Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
проект на тему
В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
Автор:
учитель немецкого
и английского языков
Черепенникова
Надежда Григорьевна
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Панинская ООШ
с. Панино
Спасского района
Рязанской области
2014г.
1. Введение.
Отличительные для первой четверти XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности. Перед образованием ставится задача обеспечения вхождения человека в социальный мир, его адаптация в этом мире. В данном проекте исследуется использование игры как эффективного средства стимулирования речевой активности учащихся при изучении иностранного языка. В приложении представлены игровые материалы.
Обоснование необходимости проекта.
Наряду с детьми одарёнными и способными в школу приходят дети и из других семей: из многодетных, малообеспеченных, неполных, из неблагополучных. Много педагогически запущенных детей – с ослабленными вниманием и памятью, с нарушенной психикой, с неразвитой речью. Учебный материал объективно сложен для понимания всеми учащимися. Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: как создать благоприятные условия для успешного обучения всех учеников. Среди всех технологий игровая технология может рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения в образовательном процессе выявила, что данная технология:
- способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;
- позволяет детям участвовать в решении разнообразных ситуаций;
- практикует их в употреблении лексики и грамматики;
- готовит к будущим социальным ролям, к жизни в обществе.
Гипотеза исследования – оптимальное использование грамматических и лексических игр обеспечит эффективное развитие речевой и языковой компетенций.
Несомненным преимуществом использования игровой технологии является возможность избегать прямого давления, соблюдение демократичного стиля общения в духе педагогики сотрудничества. Все вышеизложенное обуславливает выбор темы исследования – «Игра как способ стимулирования речевой активности и языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
Цель исследования – изучение влияния использования игровой технологии на уроках иностранного языка на развитие речевой и языковой компетенций.
Задачи исследования:
1. Приблизить учащихся к конечному уровню владения иностранным языком.
2.Создать благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды.
3. Научить учащихся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
4. Экспериментально проверить эффективность использования игровой технологии на уроках иностранного языка.
Объект исследования – процесс развития речевой активности учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – особенности влияния игры на процесс запоминания и воспроизведения знаний, умение применять их на практике.
2. Введение Государственного образовательного стандарта предполагает формирование коммуникативной компетенции школьника в основных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме. Под коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в типичных ситуациях. Здесь возникает противоречие: с одной стороны – «требование общения с носителями языка», с другой стороны – отсутствие таких «типичных ситуаций», где это можно было бы осуществить во время обучения. Актуальность проекта заключается в том, что создание условий, способствующих развитию речевой активности учащихся, обеспечивает соответствие современного обучения постоянно повышающимся требованиям общества к результатам обучения. Как создать благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, для создания реальных и воображаемых ситуаций общения? Среди всех технологий игровая технология может рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы.
Многие выдающиеся педагоги, среди которых В. Риверс, У. Биннет,
М.Ф. Стронин и др., справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра является общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком. По мнению психолога А.А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Изучение материалов по использованию игровой технологии в обучении иностранному языку подводит к выводу, что игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, т.к. в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными.
3. Теоретическая часть.
Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр обучающего характера. Игра – основной вид деятельности. Она положительно влияет на возбуждение интереса у каждого учащегося к участию в работе со всеми вместе. Особенно помогают преодолеть трудности на занятиях иностранным языком, превратить скучные уроки в интересную деятельность языковые (речевые игры) и подвижные игры. Сначала дети заинтересовываются игрой, а затем и языком, без владения которым невозможно участвовать в ней. Почувствовав интерес к изучению предмета на данном уроке, учащиеся продолжают с увлечением заниматься им и на следующих уроках. Но здесь необходимо соблюдать чувство меры, чередовать игру с самыми разнообразными формами работы и приёмами. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятии, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока, поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра, хоть и на короткий промежуток времени,
Способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра помогает учителю создать на уроке условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.
Кроме дидактических основ использования игры на уроках иностранного языка, есть и психологические. У многих детей слаб волевой контроль (66%). Они не могут заставить себя заучить грамматический материал, тогда как в игре запоминание происходит с лёгкостью.
Кроме того, у учащихся экспериментального класса присутствует не только визуальный и аудиальный каналы восприятия информации, но и кинестетический. Для учащихся такого типа важны тактильные ощущения, получаемые путём непосредственного прикосновения или движения. У них преобладает моторная память. События они запоминают лучше, чем прочитанные или произнесённые тексты. Наибольшие затруднения у таких учеников вызывает необходимость длительной концентрации внимания на одном предмете, подбор нужных слов в устных ответах, сдержанность в выражении своих чувств. Для успешного обучения таким ученикам требуется более частая смена видов деятельности, игры, соревнования.
Таким образом, главным смыслом данного проекта является то, что учащиеся усваивают языковой материал незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения – «я тоже могу наравне со всеми!»
4. Основное содержание проекта.
Методы достижения поставленных целей и задач.
теоретические методы:
- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;
-эмпирические (изучение передового педагогического опыта)
Целевая аудитория.
Исследование проводилось на базе МБОУ Панинская ООШ Спасского района Рязанской области в процессе обучения немецкому языку. Так как школа основная сельская, наполняемость классов небольшая, нет возможности взять для эксперимента две параллели. Исследованием был охвачен один класс и прослежен процесс обучения и его результативность с 5 класса по 8 класс включительно. Для сравнения результатов был отобран ещё один класс, уровень обученности и социально-психологический климат, в котором имеют близкие значения.
План реализации проекта.
Этапы | Вид работы | Срок | Планируемый результат |
Подготовительный | 1. Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования. 2. Разработка программы эксперимента. 3. Разработка методического обеспечения эксперимента дидактического инструментария. | Январь – май 2010г. | 1.Выявление условий организации 2.Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента. 3. Утверждение группы учащихся для проведения эксперимента. Рабочая программа по немецкому языку 5-9 класс. |
Практический | 1.Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной группе. 2.Реализация эксперимента по развитию речевой активности и языковой компетенции учащихся. 3.Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики. 4.Итоговая диагностика | 2011 – 2013гг. | 1.Определение стартовых результатов диагностики по уровню предметных достижений. 2. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ. 3.Определение изменений уровня обученности в группе на промежуточном этапе. 4. Определение результатов диагностики |
Заключительный Обобщающий | 1.Обработка данных. 2.Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. 3.Анализ полученных данных. 4.Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных. | Сентябрь 2013 – май 2014гг. | Выявление эффективности эксперимента. Определение теоретической и практической значимости проекта. |
Внедренческий | Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений, | Май-сентябрь 2014г. | Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию игровой технологии в целях развития речевой активности детей. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора проекта:
2. Обеспечение повышения показателя успеваемости по предмету;
3. Повышение качества знаний, уровня обученности учащихся.
4. Повышение профессионального уровня учителя
5. Формирование познавательного интереса к предмету;
6. Создание условий для самореализации личности в урочной деятельности;
Эффективность работы оценивается по результатам учебных достижений детей. Оценивание знаний предусматривает тематический контроль лексических и грамматических навыков.
5. Заключение. Данный проект позволяет доказать возможность снятия монотонности при отработке языкового материала и при активизации речевой деятельности учеников. Дети развиваются как личности, уясняя общечеловеческие принципы бытия, и уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Рифмовки, используемые в игре, позволяют запомнить нормы речевого этикета, усвоить большое количество новых слов и тем самым расширить лексический запас. Удовлетворяются потребности учащихся в общении, в исполнении незнакомых ранее ролей.
Система распространения информации о проекте.
- публикация на личном мини-сайте в nsportal.ru
- выступление на заседании школьного педагогического совета;
- выступление на заседании районного методического объединения;
- публикация на фестивале педагогических идей «Открытый урок».
6. Оценка эффективности применяемой технологии.
В ходе проведения данного эксперимента было проведено тестирование на выявление каналов восприятия информации учащимися. Контингент учеников состоит примерно из трёх равных по показателям групп – 34 % кинестетики, 33% - аудиалы, 33% - визуалы.
В экспериментальной и контрольной группах были проведены исследования уровней обученности и уровня качества знаний на протяжении четырёх лет. Уровень обученности в экспериментальной группе вырос с 66% до 88%, в то время, как в контрольной группе показатели не очень сильно изменяются. Уровень качества знаний в экспериментальной группе тоже стабильно растёт. В контрольной группе уровень качества знаний нестабилен.
Показатели уровня развития коммуникативных качеств в обеих группах тоже свидетельствуют о пользе эксперимента.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование игровой технологии, а именно лексических, грамматических и подвижных игр, способствует к стимулированию речевой активности детей, а, следовательно, и формированию языковой компетенции учащихся, к достижению успеха в изучении иностранного языка и повышению успеваемости.
Данный проект обладает неплохой технологичностью, так как легко может воспроизводиться в любой школе, в любом классе. Он содержит и здоровьесберегающий фактор: помогает разнообразить виды деятельности учащихся, предотвратить утомляемость, повысить внимание. Всё это предоставляет школьникам возможность реализовать себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/02/picture-82167.jpg)
Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку
Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148367-1353416767.jpg)
IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-358231-1386603904.jpg)
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388621-1390399424.jpg)
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.по теме "Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе".
Выпоилнила: учитель немецкого языка Кабдушева Улкия Ибраевна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-675145-1443378052.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-555129-1431456969.jpg)
Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300604-1379841320.jpg)
Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц в работе....