Орфографические нормы. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Орфографические нормы. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Цель урока: познакомить с терминами «Орфоэпия», «Орфоэпические нормы» и внести правила на произношение ударных и безударных гласных звуков.
Задачи урока:
- Формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения; обогащать словарный запас учащихся)
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку.
Технология: развивающего обучения с применением ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Элементы содержания:
Орфоэпия как раздел науки о языке. Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных. Транскрипция. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь. Лингвистические игры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: понятия орфоэпия; различия в произношении ударных и безударных гласных.
Уметь: определять, какие звуки (ударные или безударные) обозначают указанные буквы в словах; произносить слова в соответствии с транскрипцией; работать с орфоэпическим словарем; выполнять фонетический разбор слов.
Технологическая карта урока
Этап урока | Метод | Время |
| Слово учителя о теме, целях и задачах урока | 3 мин |
| Активно-деятельностный, с элементами проблемного и игрового методов, работы с книгой | 10 мин 10 мин 5 мин 5 мин |
| Упражнения для тренировки: работа со слайдами презентации (самопроверка). Мини-тест. | 10 мин |
| Комментирование домашнего задания. Подведение итогов. | 2 мин |
1 Орфографический момент.
2 Работа по теме урока.
Вопрос учителя:
Как вы думаете, что общего в этих парах рисунков?
Ответы учащихся (позже ответ на слайде)
Комментарии учителя:
В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы). Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слое, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
Слова учителя:
Обратимся к теме нашего урока «Орфоэпия». Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?
-Откройте учебник и прочитайте определение термина «орфоэпия». (Чтение определения)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня:
1) Словарь в учебнике «Произноси правильно», 2) Школьный орфографический словарь. Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?
Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т’э], квартал или квартал.
Наверное, есть правило, по которым произносятся отдельные слова, звуки т.д., которые называются орфоэпическими нормами.
- Кто этот шутник, ребята?
Ответы учащихся: ударение.
Вопрос учителя: чем отличается ударный слог от безударного?
Познакомимся с некоторыми нормами.
НОРМЫ ПРИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
- Гласные звуки отчетливо произносятся только под ударением.
- Процесс ослабления четкости звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией.
Слова учителя:
Выполним задание. В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда)
- Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
- Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
- Переносит, носит, разносит, переносной.
Работа учащихся у доски.
Слова учителя:
- характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.
1) Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани. (атлас - атлас)
Задание
Прочитайте правильно слова, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (задание выполняется в парах)
Пропасть, село, хлопок
Вопрос учителя:
В чем мы убедились, выполнив это задание?
Ответы учащихся:
Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение.
Слова учителя:
А сейчас проведем орфоэпический диктант.
- Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказыывает правильно ударение в словах.
1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все… (Алфавит)
2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я … (Фарфор)
3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)
Задание
Спишите слова в свой словарик, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
Теперь эти слова будем произносить правильно.
Давайте послушаем веселую песенку про ударение из передачи «Радионяня».
- есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретило в песне? (творог-творог)
- а есть ли такие слова в словаре «произноси правильно». Какой пометкой обозначены варианты ударений?
- вспомните, что изучает орфоэпия?
Задание
Произнесите слова правильно. Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
Задание
Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1 Твердый согласный перед е. 2. Мягкий согласный перед е.
Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье)
Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика)
Широкая асфальтовая дорога. (Шос[сэ])
Знак препинания. (Ти[рэ])
Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б’э]рг)
Высшее достижение мастерства. (И[д‘э]ал)
Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р)
Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ])
Название научного понятия. (Термин [т’э])
Шарф, шейный платок. (Каш[нэ])
Гостиница. (О[тэ]ль)
Вопрос учителя:
Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?
- Рефлексия.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
- Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
- Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.
- Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.
На выставке в музее мы видели модель нового самолета.
Портрет Пушкина работы художника Кипренского
С самолета был выброшен парашютный десант.
Мечта каждого – иметь персональный компьютер
Детектив исследовал место происшествия.
МИНИ-ТЕСТ (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
- Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
- Найдите ошибку:
А) Алфавит
Б) процент
В) досуг
Г) звонит
3. Найдите «лишнее» слово:
А) что
Б) скворечник
В) скучный
Г) гречневый
4. Исправьте ошибку:
А) Пар[тэ]р
Б) (Каш[нэ])
В) [тэ]рмин
Г) порт[р’э]т
- Домашнее задание.
Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные"....
Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе.Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.Задачи:Образовательная1)...
Урок письма в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Ударные и безударные гласные"
Урок письма в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Ударные и безударные гласные"...
Ударные и безударные гласные.
Это презентация к уроку на тему "Ударные и безударные гласные". 4 класс коррекционная школа 8 вида....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"
Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка...
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков
Технологическая карта урока...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков", УМК М.М. Разумовской...