Рабочая программа логопедических занятий
рабочая программа на тему
Рабочая программа рассчитана на совершенствование речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в первых классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа логопедических занятий | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
(Образовательное учреждение)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на __________ учебный год
Класс(ы): 1а, 1б,1 в,1 г,1 д.
Предмет: коррекционно-развивающие логопедические занятия.
Учебник: Успенская Л.П., Успенский М.Б. – Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 1995
Учитель: Сулейманова Нурия Суджаятовна
Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю
Всего 99 часов ( из них 12 часов – обследование, 87 часов – коррекционные занятия)
ПРОВЕРЕНО:
Заместитель директора по УВР:
___________________________
___________________________
«___»_________________20__г.
Пояснительная записка к программе
Логопедические занятия
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является программой дополнительного образования в соответствии с ФГОС.
Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:
Образовательная область: «Русский язык»
Программа разработана с опорой на методические системы работы А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой.
Рабочая программа рассчитана на учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на один учебный год.
Программа разделена на 2 коррекционных этапа.
Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
Цель программы: Коррекция нарушений устной речи у детей, повышение успеваемости по русскому языку.
Задачи:
- правильная классификация имеющихся дефектов устной речи;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- воспитание чувства ответственности к учебной деятельности.
- исправление недостатков звуковой стороны речи;
- восполнение пробелов в развитии лексического запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование связной речи.
- воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Требования к результатам освоения предмета:
По завершении I этапа у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
поставлены и отдифференцированны звуки;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения;
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе слова- термины;
- уточнены значения имеющихся слов и обогащен словарный запас путем накопления новых слов;
Учащиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- отличать гласные звуки и буквы от согласных;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- пересказывать несложные тексты.
К концу II этапа учащиеся должны знать:
- значения имеющихся в лексическом запасе слов;
- различные способы словообразования;
- значения используемых синтаксических конструкций;
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- названия и определения членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в морфологическом составе слова;
- пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
- дифференцировать понятия «предмет», «действие», «признак»;
- согласовывать числительное с частями речи;
- изменять слова – признаки по родам в единственном числе в соответствии с родом слова – предмета;
- изменять слова – действия по временам и в прошедшем времени по родам;
Требования к уровню достижений обучающихся
Предметными результатами коррекционно-развивающего процесса являются знания и умений, приобретенные в ходе обучения.
Учащиеся научатся:
- правильно произносить, различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
- производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи;
- различать родственные (однокоренные) слова;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
- использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
- осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
Личностными результатами коррекционно-развивающего процесса являются следующие умения:
- осознавать роль развития речи в жизни людей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).
Средством достижения этих результатов служат материал, используемый на занятиях.
Метапредметными результатами коррекционно-развивающего процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- проговаривать выполненные действия на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем-логопедом плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в логопедических тетрадях и используемой на занятиях литературе (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя-логопеда;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться со сверстниками совместно с учителем-логопедом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Схема-план коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Этапы коррекционной работы | Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей | Грамматические термины, используемые на занятиях | Содержание коррекционной воспитательной работы |
I ЭТАП Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи | Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова Коррекция дефектов произношения. | Звуки и буквы, гласные и согласные; слог; твердые и мягкие согласные; разделительный Ь; Ъ, звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные | Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению. |
II ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка | 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу. | Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончние, приставка., суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных, число, падеж Число, время глаголов, безударные гласные | Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению. |
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы.
Речевое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Классы: 1
Учитель-логопед: Сулейманова Н. С.
Количество часов: обследование-12 ч., коррекционные занятия-87 ч.
Всего:99 ч. В неделю: 3 ч.
Планирование составлено на основе: А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».
№ | Темы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1-6. | Обследование устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи | ||
Слово. Предложение. Речь. Универсальные учебные действия: - уточнение понятий звуки – буквы, слово – предложение, речь. -строение и функции речевого аппарата. -ударение. -гласные и согласные. - учет позиции других людей, партнеров по общению. | |||
7. | Речь и предложение. | ||
8. | Речь и предложение. | ||
9. | Предложение и слово. | ||
10. | Предложение и слово. | ||
11. | Звуки речи. | ||
12. | Звуки речи. | ||
13. | Звуки речи. | ||
14. | Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). | ||
15. | Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). | ||
16. | Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата | ||
17. | Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата | ||
18. | Деление слов на слоги. | ||
19. | Деление слов на слоги. | ||
20. | Ударение. | ||
21 | Ударение. | ||
22. | Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). | ||
23. | Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). | ||
24. | Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). | ||
25. | Твердые и мягкие согласные. | ||
26. | Твердые и мягкие согласные. | ||
27. | Твердые и мягкие согласные. | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных. Универсальные учебные действия: -дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. -соотнесение согласных звуков с символами для их обозначения на письме. -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |||
28. | Звонкие и глухие согласные. | ||
29. | Звонкие и глухие согласные. | ||
30. | Звонкие и глухие согласные. | ||
31. | Звуки П и П’. Буква П. | ||
32. | Звуки П и П’. Буква П. | ||
33. | Звуки Б и Б'. Буква Б. | ||
34. | Звуки Б и Б'. Буква Б. | ||
35. | Дифференциация Б-П. (Б'-П’’) | ||
36. | Дифференциация Б-П. (Б'-П’’) | ||
37. | Дифференциация Б-П. (Б'-П’’) | ||
38. | Звуки Т и Т. Буква Т. | ||
39. | Звуки Т и Т. Буква Т. | ||
40. | Звуки Д и Д'. Буква Д. | ||
41. | Звуки Д и Д'. Буква Д. | ||
42. | Дифференциация Т-Д. (Т'-Д’). | ||
43. | Дифференциация Т-Д. (Т'-Д’). | ||
44. | Дифференциация Т-Д. (Т'-Д’). | ||
45. | Звуки К и К'. Буква К. | ||
46. | Звуки К и К'. Буква К. | ||
47. | Звуки Г и Г’. Буква Г. | ||
48. | Звуки Г и Г’. Буква Г. | ||
49. | Дифференциация К-Г. (К'-Г1). | ||
50. | Дифференциация К-Г. (К'-Г1). | ||
51. | Дифференциация К-Г. (К'-Г1). | ||
52. | Звуки С и С’. Буква С. | ||
53. | Звуки С и С’. Буква С. | ||
54. | Звуки 3 и 3'. Буква 3. | ||
55. | Звуки 3 и 3'. Буква 3. | ||
56. | Дифференциация С-3. (С'-З’). | ||
57. | Дифференциация С-3. (С'-З’). | ||
58. | Дифференциация С-3. (С'-З’). | ||
59. | Звук Ш и буква Ш. | ||
60. | Звук Ш и буква Ш. | ||
61. | Звук Ж и буква Ж. | ||
62. | Звук Ж и буква Ж. | ||
63. | Дифференциация Ш-Ж. | ||
64. | Дифференциация Ш-Ж. | ||
65. | Дифференциация Ш-Ж. | ||
Свистящие и шипящие звуки. Универсальные учебные действия: -закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. -дифференциация свистящих и шипящих звуков. -соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. -планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций, участников, способов взаимодействия. | |||
66. | Дифференциация С-Ш. | ||
67. | Дифференциация С-Ш. | ||
68. | Дифференциация С-Ш. | ||
69. | Дифференциация Ж-3. | ||
70. | Дифференциация Ж-3. | ||
71. | Дифференциация Ж-3. | ||
Дифференциация соноров. Универсальные учебные действия: -дифференциация звуков Р-Рь, Л-Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. -соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. -управление поведением партнера – контроль, оценка его действий. | |||
72. | Звуки Р и Р’. Буква Р. | ||
73. | Звуки Р и Р’. Буква Р. | ||
74. | Звуки Л и Л'. Буква Л. | ||
75. | Звуки Л и Л'. Буква Л. | ||
76. | Дифференциация Р-Л. (Л'-Р’). | ||
77. | Дифференциация Р-Л. (Л'-Р’). | ||
78. | Дифференциация Р-Л. (Л'-Р’). | ||
Свистящие и шипящие звуки. Универсальные учебные действия: -знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. -дифференциация свистящих и шипящих звуков. -соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. -умение слушать педагога и товарищей, вступать в диалог. | |||
79. | Звук Ч и буква Ч. | ||
80. | Дифференциация Ч-Т | ||
81. | Дифференциация Ч-Т | ||
82. | Звук Щ и буква Щ. | ||
83. | Дифференциация Щ-С. | ||
84. | Дифференциация Щ-С. | ||
85. | Дифференциация Щ-Ч. | ||
86. | Дифференциация Щ-Ч. | ||
87. | Звук Ц и буква Ц. | ||
88. | Дифференциация Ц-С. | ||
89. | Дифференциация Ц-С. | ||
90. | Дифференциация Ц-Т. | ||
91. | Дифференциация Ц-Т. | ||
92. | Дифференциация Ц-Ч. | ||
93. | Дифференциация Ц-Ч. | ||
94-99. | Обследование устной и письменной речи учащихся |
Список использованной литературы
Андреева Н.Г. – Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях./ под редакцией Р.И Лалаевой – М.: Владос, 2008
Гегелия Н.А.– Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М.: Владос, 2001
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. – Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. – Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991
Ефименкова Л. Н., Садовникова И.Н. – Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: 1996/Пост.: А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова.
Кукушин В.С. – Логопедия в школе: Практический опыт. – Ростов – на –Дону, МарТ, 2005
Успенская Л.П., Успенский М.Б. – Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения
Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану 90 часовИз них на:1...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения
Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 2-ой год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...