Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.
статья по теме

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

     Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями  многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование  движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

      Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Сначала  развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

     Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. Ребенок пишет так, что не разобрать. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим  количеством обиходных слов.

     Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно решить.

     Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

     Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями  многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование  движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

      Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Сначала  развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

    Помимо стандартных пальчиковых гимнастик на логопедических занятиях я использую игры, расположенные в комнате коррекции психомоторного развития. Наиболее частое применение в развитии мелкой моторики, а следовательно развитии и коррекции речевых навыков, нашли следующие игры:

     

«Магнитный лабиринт»

Игра способствует: развитию мелкой моторики, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук; укреплению руки для обучению письму, повышению скорости реакции, развитию самоконтроля, выдержки и настойчивости, формированию навыков коммуникации.

Варианты индивидуальной игры:

  • Путь в центр – провести все шарики в центральную зону лабиринта с помощью одной ручки.
  • Одной левой – сделать то же самое левой рукой.
  • Найди свой домик – собрать все шарики в центральной зоне лабиринта и затем развести шарики разного цвета в противоположные стороны лабиринта, действуя одной ручкой.
  • Двумя руками – работая двумя руками одновременно и используя две ручки, нужно вывести шарики разного цвета из центральной зоны в противоположные стороны лабиринта

Варианты игры в паре:

В парной игре шарики делят между игроками по цвету. Каждый игрок берет ручку  своего цвета и проводит шарики того же цвета из стартовой зоны через лабиринт к финишу. Игроки работают одновременно.

  • Самая легкая дорога – провести все шесть шариков по внешнему пути в финишную зону, расположенную по диагонали от стартовой.
  • Точный игрок – провести свои шарики в противоположную зону, обязательно пройдя через центр лабиринта.
  • Кто быстрее – парная игра с ограничением времени. За определенное время нужно провести все свои шарики от старта к финишу.

«Сенсино»

Игра способствует развитию: тактильной чувствительности, тактильной памяти, навыков различения геометрических форм, устной речи и навыка звукового анализа, коммуникативных навыков.

Варианты игры:

  • «Запомни последовательность» - три магнитные фишки устанавливаются на мольберте в верхних ячейках рулетки. Игрок с завязанными глазами ощупывает эти фишки, затем  возвращается к столу, где лежит немагнитный набор. Он должен выбрать такие же три фишки и выложить их в правильном порядке на столе. Постепенно количество запоминаемых фишек увеличивается.
  • «Пойми меня» - игрок, стоящий у мольберта, достает по одной фишке из норки. Каждую фишку он описывает вслух либо дает какие-то критерии, по которым можно определить эту фишку. Другой игрок должен угадать, о какой фишке идет речь, и выкладывать фишки по порядку перед собой на столе. В конце игры проверяется, совпал ли порядок фишек на столе и мольберте.

«Тактилото»

Игра способствует развитию: стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения; памяти, речи, концентрации внимания, мелкой моторики, коммуникативного взаимодействия.

Варианты игры:

  • «Найди свою фигурку» - каждый из игроков получает по одной карте лото. После этого дети внимательно рассматривают изображенные там предметы, стараясь их запомнить. В ходе игры каждый участник по очереди опускает руку в мешок и старается найти там одну из фигурок, изображенных на его карте.
  • «Я назову, а ты достанешь» - один ребенок дает другому задание найти какую-либо фигуру, при этом он старается  описать эту фигурку так, чтобы партнер безошибочно мог отыскать ее в мешке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Формы работы, использование современных технологий по повышению познавательной активности учащихся (Из опыта работы).

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие кач...

«Освоение и внедрение опыта использования песка для развития мелкой моторики и творческих способностей у детей».

В материалах презентаци показана технология работы с песком: виды песка, способы использования песка в работе с "особыми детьми"....

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...