Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.
план-конспект занятия по теме
Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическое обоснование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс
Тема: Дифференциация букв П-Т.
Цель: Учить различать буквы п – т при письме и чтении.
Задачи:
- научить соотносить буквы П-'Г со звуками, цветом и символами;
- сравнивать буквы П-Т изолированно, в слогах и в словах; -развивать у детей навыки звукового анализа; -развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие и внимание и память;
- воспитывать конструктивную деятельность; -формировать оптико-пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование:
-стилизованные изображения букв п - т;
-элементы букв из бархатной( можно наждачной) бумаги у каждого ребёнка для конструирования П-Т;
-листок клетчатой бумаги у каждого ребёнка;
-стилизованные изображения эльфов: девочки и мальчика, лесовика;
-зеркала.
Ход занятия:
Этапы урока Действия логопеда | Действия учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент
- Дети, перед вами лежат листочки в клеточку. Ваша задача построить буквы из элементов под диктовку:
-Какая это буква? - от второй точки нарисуем одну клеточку вправо, две клеточки вниз, две клеточки вверх, одну клеточку вправо. - А это какая буква? 2. Основная часть. 1) -Молодцы! Такими печатными буквами вы писали, когда были в детском саду и в первом классе. Еще мы такие буквы видим, когда читаем печатный текст в книгах. А сейчас вы умеете писать эти буквы письменно ( выставляю стилизованные письменные буквы п-т). - Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего занятия. -Правильно, молодцы! 2) -Послушайте, пожалуйста, сказку : « Торопыжкина беда»: Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдём гулять!», а получается : «Пойдём гуляпь». Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошёл он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты пишешь в слове три?» «Т», - отвечает Торопыжка. Так вот запомни, -говорит Знайка, что у буквы Т - три ножки, а у буквы П - пара но, т.е. две. Помни об этом и перестань торопиться. - Ребята, наша задача исправить ошибки Торопыжки. Вот, сегодня на уроке мы с вами будем сравнивать эти буквы, чтобы никогда не путать их. 3) – Дети, у вас на столах лежат элементы букв п – т. Ваша задача сконструировать эти буквы. Элементы разных букв – разного цвета. Как вы думаете какая буква какого цвета? -Правильно, из зелёных элементов получается буква П. Конструируем, обводим букву пальцем по контуру. - Из красных элементов получается буква т. Конструируем и также обводим по контуру указательным пальцем. -Чем они похожи? - А чем отличаются? 4) – Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего сегодняшнего занятия. После того как вы записали число, возьмите зелёный карандаш и на следующей строчке, по центру напишите письменные буквы Пп ( делаю запись на доске разноцветными мелками). Затем возьмите красный карандаш и напишите письменные буквы Т,т ( делаю запись на доске). 5) -А сейчас возьмите в руки зеркало и произнесите звук П. На что он похож? -На глухой губной взрыв. -Что делают наши органы артикуляции ( губы, зубы и язык)? Губы ударяются друг о дружку, как бы взрываются, а язык внизу, неподвижен. -А теперь произнесите звук Т. На что он похож? -На глухой стук. -Что делают наши органы? -Язык бьёт в верхние зубы, а губы неподвижны. -Звук П - губной, а губы у нас две, при написании рукописных букв Пп мы тоже пишем две палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения какую цифру? -Правильно, цифру 2, соответствующую количеству элементов: п-2. -Звук Т- переднеязычный, язык бьёт в зубы, в артикуляции задействованы и зубы и язык. У рукописной буквы т - три палочки, поэтому выбираем для её обозначения какую цифру? - Молодцы, цифру 3. 6) Инструкция: - Я назову слова, а вы будете записывать в тетрадь сначала нужную цифру, а затем и букву цветным карандашом, услышав соответствующий звук в словах. Помните - у буквы П- пара ног ( 2- зелёный цвет), а у буквы Т - три ноги (3-красный цвет). -туман Какая звучит буква и где находится? Пароход Пулемёт Утка ( в середине слова ) Сапоги - Молодцы! 7) Игра: -Однажды в гости к буквам пришёл волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв. //у //а ///а //у/// ///ы //я //о /// а/// е/// //ё - Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги. Какое слово спряталось в слогах ? Молодцы! 8) -Ребята, к нам в гости залетели два волшебных эльфа - мальчик и девочка (выставляю изображения эльфов). Давайте познакомимся с ними. Соберите из букв их имена. 0,П,Л,Я - Поля Т,Л,Я,0 - Толя -Чем отличаются их имена? (Написанием, значением.) -Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику? Запишем имена в тетрадях. 9) Игра: « Что задумал старичок- лесовичок?» Поля и Толя решили полететь в лес, чтобы полюбоваться природой, но старичок -лесовичок решил подшутить над эльфами и заколдовал их одежду и обувь. Они пришли к вам за помощью! Прочитайте слова на доске и «расколдуйте» вещи эльфов. За2ки ша2ка боЗинки Зуфли 2альЗо 2уховик са2оги 2лаЗье 2лащ Запишите слова в два столбика: 1 -Поля 2- Толя -Если в слове встречаются обе буквы, то слово напишите два раза - в 1-й столбик, выделяя соответствующим цветом букву П, и во 2-й столбик, выделяя букву Т. 3. Итог занятия. - Молодцы! Эльфы рады! Они улетели в лес наводить порядки в природе! Они обязательно вернуться к вам на следующем нашем занятии, чтобы вас отблагодарить. А наш урок подошёл к концу. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? - Особенно хорошо сегодня работали ( называю фамилии учеников ). Делаю замечания и пожелания. Похвалить каждого ребёнка! - До свидания. Спасибо за урок. | Дети выполняют указаннуюинструкцию. Выполняют инструкцию Печатная заглавная буква П. Печатная заглавная буква Т. Смотрят и слушают Буквы П-Т Слушают сказку Сравнивают. ( спрашиваю по желанию) Конструируют букву, обводят букву по контуру пальцем. Есть два одинаковых элемента. У буквы т есть ещё один такой же дополнительный элемент. Пишут в тетрадях число и тему урока в соответствии с инструкцией логопеда. Изучают положение органов артикуляции с помощью зеркала. Высказывают свои мнения. - Цифру 2. - Цифру 3. Слушают слово,отвечают на вопросы, делают запись букв Соответствующим цветом. - Т в начале слова; -П в начале сл. -П в начале слова.а Т на конце. - Т в середине слова; - П в середине слова. Читают слоги Записывают слоги в тетрадь, буквы П и Т пишут соответствующим цветом: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, та. ет, пё - Пот Собирают имена эльфов из букв: П ОЛЯ и ТОЛЯ. - Первой буквой. Дети меняют 3 на т, а 2 на п и читают слова. Записывают слова в два столбика для Поли и Толи. - Находили в слогах и словах буквы п и т. Находили в буквах п-т сходство и различие. | Создать положительную мотивацию, настроить на урок, сконцентрировать внимание учащихся. Развитие оптико-пространственной ориентировки. Постановка учебных задач. Сообщение темы занятия Чтение сказки: «Торопыжкина беда» Беседа. Воспитание конструктивной деятельности. Развитие мелкой моторики. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений. Запись числа и темы занятия в тетрадях. Сравнение звуков по артикуляторным признакам. Соотнесение графемы с артикулемой. Выбор символов для обозначения на письме букв занятия. Развитие фонематического слуха, развитие навыков звукового анализа. Игра: «Волшебный ластик» Дифференциация букв П-Т в слогах. Развитие зрительного внимания, звукового анализа. Дифференциация П-Т в словах. Игра. Мотивация, настрой на следующую встречу. Оценка деятельности учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР "Посуда"
Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР.Лексическая тема "Посуда" для детей средней группы логопедического пункта....
конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»
Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....
Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»»....
Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса
Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...
«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».
Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...
Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе «Азбука для Буратино»
Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе «Азбука для Буратино»...
Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...