Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д"
план-конспект урока на тему
Конспект "Дифференциация звуков и букв б-д" является приложением к одноименной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_differentsiatsii_b-d.docx | 60.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « Дифференциация строчных букв б –д». ( Слайд 1)
Цель:
Дифференциация рукописных строчных букв б– д на письме.
Задачи: ( Слайд 2)
- Образовательные:
- учить различать кинетически сходные строчные буквы «б» и «д» на письме (в слогах, словах) путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- совершенствование навыков выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза;
- Коррекционно-развивающие:
- Развитие пространственной ориентировки, зрительного гнозиса .
- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие навыка самоконтроля.
- Воспитательные:
- воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, предметные картинки, карточки с образцами написания рукописных строчных букв б и д.
План урока
- Организационный момент.
Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:
1.1
Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
1.2 Назовите ваши главные действия на уроке: смотрим, слушаем, думаем.
1.3 Артикуляционная гимнастика (Слайд 3)
1.4 Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)
– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.
Что это? ( Дерево, дом, бочка)
– Выделите первый звук в каждом слове.
2. Основная часть.
- Определение темы.
- Характеристика звуков б- д, их артикуляция .
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
« Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)
- Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].
(Слайд 5)
– Какой первый звук в этом слове?
- Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десна верхних резцов (Д –десна). (Слайд 6)
« В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле?» (Белка)
- Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].
(Слайд 7)
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). (Слайд 8)
- Сопоставление звуков б-д по артикуляции.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
– Возьмите в руки зеркала и, глядя в них, произнесите звуки б-д. Найдите, что общее (одинаковое) в произношении этих звуков, и что разное (чем различаются).
Общее: звонкие, взрывные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десна.
- Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в десна; буква д – хвост дятла (вниз).
– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?
- Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:
Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).
ба – да адо – або
бо – до ода – оба
ду – бу уда – уба
ды – бы абы – ады
Физпауза.
– Разогреем ручки. Упражнение «Мячик».
Запишите тему занятия.
Различение б – д. (Слайд 13)
Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)
- Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.
1. Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)
Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
- Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
- Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)
а) На магнитной доске выставляются картинки: ботинки, сарафан, платье,
– Какая картинка лишняя? Носки.
– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь
Запишите это слово графически в тетрадь (черточками, обозначаем количество букв в слове).
К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.
_ б _ _ _
б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посуда _ _ _ _ д _
в) шапка, платье, рубашка, шорты. Одежда _ д _ _ д _
г) шкаф, стул, машина, полка. Мебель _ _ б _ _ _
- Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово (подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).
Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.
Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;
Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;
Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;
Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.
- Физминутка (Слайд 18)
Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.
- возьмите правой рукой за левое ухо;
- левой рукой за правый локоть;
- правой рукой закрыть правый глаз;
- левой рукой дотронуться до правой коленки;
- нужно поднять руки вверх, если услышите звук [б] в словах, если услышите звук [д] - присесть.
- «Странные слова».
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.
Спишите, вставляя нужные буквы.
Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.
- Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски). (Слайд 19)
Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.
Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.
Проверим.
- Физпауза. (Слайд 20)
Гимнастика для глаз.
- Вставь пропущенные буквы б-д и подели слова между гостями занятия.
...РОВИ, ...ОРОГА, КОРИ...ОР, ...УПЛО, ...ЕГЕМОТ, ЗА...ОР, ...ИЛЕТ, ...ИРИЖЕР
3. Итог занятия. (Слайд 21)
– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.
Использованные источники:
- http://nsportal.ru/
- http://www.logoped.ru/
- http://logopediya.com/books-logopediya/opticheskaya-disleksiya.php
- http://forum.schoolpress.ru/article/90/183
- http://eshitikova.blogspot.ru/
- http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm
- Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., Владос.1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Людмила Николаевна!
Спасибо за конспект логопедического занятия.
Была рада поделиться опытом.
Была рада поделиться опытом.