Способы повышения речевой активности дошкольников
методическая разработка на тему

 Кудашева Елена Викторовна

В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_povysheniya_rechevoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Способы повышения речевой активности дошкольников

Стимулирование детской речевой инициативы:

•        события, вызывающие эмоциональный всплеск и потребность в вербализации впечатлений: сюрпризные моменты (игрушки, картинки, фокусы), эксперименты, развлечения  и праздники. («Вам понравилось на празднике? Что ты запомнил? А что понравилось больше всего?», «Давайте расскажем родителям, как мы смешивали воду и масло» (Записываем, зарисовываем, вывешиваем отчёт на стенде);

•        проблемные вопросы и задачи, стимулирующие интеллектуальную и речевую активность, высказывание собственной точки зрения, аргументирование своей позиции, выслушивание мнения других (проводится до занятия по этим темам): «Что было раньше: курица или яйцо?», «Как достать груз с затонувшего корабля», «Что важнее: земля или вода?», «Люди и животные: похожи или отличаются», «Зачем животным хвосты», «Почему водоплавающие птицы улетают в холодные края?»;

•        речевое творчество по следам продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, использование нетрадиционных техник. Например: аппликация «Сказочная птица» и составление  рассказа об этой птице: как её зовут, какой у неё характер, что она умеет делать, где она живёт. Рисование «Осенний лист» - творческое рассказывание: с какого дерева лист, какое у него настроение (хочет он остаться на дереве или хочет улететь в путешествие), листопад – это страшно для него или весело, куда он полетит (упадёт);

•        говорящие персонажи (куклы, игрушки-животные) как партнёры по общению, игре, деятельности;

•        развивающая среда, инициирующая практическую деятельность с различными предметами, обогащение сенсорного опыта;

•         представление результатов детской деятельности (продуктивной деятельности,  фиксации экспериментов, записи высказываний детей) на выставке  в приёмной – стимулирует диалог родителей с детьми (задать вопрос, объяснить);

•        обращение к личному опыту (рассказывание новостей («Что произошло в выходные», «Моя любимая еда (игрушка, книга), «В детском саду я люблю заниматься…» и т.п.);

•        речь в ситуации признания, демонстрации значимости (фиксация текста взрослым – аудио, зарисовка, зашифровывание, записывание, «кресло автора»);

•        игровые приёмы: выступление по «телевизору», загадывание (описание человека, предмета) – игры «Кто потерялся?», «Кого похитил бандит?»;

•        проблемные ситуации (нехватки, недостачи, неясности), стимулирование обращения к другому человеку с просьбой.

Развитие речевого взаимодействия. Активизация речевого общения:

  Организуются ситуации, в которых дети по-разному строят своё поведение, учатся общаться, говорить и слушать друг друга:

•        Продуктивная и  трудовая деятельность:

*парные формы работы -  диалог с партнёром  по ходу деятельности, направленный на достижение общей цели (вместе нарисовать картину, накрыть на стол, сделать подарки для малышей) регулирование отношений – условие  успешности;

*деятельность по центрам активности в малых группах -   распределение ролей, обязанностей направленных на  достижение  результата;

*коллективные работы.

•        Разбор конфликтных ситуаций:

*словесное регулирование отношений с использованием речевых жанров - просьбы, отказа, комплимента, приветствия, прощания;

•        Виды детской активности, в которых речь не только средство организации, но и  средство изображения:

*театрализованные игры.

*сюжетные игры с ролевым диалогом.

•        Организация круговых сборов:

*дети делятся впечатлениями о групповых событиях, делятся новостями;

*дети обмениваются мнениями;

*дети ведут дискуссии.

•        Индивидуальные выступления в «кресле автора».

•        Специальные речевые игры («Да - нет», «Вам барыня прислала»  и т.п.)

Функции педагога в организации развивающей речевой среды

Степень непосредственного участия, помощи взрослого, конечно, варьируется в зависимости от  уровня владения речевыми навыками конкретным ребёнком, этапом освоения нового вида деятельности, индивидуальными  характерологическими особенностями детей. Основные функции воспитателя можно представить следующим образом:

  • организатор событийной канвы (воспитатель создаёт сам информационные поводы для коммуникации, разворачивает, углубляет стихийно возникшие (На прогулке увидели летучую мышь –  разворачиваем проекты в двух руслах: 1.Животные нашего края. 2.Загадочное существо: птица или зверь. Фантастические существа: придумаем их сами), подхватывает темы и интересы детей;

•        речевой образец: демонстрация способов речевого взаимодействия (и говорение, и слушание); вербализация процесса мышления; игра со словом (каламбуры, окказионализмы), нормы культуры речи;

•        организатор взаимодействия: развитие субъектных, диалогических  отношений между детьми;

•        корректор: преодоление речевых ошибок детей, помощь в разрешении конфликтов;

•        фиксатор успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение речевой активности детей с ЗРР

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...

консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"

Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...

Статья. Развитие речевой активности дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности.

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня- развитие связной речи детей. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Изучая разные материалы по развитию связной речи детей с ОВЗ - я п...

Речевая активность дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Поэтому тема речевого развития р...