Конспект урока чтения
план-конспект урока (5 класс) на тему

Лагутина Марина Владимировна

Тема урока:  Ю.ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ».

Цель урока:  - познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

Задачи:

Обучающая: - совершенствование техники чтения учащихся;

Воспитательная:- прививать учащимся нравственные качества

(благородство, бескорыстие, доброту.)

Коррекционно-развивающие: - обогащать словарный запас учеников;

-коррегировать ассоциативное мышление;

-развивать познавательный интерес обучающихся.

Используемые технологии:  развивающее обучение, чтение с оста-

новками, работа в группах (сотрудничество)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya_v_5_klasse_lagutina_m.v.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                               Конспект урока чтения в 5 классе.

Тема урока:  Ю.ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ».

Цель урока:  - познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

Задачи:

Обучающая: - совершенствование техники чтения учащихся;

Воспитательная:- прививать учащимся нравственные качества

(благородство, бескорыстие, доброту.)

Коррекционно-развивающие: - обогащать словарный запас учеников;

-коррегировать ассоциативное мышление;

-развивать познавательный интерес обучающихся.

Используемые технологии:  развивающее обучение, чтение с оста-

новками, работа в группах (сотрудничество).

Оборудование: портрет писателя; выставка рисунков учеников;ком-

пьютер.

Музыкальный фон: «Лунная соната» Ричарда Клайдерманна; песня «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка».

Опережающее домашнее задание:

- рисунок «Рыцарь» (каким дети представляют рыцаря?) (все)

-сообщение «Кодекс рыцарской чести» (2ученика)

-биографическая справка о писателе (2 ученика).

                                           Ход урока.

1 СЛАЙД

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

А) Каждому ученику выдаются 2 жетона (в конце урока можно отдать жетон тому,чьи ответы и мысли понравились больше)

Б) Вступительная беседа

На перемене , перед началом урока звучит песня «Колыбель-

ная Медведицы» из мультфильма «Умка».

- Здравствуйте, присаживайтесь.

- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Где вы её слыша-

ли?(Слова  к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель Юрий Яковлев)

2 СЛАЙД

  1. Проверка домашнего задания.

А) биографические сведения о Ю.Яковлеве.

- Сейчас ребята кратко расскажут о Юрии Яковлевиче Яковлеве. Пожалуйста, сообщения.

Стрельников Алексей: Родился Юрий Яковлев 26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати.

Козлов Антон: После войны поступил в Литературный институт имени Горького. Печататься стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести.

Дополнение учителем: Юрий Яковлев задумывался о детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о духовном здоровье. Мы с вами уже читали произведе-

ние Ю.Яковлева.

- Как оно называлось? ( «Колючка»)

- Кто главные действующие лица рассказа? ( Вера, Колючка)

- Что заставило Веру прийти на помощь Колючке? ( Взаимопомощь)

- Какие черты характера Веры проявились в том эпизоде, когда Вера заступилась за Колючку? Выберите ответы на доске:

Решительность                   злорадство                 трусость

                                 Чувство справедливости

- Чему учит нас этот рассказ?

Учитель: Герои Ю.Яковлева – разные по возрасту и характеру, но роднит их одно- они не могут  и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том,что нельзя изменять в дружбе, искать лёгких дорог.

  1. ЗНАКОМСТВО С РАССКАЗОМ «РЫЦАРЬ ВАСЯ»

- Рассказ, который мы сегодня будем читать, о рыцаре.

Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали. Каким был рыцарь? Охарактеризуйте его.

       СЛАЙД

(Это воин, у него копьё, меч, щит, может заступиться за слабого и обиженного , благородный, умеет стрелять, скачет верхом на лошади)

      СЛАЙД

- Слышали вы о кодексе чести рыцаря? ( Нет).

- Ребята подготовили сообщение, послушайте.

Галчёнков Николай: Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались рыцари верхом на конях притуплёнными копьями и мечами.

  СЛАЙД

Ильинский Дмитрий: Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню.

  СЛАЙД

Учитель: Рыцарь строго следовал кодексу чести – защищал своё Оте

чество, проявлял бесстрашие в сражениях, оберегал слабых: жен-

щин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.

- Рассказ Ю.Яковлева называется « Рыцарь Вася». Вас ничего не удивило в названии рассказа? Ничего не показалось необычным, странным? ( Имя рыцаря – Вася)

- А какие имена носили рыцари? ( Ричард, Айвенго, Роланд)

Нам дальше предстоит работа над чтением рассказа, а сейчас немного отдохнём, позаботимся о своих глазах. Следите за предметами только глазками.

СЛАЙД

ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ РАССКАЗА.

А) чтение рассказа учителем ( фоном звучит « Лунная соната»)

Б) объяснение непонятных слов.

- При чтении вам в тексте встретятся слова, значение которых может не всем понятно.

ТЮФЯК – мешок, набитый соломой, вялый медлительный человек.

Полынья на льду- отверстие, прорубаемое на реке людьми для хоз.нужд.

По щиколотку в воде-….

           В) чтение рассказа детьми.

           Г) беседа по содержанию:

- Понравился ли вам рассказ? (Да).

- Кто понравился?

- Вам Вася понравился, а ребята-одноклассники называли его как?(Тюфяком). Как же так?  Прочитайте мне этот эпизод. ( стр.80 со слов « Приятели называли его …» до слов «всё не ладилось»)

- А какая мечта была у Васи? Прочитайте. ( с.80 «он мечтал о подвигах…)

- Пробовал ли Вася поделиться с товарищами? (Да.)

- Встретил ли он поддержку?(Нет).

- Были ли у него друзья в жизни? ( Нет. Даже мама подтрунивала)

- Почему его никто не понимал? ( Он был сам по себе, не был похож ни на кого другого.)

- Почему у него не получается быть таким, как все остальные? (Был тюфяком).

- Прочитайте мне ещё раз отрывок, что случилось на реке.( с.80 со слов « Внимание тюфяка….     До слов тюфяк поплёлся домой…»с.81)

- Похож в этом отрывке Вася на тюфяка?( нет.) Почему? (Вася смелый,пойти по тонкому льду , не думая об опасности провалить

ся, сможет не каждый. Он как будто неуклюжесть потерял и стал ловким. Ему было страшно, но он думал о мальчишке-первокласс-

нике и шёл по льду.)

-Для чего же в этом отрывке Юрий Яковлев называет Васю тюфяком 6 раз? ( Он смеётся над теми, кто называет его так).

- на реке, кроме Васи был ещё один мальчик. Как его звали? (Дима Ковалёв).

-Как он вёл себя?(Он кричал, чтобы заглушить свой страх).

- Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой?

(Дима позаботился о Васе, который промочил ноги.Он нарочно так сделал, как будто позаботился. Он хотел себе славы.)

- Почему Вася, когда пришёл домой, не рассказал маме? (Его клонило ко сну, знобило. Он лёг на диван и уснул.)

-Как Вася ведёт себя на следующий день? ( Так же, как и всегда.)

- Что произошло на линейке в школе? ( Все хвалили Ковалёва)

- Как поступил Дима по отношению к Васе? (подло)

- А вы как расцениваете поступок Васи? ( Он вёл себя скромно, зря молчал, надо было всё рассказать .)

- Теперь вернёмся к заглавию.

- Подходит ли оно к рассказу? (Да)

Вася мечтал стать рыцарем и стал им, совершил благородный пос-

тупок. Пусть у него было незвучное для рыцаря имя, но ведь важна не внешность, а душа).

ВЫВОД:    - КАКИМ БУДЕТ ВАСЯ ДАЛЬШЕ? (Он вырастет, будет благородным, не растеряет рыцарства. Можно быть рыцарем и  без доспехов, главное, чтобы у тебя в груди билось благородное сердце.)

- О чём этот рассказ? ( о смелости и трусости, о правде и неправде,

О благородстве и бескорыстии, о толерантности ( о терпении).)

  1. РАБОТА В ГРУППАХ по 4 человека.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? Что случится на следующий день?  ( Дадут грамоту Васе, поздравят на линейке, все узнают про Васю-героя, ничего не произойдёт).

- А теперь открою секрет. Произведение написано в 1967 году.46 лет назад. Состарилось ли оно?

     6. Оценки за урок.

     7. Домашнее задание : пересказ с.80-82

     8. Итог урока.

- Кто сегодня достоин жетона? Как вы считаете?

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"

На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...