Речевая активность дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
статья

Теряева Светлана Владимировна

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Поэтому тема речевого развития ребенка очень актуально и предоставляет интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_aktivnost.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение дошкольного образования

«Детский сад «Замок Детства»

Выступление на педагогическом совете

от 07.02.2019г

Речевая активность дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Подготовила учитель-логопед

Теряева С.В.

М.О. Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, 2019г

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Поэтому тема речевого развития ребенка очень актуально и предоставляет интерес.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: педагогу в детском саду, родителям и близким – в семье. Успехи в усвоении языка во многом зависят от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним.

Развитие речевой активности начинается с первых дней жизни ребенка. От того, как и сколько времени взрослые уделяют внимания общению с ребенком зависит его речевая активность. Низкий уровень речевой активности в ранний период развития особенно опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, сопровождающие все режимные моменты.

 Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и составлять рассказ по этим картинкам. Это заставляет ребёнка размышлять, программировать высказывание, говорить, развивает память, внимание, воображение, логику.

При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается предметный словарь, словарь – признаков и действий, происходит усвоение грамматического строя речи.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество обеспечивает активное развитие речи детей.

Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно.

Для развития словаря также хорошо использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спросить: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей важно создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого использовать совместные с детьми игры, рассматривание вместе сними книг, ежедневное чтение сказок и потешек.

  Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет  речевая активность детей и  вне занятий: на прогулке, в утренние и вечерние часы. Воспитатель организует игры с детьми, проводит упражнения, чтобы закрепить речевые умения и навыки, полученные на занятиях, и углубить интерес к родному языку.

С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, необходимо проводить дополнительную работу: в небольших группах (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Дети, имеющие серьезные нарушения звукопроизношения, направляются на консультацию к логопеду.

Для развития связной речи старших дошкольников необходимо организовывать с ними различные разговоры и беседы. Например, в понедельник с утра с детьми беседуют о прошедшем выходном дне (где и с кем были, что видели, интересно ли было и т. п.).

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни дети будут легко понимать речь, отвечать на вопросы воспитателя, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, охотно играть вместе, развертывать небольшие пока сюжеты, активно включаться в игру и договаривать текст игры, потешки, сказки.

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника»

Доклад на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника»...

Способы повышения речевой активности дошкольников

В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...

консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"

Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...

Статья. Развитие речевой активности дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности.

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня- развитие связной речи детей. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Изучая разные материалы по развитию связной речи детей с ОВЗ - я п...

Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»

Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...