Способы повышения речевой активности дошкольников
методическая разработка на тему
В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_povysheniya_rechevoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы повышения речевой активности дошкольников
Стимулирование детской речевой инициативы:
• события, вызывающие эмоциональный всплеск и потребность в вербализации впечатлений: сюрпризные моменты (игрушки, картинки, фокусы), эксперименты, развлечения и праздники. («Вам понравилось на празднике? Что ты запомнил? А что понравилось больше всего?», «Давайте расскажем родителям, как мы смешивали воду и масло» (Записываем, зарисовываем, вывешиваем отчёт на стенде);
• проблемные вопросы и задачи, стимулирующие интеллектуальную и речевую активность, высказывание собственной точки зрения, аргументирование своей позиции, выслушивание мнения других (проводится до занятия по этим темам): «Что было раньше: курица или яйцо?», «Как достать груз с затонувшего корабля», «Что важнее: земля или вода?», «Люди и животные: похожи или отличаются», «Зачем животным хвосты», «Почему водоплавающие птицы улетают в холодные края?»;
• речевое творчество по следам продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, использование нетрадиционных техник. Например: аппликация «Сказочная птица» и составление рассказа об этой птице: как её зовут, какой у неё характер, что она умеет делать, где она живёт. Рисование «Осенний лист» - творческое рассказывание: с какого дерева лист, какое у него настроение (хочет он остаться на дереве или хочет улететь в путешествие), листопад – это страшно для него или весело, куда он полетит (упадёт);
• говорящие персонажи (куклы, игрушки-животные) как партнёры по общению, игре, деятельности;
• развивающая среда, инициирующая практическую деятельность с различными предметами, обогащение сенсорного опыта;
• представление результатов детской деятельности (продуктивной деятельности, фиксации экспериментов, записи высказываний детей) на выставке в приёмной – стимулирует диалог родителей с детьми (задать вопрос, объяснить);
• обращение к личному опыту (рассказывание новостей («Что произошло в выходные», «Моя любимая еда (игрушка, книга), «В детском саду я люблю заниматься…» и т.п.);
• речь в ситуации признания, демонстрации значимости (фиксация текста взрослым – аудио, зарисовка, зашифровывание, записывание, «кресло автора»);
• игровые приёмы: выступление по «телевизору», загадывание (описание человека, предмета) – игры «Кто потерялся?», «Кого похитил бандит?»;
• проблемные ситуации (нехватки, недостачи, неясности), стимулирование обращения к другому человеку с просьбой.
Развитие речевого взаимодействия. Активизация речевого общения:
Организуются ситуации, в которых дети по-разному строят своё поведение, учатся общаться, говорить и слушать друг друга:
• Продуктивная и трудовая деятельность:
*парные формы работы - диалог с партнёром по ходу деятельности, направленный на достижение общей цели (вместе нарисовать картину, накрыть на стол, сделать подарки для малышей) регулирование отношений – условие успешности;
*деятельность по центрам активности в малых группах - распределение ролей, обязанностей направленных на достижение результата;
*коллективные работы.
• Разбор конфликтных ситуаций:
*словесное регулирование отношений с использованием речевых жанров - просьбы, отказа, комплимента, приветствия, прощания;
• Виды детской активности, в которых речь не только средство организации, но и средство изображения:
*театрализованные игры.
*сюжетные игры с ролевым диалогом.
• Организация круговых сборов:
*дети делятся впечатлениями о групповых событиях, делятся новостями;
*дети обмениваются мнениями;
*дети ведут дискуссии.
• Индивидуальные выступления в «кресле автора».
• Специальные речевые игры («Да - нет», «Вам барыня прислала» и т.п.)
Функции педагога в организации развивающей речевой среды
Степень непосредственного участия, помощи взрослого, конечно, варьируется в зависимости от уровня владения речевыми навыками конкретным ребёнком, этапом освоения нового вида деятельности, индивидуальными характерологическими особенностями детей. Основные функции воспитателя можно представить следующим образом:
- организатор событийной канвы (воспитатель создаёт сам информационные поводы для коммуникации, разворачивает, углубляет стихийно возникшие (На прогулке увидели летучую мышь – разворачиваем проекты в двух руслах: 1.Животные нашего края. 2.Загадочное существо: птица или зверь. Фантастические существа: придумаем их сами), подхватывает темы и интересы детей;
• речевой образец: демонстрация способов речевого взаимодействия (и говорение, и слушание); вербализация процесса мышления; игра со словом (каламбуры, окказионализмы), нормы культуры речи;
• организатор взаимодействия: развитие субъектных, диалогических отношений между детьми;
• корректор: преодоление речевых ошибок детей, помощь в разрешении конфликтов;
• фиксатор успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение речевой активности детей с ЗРР
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....
Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»
Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...
консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"
Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...
Статья. Развитие речевой активности дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности.
Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня- развитие связной речи детей. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Изучая разные материалы по развитию связной речи детей с ОВЗ - я п...
Речевая активность дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Поэтому тема речевого развития р...