Конспект урока чтения
план-конспект урока (5 класс) на тему
Тема урока: Ю.ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ».
Цель урока: - познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
Задачи:
Обучающая: - совершенствование техники чтения учащихся;
Воспитательная:- прививать учащимся нравственные качества
(благородство, бескорыстие, доброту.)
Коррекционно-развивающие: - обогащать словарный запас учеников;
-коррегировать ассоциативное мышление;
-развивать познавательный интерес обучающихся.
Используемые технологии: развивающее обучение, чтение с оста-
новками, работа в группах (сотрудничество)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_v_5_klasse_lagutina_m.v.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 5 классе.
Тема урока: Ю.ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ».
Цель урока: - познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
Задачи:
Обучающая: - совершенствование техники чтения учащихся;
Воспитательная:- прививать учащимся нравственные качества
(благородство, бескорыстие, доброту.)
Коррекционно-развивающие: - обогащать словарный запас учеников;
-коррегировать ассоциативное мышление;
-развивать познавательный интерес обучающихся.
Используемые технологии: развивающее обучение, чтение с оста-
новками, работа в группах (сотрудничество).
Оборудование: портрет писателя; выставка рисунков учеников;ком-
пьютер.
Музыкальный фон: «Лунная соната» Ричарда Клайдерманна; песня «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка».
Опережающее домашнее задание:
- рисунок «Рыцарь» (каким дети представляют рыцаря?) (все)
-сообщение «Кодекс рыцарской чести» (2ученика)
-биографическая справка о писателе (2 ученика).
Ход урока.
1 СЛАЙД
- ОРГ. МОМЕНТ.
А) Каждому ученику выдаются 2 жетона (в конце урока можно отдать жетон тому,чьи ответы и мысли понравились больше)
Б) Вступительная беседа
На перемене , перед началом урока звучит песня «Колыбель-
ная Медведицы» из мультфильма «Умка».
- Здравствуйте, присаживайтесь.
- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Где вы её слыша-
ли?(Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель Юрий Яковлев)
2 СЛАЙД
- Проверка домашнего задания.
А) биографические сведения о Ю.Яковлеве.
- Сейчас ребята кратко расскажут о Юрии Яковлевиче Яковлеве. Пожалуйста, сообщения.
Стрельников Алексей: Родился Юрий Яковлев 26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати.
Козлов Антон: После войны поступил в Литературный институт имени Горького. Печататься стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести.
Дополнение учителем: Юрий Яковлев задумывался о детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о духовном здоровье. Мы с вами уже читали произведе-
ние Ю.Яковлева.
- Как оно называлось? ( «Колючка»)
- Кто главные действующие лица рассказа? ( Вера, Колючка)
- Что заставило Веру прийти на помощь Колючке? ( Взаимопомощь)
- Какие черты характера Веры проявились в том эпизоде, когда Вера заступилась за Колючку? Выберите ответы на доске:
Решительность злорадство трусость
Чувство справедливости
- Чему учит нас этот рассказ?
Учитель: Герои Ю.Яковлева – разные по возрасту и характеру, но роднит их одно- они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том,что нельзя изменять в дружбе, искать лёгких дорог.
- ЗНАКОМСТВО С РАССКАЗОМ «РЫЦАРЬ ВАСЯ»
- Рассказ, который мы сегодня будем читать, о рыцаре.
Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали. Каким был рыцарь? Охарактеризуйте его.
СЛАЙД
(Это воин, у него копьё, меч, щит, может заступиться за слабого и обиженного , благородный, умеет стрелять, скачет верхом на лошади)
СЛАЙД
- Слышали вы о кодексе чести рыцаря? ( Нет).
- Ребята подготовили сообщение, послушайте.
Галчёнков Николай: Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались рыцари верхом на конях притуплёнными копьями и мечами.
СЛАЙД
Ильинский Дмитрий: Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню.
СЛАЙД
Учитель: Рыцарь строго следовал кодексу чести – защищал своё Оте
чество, проявлял бесстрашие в сражениях, оберегал слабых: жен-
щин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.
- Рассказ Ю.Яковлева называется « Рыцарь Вася». Вас ничего не удивило в названии рассказа? Ничего не показалось необычным, странным? ( Имя рыцаря – Вася)
- А какие имена носили рыцари? ( Ричард, Айвенго, Роланд)
Нам дальше предстоит работа над чтением рассказа, а сейчас немного отдохнём, позаботимся о своих глазах. Следите за предметами только глазками.
СЛАЙД
ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ РАССКАЗА.
А) чтение рассказа учителем ( фоном звучит « Лунная соната»)
Б) объяснение непонятных слов.
- При чтении вам в тексте встретятся слова, значение которых может не всем понятно.
ТЮФЯК – мешок, набитый соломой, вялый медлительный человек.
Полынья на льду- отверстие, прорубаемое на реке людьми для хоз.нужд.
По щиколотку в воде-….
В) чтение рассказа детьми.
Г) беседа по содержанию:
- Понравился ли вам рассказ? (Да).
- Кто понравился?
- Вам Вася понравился, а ребята-одноклассники называли его как?(Тюфяком). Как же так? Прочитайте мне этот эпизод. ( стр.80 со слов « Приятели называли его …» до слов «всё не ладилось»)
- А какая мечта была у Васи? Прочитайте. ( с.80 «он мечтал о подвигах…)
- Пробовал ли Вася поделиться с товарищами? (Да.)
- Встретил ли он поддержку?(Нет).
- Были ли у него друзья в жизни? ( Нет. Даже мама подтрунивала)
- Почему его никто не понимал? ( Он был сам по себе, не был похож ни на кого другого.)
- Почему у него не получается быть таким, как все остальные? (Был тюфяком).
- Прочитайте мне ещё раз отрывок, что случилось на реке.( с.80 со слов « Внимание тюфяка…. До слов тюфяк поплёлся домой…»с.81)
- Похож в этом отрывке Вася на тюфяка?( нет.) Почему? (Вася смелый,пойти по тонкому льду , не думая об опасности провалить
ся, сможет не каждый. Он как будто неуклюжесть потерял и стал ловким. Ему было страшно, но он думал о мальчишке-первокласс-
нике и шёл по льду.)
-Для чего же в этом отрывке Юрий Яковлев называет Васю тюфяком 6 раз? ( Он смеётся над теми, кто называет его так).
- на реке, кроме Васи был ещё один мальчик. Как его звали? (Дима Ковалёв).
-Как он вёл себя?(Он кричал, чтобы заглушить свой страх).
- Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой?
(Дима позаботился о Васе, который промочил ноги.Он нарочно так сделал, как будто позаботился. Он хотел себе славы.)
- Почему Вася, когда пришёл домой, не рассказал маме? (Его клонило ко сну, знобило. Он лёг на диван и уснул.)
-Как Вася ведёт себя на следующий день? ( Так же, как и всегда.)
- Что произошло на линейке в школе? ( Все хвалили Ковалёва)
- Как поступил Дима по отношению к Васе? (подло)
- А вы как расцениваете поступок Васи? ( Он вёл себя скромно, зря молчал, надо было всё рассказать .)
- Теперь вернёмся к заглавию.
- Подходит ли оно к рассказу? (Да)
Вася мечтал стать рыцарем и стал им, совершил благородный пос-
тупок. Пусть у него было незвучное для рыцаря имя, но ведь важна не внешность, а душа).
ВЫВОД: - КАКИМ БУДЕТ ВАСЯ ДАЛЬШЕ? (Он вырастет, будет благородным, не растеряет рыцарства. Можно быть рыцарем и без доспехов, главное, чтобы у тебя в груди билось благородное сердце.)
- О чём этот рассказ? ( о смелости и трусости, о правде и неправде,
О благородстве и бескорыстии, о толерантности ( о терпении).)
- РАБОТА В ГРУППАХ по 4 человека.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? Что случится на следующий день? ( Дадут грамоту Васе, поздравят на линейке, все узнают про Васю-героя, ничего не произойдёт).
- А теперь открою секрет. Произведение написано в 1967 году.46 лет назад. Состарилось ли оно?
6. Оценки за урок.
7. Домашнее задание : пересказ с.80-82
8. Итог урока.
- Кто сегодня достоин жетона? Как вы считаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс
Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить формирование правильной...
конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
На данном уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"
Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора. Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...