Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.
план-конспект занятия по теме

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическое обоснование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс

Тема: Дифференциация букв П-Т.

Цель:  Учить различать буквы п – т при письме и чтении.

Задачи:

  1. научить соотносить буквы П-'Г со звуками, цветом и символами;
  2. сравнивать буквы П-Т изолированно, в слогах и в словах; -развивать у детей навыки звукового анализа; -развивать фонематический слух;
  3. развивать зрительное восприятие и внимание и память;
  4. воспитывать конструктивную деятельность; -формировать оптико-пространственную ориентировку;
  5. развивать мелкую моторику.

 Оборудование:

-стилизованные изображения букв п - т;

 -элементы букв из бархатной( можно наждачной) бумаги у каждого ребёнка для конструирования П-Т;

-листок клетчатой бумаги у каждого ребёнка;

-стилизованные изображения эльфов: девочки и мальчика, лесовика;

-зеркала.

Ход занятия:

        

Этапы урока

Действия логопеда

Действия учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент

  1. Раз, два - выше голова, -Три, четыре - плечи шире! -Пять, шесть - всем сесть. -Семь, восемь - вниманья просим!

- Дети, перед вами лежат листочки в клеточку. Ваша задача построить буквы из элементов под диктовку:

  1. от точки нарисовать две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз.

-Какая это буква?

      - от второй точки нарисуем одну клеточку вправо, две клеточки вниз, две клеточки вверх, одну клеточку вправо.

            - А это какая буква?

2. Основная часть.

1) -Молодцы! Такими печатными буквами вы писали, когда были в детском саду и в первом классе. Еще мы такие буквы видим, когда читаем печатный текст в книгах. А сейчас вы умеете писать эти буквы письменно ( выставляю стилизованные письменные буквы п-т).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего занятия.

-Правильно, молодцы!

2) -Послушайте, пожалуйста, сказку :            « Торопыжкина беда»:

Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдём гулять!», а получается : «Пойдём гуляпь». Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошёл он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты пишешь в слове три?» «Т», - отвечает Торопыжка. Так вот запомни, -говорит Знайка, что у буквы Т - три ножки, а у буквы П - пара но, т.е. две. Помни об этом и перестань торопиться.

- Ребята, наша задача исправить ошибки Торопыжки.  Вот, сегодня на уроке мы с вами будем сравнивать эти буквы, чтобы никогда не путать их.

3) – Дети, у вас на столах лежат элементы букв п – т. Ваша задача сконструировать эти буквы. Элементы разных букв – разного цвета. Как вы думаете какая буква какого цвета?

-Правильно, из зелёных элементов получается буква П.  Конструируем, обводим букву пальцем по контуру.

-  Из красных элементов получается буква  т. Конструируем и также обводим по контуру указательным пальцем.

-Чем они похожи?

- А чем отличаются?

4) – Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего сегодняшнего занятия.

   После того как вы записали число, возьмите зелёный карандаш и на следующей строчке, по центру напишите письменные буквы Пп ( делаю запись на доске разноцветными мелками). Затем возьмите красный карандаш и напишите

письменные буквы Т,т ( делаю запись на

доске).

5) -А сейчас возьмите в руки зеркало

и произнесите звук П. На что он похож?

-На глухой губной взрыв.

-Что делают наши органы

артикуляции

( губы, зубы и язык)? Губы ударяются

друг о дружку, как бы взрываются, а язык

внизу, неподвижен.

-А теперь произнесите звук Т. На что

он похож?

-На глухой стук.

-Что делают наши органы?

-Язык бьёт в верхние зубы, а губы

неподвижны.

-Звук П - губной, а губы у нас две,

при написании рукописных букв Пп мы

тоже пишем две палочки, поэтому можно

выбрать для их обозначения какую цифру?

-Правильно, цифру 2,

соответствующую количеству элементов:

п-2.

-Звук Т- переднеязычный, язык бьёт в

зубы, в артикуляции задействованы и зубы

и язык. У рукописной буквы т - три

палочки, поэтому выбираем для её

обозначения какую цифру?

- Молодцы, цифру 3.

6) Инструкция:

- Я назову слова, а вы будете

записывать в тетрадь сначала нужную цифру, а затем и  букву цветным

карандашом, услышав соответствующий

звук в словах. Помните - у буквы П- пара

ног ( 2- зелёный цвет), а у буквы Т - три

ноги (3-красный цвет).

-туман

Какая звучит буква и где находится?

Пароход

Пулемёт

Утка ( в середине слова )

Сапоги

- Молодцы!

7) Игра:

-Однажды в гости к буквам пришёл волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

//у  //а  ///а  //у///  ///ы  //я  //о ///  а///

 е///   //ё

- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

Какое слово спряталось в слогах ?

Молодцы!

8) -Ребята, к нам в гости залетели два волшебных эльфа - мальчик и девочка (выставляю изображения эльфов). Давайте познакомимся с ними. Соберите из букв их имена.

0,П,Л,Я - Поля

Т,Л,Я,0 - Толя

-Чем отличаются их имена?

(Написанием, значением.)

-Какое имя принадлежит девочке? А

какое мальчику?

Запишем имена в тетрадях.

9) Игра:        « Что задумал старичок- лесовичок?»

Поля и Толя решили полететь в лес, чтобы полюбоваться природой, но старичок -лесовичок решил подшутить над эльфами и заколдовал их одежду и обувь. Они пришли к вам за помощью! Прочитайте слова на доске и «расколдуйте» вещи эльфов.

За2ки ша2ка боЗинки Зуфли 2альЗо 2уховик са2оги 2лаЗье        2лащ

Запишите слова в два столбика: 1 -Поля        2- Толя

-Если в слове встречаются обе буквы, то слово  напишите два раза - в 1-й столбик, выделяя соответствующим цветом букву П, и во 2-й столбик, выделяя букву Т.

3. Итог занятия.

- Молодцы! Эльфы рады! Они улетели в лес наводить порядки в природе! Они обязательно вернуться к вам на следующем нашем занятии,

чтобы вас отблагодарить. А наш урок подошёл к концу.

   Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

- Особенно хорошо сегодня работали (

называю фамилии учеников ). Делаю замечания

и пожелания. Похвалить

каждого ребёнка!

- До свидания. Спасибо за урок.

Дети выполняют

указаннуюинструкцию.

Выполняют инструкцию

Печатная заглавная буква П.

Печатная заглавная буква Т.

Смотрят и слушают

Буквы П-Т

Слушают сказку

Сравнивают. ( спрашиваю по желанию)

Конструируют букву,  обводят букву по контуру пальцем.

Есть  два одинаковых элемента.

У буквы т есть ещё один такой же дополнительный элемент.

Пишут в тетрадях число и тему урока в соответствии с инструкцией логопеда.

Изучают

положение

органов

артикуляции с

помощью зеркала.

Высказывают

свои мнения.

- Цифру 2.

- Цифру 3.

Слушают слово,отвечают на вопросы, делают запись букв

Соответствующим

цветом.

- Т в начале слова;

-П в начале сл.

-П в начале слова.а Т на конце.

- Т в середине слова;

- П в середине

слова.

Читают слоги

Записывают слоги в тетрадь, буквы П и Т пишут соответствующим цветом:

пу, па, та, пут, ты, пя, пот, та. ет, пё - Пот

Собирают имена эльфов из букв:

 П ОЛЯ и ТОЛЯ.

- Первой буквой.

Дети меняют 3 на  т, а 2 на п и читают слова. Записывают слова в два столбика для Поли и Толи.

- Находили в

слогах и

словах буквы п

и т. Находили

в буквах п-т

сходство и

различие.

Создать положительную мотивацию, настроить на урок, сконцентрировать внимание учащихся.

Развитие оптико-пространственной ориентировки.

Постановка учебных задач.

Сообщение темы занятия

Чтение сказки: «Торопыжкина беда»

Беседа.

Воспитание конструктивной деятельности. Развитие мелкой моторики. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений.

Запись числа и темы занятия в тетрадях.

Сравнение звуков

по

артикуляторным

признакам.

Соотнесение

графемы с

артикулемой.

Выбор символов

для обозначения на

письме букв

занятия.

Развитие

фонематического

слуха, развитие

навыков звукового

анализа.

Игра: «Волшебный ластик»

Дифференциация букв П-Т в слогах.

Развитие зрительного внимания, звукового анализа.

Дифференциация П-Т в словах. Игра.

Мотивация,

настрой на

следующую

встречу.

Оценка

деятельности

учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР "Посуда"

Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР.Лексическая  тема  "Посуда" для детей средней группы логопедического пункта....

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид).  Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»»....

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе «Азбука для Буратино»

Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе  «Азбука для Буратино»...

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...