Повышение речевой активности детей с ЗРР
консультация по теме

Кулькеева Елена Викторовна

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно — игровой метод организации индивидуальных занятий. Сюжетно — тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, познавательных процессов, коррекции звукопроизношения и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_rechevoy_aktivnosti_detey_s_zrr.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение речевой активности детей с ЗРР.

       Общее недоразвитие речи — это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. В процессе диагностики у детей с общим недоразвитием речи выявила недостаточную сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:  нарушение внимания и памяти; нарушение пальцевой и артикуляторной моторики;  недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

        Нарушение внимания и памяти проявляется в том, что дети с трудом восстанавливают порядок расположения даже четырёх — пяти предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной.

        Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности и слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, невнятности речи.

        У 90%  обследованных детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, не могут застёгивать пуговицы, складывать мозаику, зашнуровывать ботинки.

        Дошкольники с ОНР испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

        Многолетняя практика показала, что ребёнка — логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно — игровой метод организации индивидуальных занятий. Сюжетно — тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, познавательных процессов, коррекции звукопроизношения и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

        Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Важным моментом является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение.

        В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме проводится развитие  артикуляционной моторики, постановка  звуков, автоматизация  и дифференциация  их, развитие  фонематического  восприятия, формируется лексико — грамматические категории, проводится развитие мелкой моторики, дыхание с учётом возможностей каждого ребёнка.

      Коррекцию звукопроизношения проводиться в 4 этапа:

1 этап — подготовительный;

2 этап — постановка звука;

З этап — автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах;

4 этап — дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

      На подготовительном этапе происходит знакомство с органами речевого аппарата, развитие артикуляционной моторики, ощущения от движения органов артикуляции. Данный материал предлагается детям в виде сказок, весёлых полянок, стихов, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

      Уже в четыре года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому я использую стихотворные тексты, придуманные, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, которые развивают у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, способствуют развитию речевого слуха.

      Благоприятный эмоциональный фон создают артикуляторные сказки и сказки о Весёлом Язычке. В дальнейшем аналогичные сказки дети начинают сочинять сами.

Когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется говорить, поэтому каждое упражнение артикуляционной гимнастики сопровождаю иллюстрациями, картинками, фотографиями. Для показа правильной артикуляции  звука можно использовать свою руку и руку ребёнка.  Каждый звук связываю с какой-либо песенкой или символом.

     Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи закрепляю не только правильное звукопроизношение, но и отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи дошкольников.

     Развивая фонематический слух на каждом занятии, учу различать речевые и неречевые звуки, слышать звук, находить его место в слове, делить слова на слоги. Поэтому включаю задания и игры на выделение звука из слова, чтобы ребёнок определил, где стоит звук — в начале, середине или конце слова, игры «Подбери рифму», «Подскажи словечко», «Будь внимательным».

     Для облегчения процесса воспроизведения правильного звука, а также для исправления дефектных звуков используются  игры для развития дыхания.

     Формирование лексико-грамматических представлений происходит на подгрупповых  занятиях, а на индивидуальных занятиях отрабатывается  новый материал.

     В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. В связи с этим на каждом индивидуальном занятии реализуется задача развития мелкой моторики посредством игр, вкладышей, шнуровок, застёжек, конструкторов, упражнений с сопровождением стихов, различных штриховок, обводок, трафаретов. Таким образом, регулярно опосредованно стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи и облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

      Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то индивидуальные занятия немыслимы без развития познавательных процессов. Для решения этой задачи подобрала различные игры по лексическим темам. Предлагаемые игры предназначены для развития восприятия, памяти, логического мышления, воображения, произвольного внимания, связной речи.

      Всё занятие объединяется одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу занятия сочиняют сами дети. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, что в свою очередь благотворно влияет на коррекцию звукопроизношения. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие преподнесения учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса, и эффективной коррекции звукопроизношения, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

       Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы — понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

       Важен  и итог занятия. Он обязательно должен быть в игровой форме: это может быть  сюрприз или угощение,  картинка на память. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали с нетерпением следующей встречи с логопедом!

Лексическая тема: «Сказки».

Тема занятия: «Автоматизация звука [л] в слогах».

Оборудование: картинки для коврографа по сказке «Дюймовочка», картинки

                            артикуляторных упражнений, игры «Собери цветок», «Один — много»,

                            «Сдуй птичку», «Скажи ласково», чудесный мешочек «Жабёнок», горох,

                            семечки, орехи, 3 тарелочки, аудиокассета с записью «Осенний лес»,

                            магнитофон.

Содержание занятия

Цели

       Жила — была на свете одинокая женщина, детей она

имела и очень тосковала. Вот пошла она однажды к знакомой волшебнице, и та дала ей просяное зёрнышко из заколдованного сада. Женщина со всех ног поспешила

домой. Спустилась с горки («Горка»), прошла мимо забора («3аборчик»), поднялась по ступенькам («Язык

перешагивает через зубы»), разыскала пустой цветочный

горшок («Чашечка»), поставила его на стол («Грибок»),

насыпала в горшочек мягкого чернозёма, взрыхлила его

лопаткой («Лопатка») и посадила волшебное зёрнышко

(«Иголочка»). И едва она его посадила, зёрнышко сразу

дало росток.

Из ростка расцвёл цветок,      -сложить ладони в «бутон»

Голубой лепесток.                 - раскрыть «лепестки»

На зелёном стебелька            - вращать кистями рук

И с росою на листке.              -влево  - вправо.

        Помоги собрать цветок (игра «Собери цветок»).

        «Какой прелестный цветок», - подумала женщина,

улыбнулась («Улыбочка») и поцеловала цветок («Трубочка»).

       И тут цветок распустился и из него вышла девочка,

маленькая - маленькая, не больше мизинчика, и женщина

назвала её Дюймовочка.

       Однажды ночью, когда Дюймовочка спала, через

открытое окно влезла большая бородавчатая Жаба, схватила спящую Дюймовочку и выпрыгнула обратно в сад. «Вот славная невеста для моего сына!» - подумала она и спрятала Дюймовочку на самой середине реки, на широком листе кувшинки.

      А Жабёнок — сын старой Жабы — был таким же

противным, как и его мамаша, он постоянно что-нибудь

жевал. Давай посмотрим, что он съел в этот раз (игра

«Чудесный мешочек»).

      Рано утром девочка проснулась и с ужасом увидела,

что она одна на листе кувшинки посреди широкой реки.

Дюймовочка горько заплакала.

      Мимо пролетал майский Жук. Увидев Дюймовочку,

вдруг схватил её и унёс высоко на дерево. Он уселся и покормил девочку сладким нектаром. В полдень к ним

пришли их соседи. Кто пришёл? (игра Один — много:

много жуков, мух, кузнечиков, божьих коровок, пауков).

Соседи жука нашли Дюймовочку безобразной и Жуку она

сразу же разонравилась, и он унёс её вниз и посадил на

цветок.

    Дюймовочка стала жить в лесу. Она ела сладкий цветочный нектар и пила росу, которую каждое утро находила на листьях. Однажды, Дюймовочка увидела, как птица — мать учит птенчика летать (игра «Сдуй птичку»):

                           На рассвете птица — мать

                           Учит птенчика летать.

                           Уговаривает, приговаривает:

                           - Нет, мой мальчик, ты не птица!

                           Птица неба не боится.

                          А ну, лети!»

                                                      (В .Берестов)

       Так прошло лето. Наступила осень. Птички улетали в тёплые края. И теперь лес звучал не так, как летом.

Угадай, что услышала Дюймовочка осенью в лесу (запись

«Осенний лес»).

       Приближалась длинная холодная зима. Девочка была

такая нежная и всё время мёрзла. Она завернулась в

сухой лист, но тот совсем не грел её маленькое тело, и

Дюймовочка дрожала от холода. И вот девочка набрела

на домик полевой Мыши. Мышь позаботилась о ней,

накормила девочку, а за это попросила помочь ей

перебрать крупу (горох — в одну тарелочку, семечки — в

другую, а орехи — в третью).

      Полёвке девочка понравилась, и она оставила её у себя

жить. В благодарность Дюймовочка рассказывала ей и её

другу, слепому Кроту, сказки.

      Крот влюбился в Дюймовочку и прорыл подземный

ход, чтобы девочка могла гулять. И вот однажды она

нашла там Ласточку. Птичка была полумёртвая, но

Дюймовочка ухаживала за ней, кормила её и пела

песенки:

                                 Ла-ла-ла,

                                 Ло-ло-ло,

                                 Лы-лы-лы,

                                 Лу-лу-лу,

до тех пор, пока та снова не смогла летать.

      Вскоре Крот предложил Дюймовочке стать его женой,

но она совсем не хотела замуж за старого Крота, не хотела жить под землёй.

      И вот она вышла попрощаться с солнышком. Вдруг

раздался весёлый свист, и появилась Ласточка!. Она

уговорила Дюймовочку лететь в тёплые каря.

      Когда они летели над горами, было очень холодно, и Дюймовочка зарылась в тёплые перья Ласточки, время от времени высовывая наружу голову, чтобы полюбоваться прекрасными местами, над которыми они пролетали.

     С высоты всё казалось очень маленьким (игра «Скажи

ласково»:  дом — домик, река —речушка, дерево — деревце,

лес — лесок, роща —рощица).

     Когда они прилетели в солнечный и тёплый край, где

жила Ласточка, в Дюймовочку влюбился Принц Эльфов.

Они поженились и жили долго и счастливо.

     Как называется эта сказка? А кто автор этой сказки?





Развивать моторику

органов

артикуляции,

подготовить

мышцы,

участвующие в

речевом акте.


Развивать мелкую

моторику,

амплитуду

движения кисти рук.

Развивать

зрительное

восприятие,

внимание,

формировать навыки

простейшего

анализа и синтеза.






Развивать

тактильное

восприятие.





Упражнять в

образовании

существительных в

Р.п. мн. числе.







Развивать силу и

плавность выдоха.










Развивать слуховое

восприятие

неречевых звуков.






Развивать тонкую

мускулатуру

пальцев рук.







Автоматизировать

звук [л] в слогах.

Развивать

интонационную

выразительность

речи.











Упражнять в

образовании

существительных с

уменьшительно —

ласкательными

суффиксами.

Лексическая тема: «Сказки».

Тема занятия: «Автоматизация звука [ш] в стихах».

Оборудование: картинки по сказке «Гуси-лебеди», игры «Сложи                             картинку», «Сдуй гусеницу», «Какие яблочки?», «Какая начинка?», «Где                             живёт звук?», шнуровка «Ёжик».

Содержание занятия

Цели

Жили — были Маша с Ваней,

А в какой сказке жили,

Догадайтесь сами...

Вот поехали их родители на базар,

Чтобы купить разный товар,

А Машеньке наказали:

«Ты за Ваней гляди,

Никуда не уходи».

Машенька согласилась,

Оделась, умылась,

Накормила Ванюшу (упр. «Вкусное варенье»),

Напоила чаем сладким

И отправилась кататься,

На качелях раскачалась («Качели»)

Вверх — вниз, вверх — вниз,

И до крыши поднималась,

А потом спускалась вниз.

В лес с подружками пошла,

Грибы («Грибок»), ягоды («Орешек») нашла,

А про Ванечку забыла

И за это заплатила.

Глянула туда — сюда («Часики»),

А от брата — ни следа.

Только высоко над лесом

Гусей стая пролетала,                                                              Маша их не сосчитала.

Давай, ей поможем. (игра «Сложи разрезную картинку»)

Маша в лес пошла скорей,

Очень страшно было ей.

А куда идти не знала,

Вдруг, Ежонка увидала:

«Помоги мне , Маша,

Донести поклажу,

Подскажу тебе тогда,

Как братца найти без труда». (шнуровка «Ежик»)

«По тропинке той беги

Братца Ваню — отыщи».

Маша по лесу пошла,

На избушку набрела.

Ваню видит у окна.

Но избушку охраняют,

Никого не подпускают

Гуси — лебеди стражи

Лесной Бабушки Яги.

(давайте отвлечём гусей, пошипим, как они шипят. А

теперь расскажем им скороговорку со звуком [ш]

сначала тихо, затем громко:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы,

Шуршит камыш.

И дождь шуршит

И мышь, шурша,

В нору спешит.)

Только гуси отвлеклись,

Маша Ваню подхватила

И бегом в деревню,

В дом родной пустилась.

Побежали Маша с Ваней

Вдоль лесной опушки,

А тем временем Яга

Вернулась в свою избушку:

«Где мой вкусненький Ванюшка?

Видно он уснул в избушке».

Заглянула — нет Ванюшки,

Только гуси на опушке.

«Ах, негодники, проспали,

Ужин у меня украли,

Отправляйтесь быстро в путь.

И мальчишку мне вернуть!»

Устали уж дети по лесу идти,

Вот встретилась Яблонька им на пути:

«Маша, Ваня, помогите:

Яблочки мои сорвите,

Да, красивые слова при этом скажите».

(игра «Скажи, какие?». Дети называют какие яблоки:

спелые, вкусные, румяные, красные, ароматные, сладкие)

Гуси — лебеди летят,

Вот — вот заметят ребят.

«Прячьтесь, дети, поскорей

Среди яблочных ветвей».

Не заметили их Гуси,

Пусть летят к своей бабусе.

Трудно по лесу детям идти,

Вдруг, встретилась Реченька им на пути:

«Расплескалось молоко,

Убежало далеко.

Маша, Ваня, помогите:

Ручейки ко мне верните».

(дети собирают «ручейки», сначала те, где звук [ш]

стоит в начале слова, затем в середине, и в конце слова)

Спрятала Речка детей поскорей

От погони злых Гусей.

Не заметили их Гуси,

Пусть летят к своей бабусе.

А дети всё дальше от страшной избушки,

Глядь, Печка стоит на зелёной опушке.

Сама пирожки и ватрушки печёт,

Детишек к себе поскорее зовёт:

«Пирожками угощайтесь,

О начинке догадайтесь!»

(дети называют: яблоко — яблочная начинка, слива —

сливовая, вишня — вишнёвая, малина — малиновая,

клубника — клубничная, грибы — грибная)

Дети съели пирожки

И домой к себе пошли.

Гусеницу повстречали,

Лапки ей пересчитали.

(игра «Сдуй гусеницу»)

А Гуси — лебеди кричали,

Машу с Ванечкой искали.

Но ни с чем вернулись в дом.

Сказку кончим мы на том.

А как называется эта сказка?

А кто автор этой сказки?











Развивать

подвижность

органов

артикуляции,

подготовить

артикуляционный

аппарат к речевой

нагрузке.









Развивать

зрительное

восприятие,

внимание,

ориентировку на

плоскости.



Развивать мелкую

моторику, умение

шнуровать.








Автоматизировать

звук [ш] в

стихотворении.

Развивать умение

управлять своим

голосом

























Упражнять в

умении подбирать

определения к

существительному..











Развивать

фонематический

слух, умение

находить

местоположение

заданного звука.







Упражнять в

образовании

прилагательных от

существительных.




Развивать силу

выдоха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва                                 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...

Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»

Семинар- практикум  «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего  возраста»...

Способы повышения речевой активности дошкольников

В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей....