Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
план-конспект занятия ( класс) по теме

Савина Ольга Ивановна

 Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид).  Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           ОГБОУ « Школа-интернат№18» г. Рязани.

   Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4-А классе.

Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

                                                                      Подготовила: учитель-дефектолог  

                                                                      высшей   квалификационной категории

                                                                       Савина Ольга Ивановна.

                                                   Рязань 2016 год.

Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Цель.

 Дифференциация гласных  А-О-У,  умение выделять голосом ударный слог, изменение высоты и силы голоса. Развитие слухового восприятия на материале темы «Весна». Активное участие всех учащихся группы в работе по развитию слухового восприятия с помощью  организации диалога в таких формах общения, как учитель -> учащиеся, учащиеся -> учитель, ученик -> ученик.  Формирование интереса  к предмету через использование ИКТ.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

 Совершенствовать грамматический строй речи;

 Развивать диалогическую речь;

Обогащать и  развивать словарный запас, связную речь;

 Учить составлять описательный рассказ по плану.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

 Воспитывать умение понимать и выполнять поручения;

 Воспитывать наблюдательность за изменениями в природе, гуманное отношение и чувство любви к ней.        

Коррекционно-развивающие:

Развивать речевую активность учащихся .

Формировать  фонетически  внятную  речь  учащихся.

Осуществлять  дифференциацию  гласных  А-О-У на материале  слогов, слов, предложений и в самостоятельной речи.

Развивать    моторику   артикуляционного   аппарата.

 Совершенствовать   диафрагмально-речевое  дыхание.

Совершенствовать  сенсорное  развитие  ребенка.

Закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Весна» исходя из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей детей.

Оборудование: картинки, таблички, карточки, интерактивная доска.

Групповое занятие по РСВ и ФП СУР в 4-А классе. Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Речь учителя

Предполагаемая речь ученика

  1. Орг.момент.

-Здравствуйте ребята!

-Сядьте.

- Вита, как ты меня слышишь?

- Катя, как ты меня слышишь?

- Никита, как ты меня слышишь?

- Какой сейчас урок?

- Катя, спроси у Никиты какое сегодня число.

-Никита, спроси у Виты, какой сегодня день недели?

- Вита, спроси у Кати какое сейчас время года?

  1. Определение темы урока.

- Тема нашего урока – ВЕСНА.

А ещё мы будем красиво говорить, и различать звуки. Какие звуки? Откройте сундучок. Достаньте картинки, определите какой первый звук в названиях этих картинок.

- Будем красиво говорить и различать звуки А-О-У.

- Посмотрите на доску, определите по профилям, где звук А (О, У).

Объясните, почему вы так решили?

( Учитель переворачивает картинки с профилями звуков, на обратной стороне написаны буквы А, О, У.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Послушайте, что мы будем делать сначала( потом, затем, после этого, наконец).

- Будем красиво говорить.

-Будем слушать.

-Будем выполнять задания.

-Будем отвечать на вопросы.

-Будем составлять рассказ о весне.

  1. Основная часть.

1)– Будем красиво говорить.

Возьмите каждый зеркало. Выполним сначала упражнение « Мы умеем».

- Мы умеем улыбаться.

- Мы умеем удивляться.

-Мы умеем обижаться.

-Мы умеем злиться.

- А теперь откройте широко рот, закройте. Ещё раз.

- Вытяните губы в «трубочку».

-Покажите овал.

- Определите по артикуляции, какой это звук? ( беззвучная артикуляция)

( проверяем по картинке).

- Скажите, звуки А,О,У-какие?

- Раз они гласные, значит их можно…

- Встаньте.

 Фонетическая ритмика.

А______ О_______У_____

Весна__________

Пришла весна________

Я люблю весну_______

Весной тепло________

- Сядьте.

- Скажите громко и долго: А__О__У__

- Скажите тихо и долго: а__ о__ у__

- Скажите громко и кратко: А  О  У

- Скажите тихо и кратко:  а о  у

Красиво произнесём всю строчку:

А__У__о__ А о о__У У___А___О__ О у

- Я вам раздам карточки. Дайте характеристику звукам .

 -Чем отличаю и чем похожи эти звуки.

- Распределите картинки по парам, заменяя один гласный на другой.

( раздаёт картинки)

- Назовите пары, говорите красиво, выделяйте гласные звуки. Назовите, какие звуки меняются.

- Прочитаем ещё раз все пары слов вместе.

- Что мы делали?

2)- Будем слушать.

- Поменяйтесь карточками. Услышите свой звук -хлопните в ладоши.

звуки:- А, У, О, А, ы, П, А, ,О, Ш,С,А,У

слоги: ПА, ТУ, ВУ, УП, Сы, НО, МА, ЖУ,ЗИ

слова: дом, лук, звон, машина, плащ,  сыр, сок, сук, санки, весна

- Что мы делали?

3)- Будем выполнять задания.

а)Компьютерная программа  «Говорим правильно» .

Упражнение « Определи звуки А,О,У в словах»

б) Компьютерная программа  «Говорим правильно» .

Упражнение « Неречевые звучания»

- Какие времена года на картинках?

– Какое сейчас время года? Покажите, где весна? Какая весна изображена на картинке?

- Что можно услышать ранней весной в лесу? Послушайте.

- Вита, что ты услышала?

- Катя, спроси Никиту, что он услышал?

- Подойдите ко мне. Давайте подберём картинки к тем звукам весны, которые вы услышали. Что это?

- Что такое капель?

в) Компьютерная программа  «Говорим правильно» .Упражнение

 « Капли».

-Послушайте. Определите ритмический рисунок. Выберите правильный ответ.

г)- Назовите весенние признаки, подберите картинки.

 Физминутка.

- Покажите, как летят перелётные птицы. Я буду называть птиц, а вы показывать, как они машут крыльями. Думайте, какие это птицы- большие или маленькие.

-Летят гуси ( утки, скворцы, кукушки).

- Сядьте на свои места.

г) – Весной у животных появляются детёныши. Выполним упражнение    « Семья».

Мама..

Папа..

Детёныши…. ( показывает картинки )

- Что мы делали?

4)- Будем отвечать на вопросы.

-Ребята, сейчас мы будем отвечать на вопросы о весне, но не я вам их буду задавать, а вы сами задайте их друг другу, можете задать вопрос и мне.

- Что мы делали?

5)- Будем составлять рассказ о весне.

- Сегодня на уроке мы много говорили о весне. Выполняли задания, отвечали на вопросы. Теперь попробуем самостоятельно составить письменный рассказ о весне по плану.

- Откройте тетради.

- Озаглавьте свой рассказ.

 -Запишите рассказ в тетрадь.

- Вита, прочитай свой рассказ.

- …..

( дети по очереди читают свои рассказы, дают оценку работам товарищей).

Возьмите красный карандаш, выделите в тексте гласные а, о, у.

- Закройте тетради.

- Что мы делали.

4.Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Как вы работали на уроке?

- Все работали хорошо.  Встаньте. Урок окончен. Идите на перемену.

- Здравствуйте, Ольга Ивановна.

( садятся за парты)

-Я сел( -Я села).

- Я слышу хорошо.

- Я слышу хорошо.

- Я слышу хорошо.

- Сейчас урок развития слуха и речи.

- Никита, какое сегодня число?

(- Сегодня двадцатое апреля).

- Вита, какой сегодня день недели?

(-Сегодня среда).

- Катя, какое сейчас время года?

(- Сейчас время года - весна).

( дети достают из сундучка картинки, называют их).

- Это апельсин-в слове  апельсин первый звук-А,

- Это утка. В слове утка-первый звук У,

- Облако-первый звук О.

( дети по артикуляционным профилям угадывают звуки)

- Это звук у, потом что по профилю видно, что губы вытянуты в

« трубочку»,…..

- Мы будем….

- Мы будем …

- …

- Будем красиво говорить.

-Будем слушать.

-Будем выполнять задания.

-Будем отвечать на вопросы.

-Будем составлять рассказ о весне.

        

– Будем красиво говорить.

( дети повторяют за учителем, изображают мимикой разные эмоции).

( дети выполняют артикуляционные упражнения).

- Это звук А.

-Это звук О.

- Это звук У.

- Это гласные звуки.

- … петь.

( дети встают).

( проговаривание с элементами фонетической ритмики).

- А__О__У__

- а__ о__ у__

- А  О  У

- а   о   у

- А__У__о__ А о о__У У___А___О__О у

( Дети дают характеристику звукам А,О,У по плану, сравнивают звуки)

                            План.

  1. Гласный или согласный.
  2. Есть голос или нет.
  3. Артикуляция.

-Лук- лак, стол-стул, сук-сок,

 лупа-лапа.

-в слове стол-гласный о, стул-гласный у, о заменяется на у.

(Читают, голосом выделяют гласные).

- Мы красиво говорили.

- Будем слушать.

( дети выполняют задания)

- Мы слушали.

( дети слушают голосовую запись инструкции к выполнению задания, выполняют задания на интерактивной доске, проговаривая свои действия и решения)

- Зима,весна,лето,осень.

- Весна.

- Ранняя весна.

( слушают смешанные звуки весеннего леса)

- Я услышала журчание ручья.

- Никита, что ты услышал?

- Я услышал капель, и как поют птицы.

( ребята подбирают картинки, называют их).

-Это когда тает снег(лёд) и капают капли.

( дети слушают, выполняют задание)

- Тает снег (лёд).

- На деревьях набухли почки.

- Ярко светит солнце.

-У животных появляются детёныши.

- Прилетают перелётные птицы.

( дети выполняют задание, машут руками).

- Мама лиса( лисица), папа лис, детёныши лисята.

- Мама волчица, папа волк, детёныши волчата.

- Мама зайчиха, папа заяц, детёныши зайчата.

- Мы выполняли задания.

- Будем отвечать на вопросы.

- Катя, скажи пожалуйста, какие весенние цветы ты знаешь?  - ….

-Никита, назови перелётных птиц.

- ……

-Вита, во что ты любишь играть весной.    - ……

- Ольга Ивановна, назовите весенние праздники.   -  ……

- Мы отвечали на вопросы.

- Будем составлять рассказ о весне.

План.

  1. Погода.
  2. Природа.
  3. Птицы.
  4. Животные.
  5. Одежда.
  6. Занятия детей.

( пункт 5,6-материал, который не разбирался на уроке, для сильных учеников).

- Я открыл(а) тетрадь.

- Весна.

- Весна пришла.

- Весна наступила.

(дети составляют рассказ по плану, записывают в тетради).

           Весна наступила.

 -Наступила весна. Ярко светит солнце. Небо ясное. Дни стали длиннее, а ночи короче. В лесу на деревьях набухли почки, распускаются первые цветы, подснежники. С юга вернулись перелётные птицы. Проснулся в своей берлоге медведь. У многих животных появились детёныши. Ребята одели  лёгкие куртки и штаны. Обули ботинки и кроссовки. Они катаются на велосипеде, самокате, играют в мяч.

     - Мы составляли рассказ.

         

           -Мы красиво говорили.

- Мы слушали.

- Мы выполняли задания.

- Мы отвечали на вопросы.

- Мы составляли рассказ о весне.

- Я работала хорошо.

- Я старался.

- Мне было трудно …

- До свидания, Ольга Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 1-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « COLOURS»

План-конспект  развивающего занятия по английскому  языку  в 1-м классе    ПО ТЕМЕ «  Colours» с использованием интерактивной доски PanaBoard Авторская презента...

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

План -конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ц и Ч. Работа над интонацией. Диалог "Молочная ферма".

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №15 II вида» План -конспект индивидуального занятияпо развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ц...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...