemotehniki_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях
в развитии связной речи
обучающихся с умственной отсталостью
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся коррекционной школы. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью, на сегодняшний день недостаточно разработаны.
В специальной литературе имеются теоретические рекомендации, посвященные развитию и коррекции связной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сталкиваясь с проблемами детей с различной патологией в обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала.
Одним из средств влияния на развитие речи обучающихся является использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лет».
К.Д.Ушинский
Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Мнемотехника - это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов.
Например: Дается слово -«девочка» и его символическое обозначение:
Когда ребенок поймет, что значит зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям
Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, можно переходить к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.
Когда дети усвоят отдельные изображения слов и фраз, переходим к мнемодорожкам, работая с ними над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, коротким рассказом
На следующем этапе переходим к работе с мнемотаблицами.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование метода мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке ...
«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение ин...
Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников
Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников....