Безударный гласный звук в слове.
методическая разработка на тему
Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П. Мериме.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - К. Паустовский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnyy_glasnyy_zvuk_v_slove_1.docx | 381.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №3. Безударный гласный звук в слове.
Логопедическая тема: Безударный гласный звук – опасное место в слове при письме.
Лексическая тема: Уточнение и активизация словаря (музыкальные инструменты).
Грамматическая тема: Ударные, безударные гласные.
Объект: Учащиеся 3-го и 4-го «А» классов с нарушением письменной речи в школе VIII вида.
Цель: Научить находить в слове ударный и безударный гласный звук.
Задачи:
- Образовательные:
- Уточнение понятия «ударение» на чувственном и смыслоразличительном уровнях.
- Формирование умений переключения внимания со смысловой стороны слова на звукобуквенную и наоборот.
- Констатирование факта обозначения одного и того же звука двумя разными буквами.
- Коррекционные:
- Обучение детей построению схем с опорой на фонематическое восприятие или на представление.
- Создание на чувственном уровне ассоциативных связей.
- Формирование умения сравнивать и сопоставлять.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие произвольности зрительного и слухового восприятия.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Развитие речи посредством уточнения и активизации словаря.
- Воспитательные:
- Формирование усидчивости.
- Развитие целенаправленности поведения.
- Развитие функции взаимоконтроля и самоконтроля.
Оборудование:
- Презентация в Microsoft Power Point (на проекторе).
- Картинки с изображением предметов и условных звуковых схем слова.
- Простые карандаши.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы научимся ставить ударение в словах, различать ударные и безударные гласные. (Слайд №1).
- Основная часть.
Учитель: Назовите нарисованные предметы. Произнесите два раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный звук, а потом второй. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №2).
Ученики: Лиса´ – ли´са, бара´н - ба´ран. (Выставляют верные ударения в схемах). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
Учитель: Назовите нарисованные предметы. Произнесите слово три раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №3).
Ученики: Мо´лоток – моло´ток – молото´к. Са´поги – сапо´ги – сапоги´. (Выставляют верные ударения в схемах). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
Учитель: Назовите нарисованный предмет. Произнесите слово четыре раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий, а потом четвертый. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №4).
Ученики: Ско´ворода – сково´рода – сковоро´да – сковорода´. (Выставляют верное ударение в схеме). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
Учитель: Сравните три-четыре произнесенных варианта слова и определите, по какой причине в первом случае слово звучит «правильно», а во втором и третьем «неправильно». (Учитель вместе с учениками делает вывод). Дольше и яснее звучит только один гласный звук в слове, остальные гласные надо произносить кратко.
Учитель: Какими общими словами можно назвать нарисованные предметы? Назовите каждый предмет. (Слайд №5).
Ученики: Музыкальные инструменты: арфа, труба, гитара. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
Учитель: Рассмотрите схемы слов и попробуйте понять, соответствуют ли схемы словам. Составим план выполнения задания:
- Дописать во всех схемах гласные звуки.
- Повторить слово в разных вариантах.
- Выбрать правильный вариант и поставить знак ударения.
- Ответить на вопрос: являются ли обозначенные ранее звуки ударными?
Ученики: (Соблюдают план выполнения задания). Схемы от слов «арфа» и «гитара» перепутаны. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
Учитель: После завершения всех этих действий оказывается, что в слове гитара, представленная в схеме буква, обозначает не ударный гласный. Какой же это звук?
Ученики: Безударный. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).
- Закрепление пройденного материала.
Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим чему вы сегодня научились. (Раздает детям задание (Приложение №1)). Посмотрите на картинки. Назовите нарисованный предмет. Найдите в схеме гласные звуки и обозначьте их красным цветом. Произнесите слово столько раз, сколько в нем гласных звуков. Чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий (если есть), потом четвертый (если есть). (Если ребенок не справляется, то учитель помогает).
- Оценка и итог занятия.
Учитель: Сделаем вывод: в слове может быть несколько гласных звуков, но только один из них ударный, а остальные безударные. Дети, именно безударные гласные вы должны держать в поле своего зрения при письме, чтобы не сделать ошибки. Безударные гласные [а], [и], где они есть это опасное место в слове, которое мы будем наблюдать на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе.Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.Задачи:Образовательная1)...
Урок по письму: "Выделение слов с безударными гласными, подбор проверочных слов." 4 класс.
Цель:1.Учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Учить выделять слова с безударными гласными из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с терминологией.2. -Ко...
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков
Технологическая карта урока...
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...
Орфографические нормы. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. ......
Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков", УМК М.М. Разумовской...
Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...