Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
методическая разработка по теме

Шахова Марина Борисовна

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_._m.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учереждение «Психологический центр» г.Михайловска

Конспект открытого занятия в группе «Пчёлка»

по теме: «Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами».

Учитель-логопед

структурного подразделения «Школы-центра»

Шахова М.Б.

2011-2012 уч.год

Тема:  Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами.

Цель занятия: обобщить представления детей о гласных звуках (воздух выходит изо рта, не встречая препятствий), дать представление о согласных звуках на примере звука М (воздух, выходя изо рта, встречает препятствие в виде губ), закрепить умение выделять гласный из середины слова в односложных словах по картинкам; уточнить артикуляцию звука М, учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов, соотносить его с буквой; продолжать учить составлять предложения из 3-х слов (кто?/что?+что делает?+как?) и соотносить их со схемой, менять обстоятельство места, подбирая антонимы; учить выкладывать прямой слог по следам звукового анализа; упражнять в выделении первого согласного звука в слове; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, операции мышления (сравнение и обобщение), воспитывать языковую наблюдательность.  

Демонстрационный материал:  картинки со звуком М в начале (машина, морковь, малина, муравей, мотоцикл) + «корова», звуковички (схемы гласных звуков А, О, У, И), магнитная азбука, магниты синего цвета, полоски-схемы слов, картинки-изображения односложных слов (дом, шар, стул, кит, др.), мяч, указка.

Раздаточный материал: зеркала, звуковички, полоски-схемы слов.

Ход занятия:

I. Орг. момент (игра «Угадай звук»)

    Дети по беззвучной артикуляции логопеда угадывают гласные, вспоминают, как они называются одним словом и почему.

II.Основная часть.

   1.Развитие фонематического восприятия «Определи звук» (в односложных словах).

    Дети по предъявляемым картинкам определяют гласный звук и поднимают соответствующий звуковичок.

   2.Знакомство со звуком  М.

      Игровой момент « Отгадай загадку».

                                     Голодная-мычит,

                                      Сытая-жуёт,

                                        Всем детям молоко даёт.  (Корова)

-Как мычит корова? (мммм…)

      Артикулирование звука М с опорой на зрительный анализатор, сравнение с пройденными гласными звуками, введение понятия «согласный звук».

Соотнесение звука с синим цветом: вызванный ребёнок пропевает звук столько раз, сколько синих магнитов выложено на доске (меняя длительность звучания звука: протяжно-отрывисто; громкость звука: громко-тихо).

   3. Игра «Услышь звук»:

Логопед, стоя за спинами детей, произносит ряды звуков, слогов и слов, содержащих звук М ( с, т, п, м, л, к, м, ор, ул, ым, ас, фы, ро, ту, ма, муха, слон, комод, удав, дом, сумка, вагон), дети хлопают в ладоши, услышав звук М.

4.Физминутка     «Муха»,  

      Муха целый день летает,          махи руками

      Всем она надоедает,

      Ночь в квартире настаёт,          присесть, руки вниз

      Она летать перестаёт.

                         «Повтори, не ошибись» (с перекидыванием мяча).

Ма-мо, му-мо-ма, ма-мы-ми-мо;

Муха-майка-мотор, камод-трюмо-гармонь, том-дом-ком-сом.

5.Показ картинок « Назови, чем похожи слова».

Логопед показывает картинку, дети голосом выделяют первые звуки и определяют, что все слова начинаются со звука М.

6.Составление предложений по предъявленным картинкам с опорой на вопросы: что? - что делает? - как?, выкладывание схем, определение места и количества слов в предложении, изменение предложения путём замены обстоятельства места (скажи наоборот).

7.Соотнесение звука М с буквой. Упр. « Найди букву М в нарисованных предметах».

8.Звуковой анализ слога МУ и выкладывание его из букв.

Корова потеряла свой голос на лугу, дети восстанавливают его из букв, в благодарность корова дарит детям угощение, конфеты Му-му.

III. Итог, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. урок русского языка в 5 классе

Урок по учебнику Л.М.Рыбченковой, параграф 5. второй урок из трёх по данной теме....

Буква у. Знакомство со строчной буквой у.

Русский язык (1 дополнительный класс)Тема: Буква у. Знакомство со строчной буквой у.ЗадачиОбразовательные:- познакомить учащихся с написанием строчной буквы у;- формировать зрительно-моторную координа...

Презентация занятия по "Занимательному азбуковедению" Знакомство с согласным звуком и буквой "Ж"

Целью данного занятия является знакомство с согласным звуком "Ж"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...