Безударный гласный звук в слове.
методическая разработка на тему

Захарова Ирина Владимировна

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. —  П. Мериме.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - К. Паустовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnyy_glasnyy_zvuk_v_slove_1.docx381.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №3. Безударный гласный звук в слове.

Логопедическая тема: Безударный гласный звук – опасное место в слове при письме.

Лексическая тема: Уточнение и активизация словаря (музыкальные инструменты).

Грамматическая тема: Ударные, безударные гласные.

Объект:  Учащиеся 3-го и 4-го «А» классов с нарушением письменной речи в школе VIII вида.

Цель: Научить находить в слове ударный и безударный гласный звук.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Уточнение понятия «ударение» на чувственном и смыслоразличительном уровнях.
  • Формирование умений переключения внимания со смысловой стороны слова на звукобуквенную и наоборот.
  • Констатирование факта обозначения одного и того же звука двумя разными буквами.
  1. Коррекционные:
  • Обучение детей построению схем с опорой на фонематическое восприятие или на представление.
  • Создание на чувственном уровне ассоциативных связей.
  • Формирование умения сравнивать и сопоставлять.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие произвольности зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Развитие речи посредством уточнения и активизации словаря.
  1. Воспитательные:
  • Формирование усидчивости.
  • Развитие целенаправленности поведения.
  • Развитие функции взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  1. Презентация в Microsoft  Power Point (на проекторе).
  2. Картинки с изображением предметов и условных звуковых схем слова.
  3. Простые карандаши.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы научимся ставить ударение в словах, различать ударные и безударные гласные. (Слайд №1).

 

  1. Основная часть.

Учитель: Назовите нарисованные предметы. Произнесите два раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный звук, а потом второй. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №2).

Ученики: Лиса´ – ли´са, бара´н - ба´ран. (Выставляют верные ударения в схемах). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

Учитель: Назовите нарисованные предметы. Произнесите слово три раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №3).

Ученики: Мо´лоток – моло´ток – молото´к. Са´поги – сапо´ги – сапоги´. (Выставляют верные ударения в схемах). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

Учитель: Назовите нарисованный предмет. Произнесите слово четыре раза так, чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий, а потом четвертый. Определите, в каком случае слово звучит правильно. Поставьте в схему ударение. (Слайд №4).

Ученики: Ско´ворода – сково´рода – сковоро´да – сковорода´. (Выставляют верное ударение в схеме). (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

Учитель: Сравните три-четыре произнесенных варианта слова и определите, по какой причине в первом случае слово звучит «правильно», а во втором и третьем «неправильно». (Учитель вместе с учениками делает вывод). Дольше и яснее звучит только один гласный звук в слове, остальные гласные надо произносить кратко.

Учитель: Какими общими словами можно назвать нарисованные предметы? Назовите каждый предмет. (Слайд №5).

Ученики: Музыкальные инструменты: арфа, труба, гитара. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

Учитель: Рассмотрите схемы слов и попробуйте понять, соответствуют ли схемы словам. Составим план выполнения задания:

  1. Дописать во всех схемах гласные звуки.
  2. Повторить слово в разных вариантах.
  3. Выбрать правильный вариант и поставить знак ударения.
  4. Ответить на вопрос: являются ли обозначенные ранее звуки ударными?

Ученики: (Соблюдают план выполнения задания). Схемы от слов «арфа» и «гитара» перепутаны. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

Учитель: После завершения всех этих действий оказывается, что в слове гитара, представленная в схеме буква, обозначает не ударный гласный. Какой же это звук?

Ученики: Безударный. (Если ученики не справляются, учитель дает подсказку).

  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим чему вы сегодня научились. (Раздает детям задание (Приложение №1)). Посмотрите на картинки. Назовите нарисованный предмет. Найдите в схеме гласные звуки и обозначьте их красным цветом.  Произнесите слово столько раз, сколько в нем гласных звуков. Чтобы сначала долго звучал первый гласный, потом второй, потом третий (если есть), потом четвертый (если есть). (Если ребенок не справляется, то учитель помогает).

  1. Оценка и итог занятия. 

Учитель: Сделаем вывод: в слове может быть несколько гласных звуков, но только один из них ударный, а остальные безударные. Дети, именно безударные гласные вы должны держать в поле своего зрения при письме, чтобы не сделать ошибки. Безударные гласные [а], [и], где они есть это опасное место в слове, которое мы будем наблюдать на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Урок русского языка в 5 классе.Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.Задачи:Образовательная1)...

Урок по письму: "Выделение слов с безударными гласными, подбор проверочных слов." 4 класс.

Цель:1.Учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Учить выделять слова с безударными гласными из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с терминологией.2. -Ко...

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения  в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП  Звук Ш. Автоматизация .Безударный  гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...

Орфографические нормы. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. ......

Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков", УМК М.М. Разумовской...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...